Особенности экономических прогнозов

Особую роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть - экономическая прогностика.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием - предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения:

· гипотеза;

· прогноз;

· план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в отличии от гипотезы имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точной цели и предвидение конкретных событий и детали исследуемого объекта. Отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность. Между прогнозом и планом имеются различия. Прогноз носит вероятностный характер, а план обязательный. План - это однозначное решение, прогноз же по своему определению имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

Примеры экономических прогнозов

Примеры экономических прогнозов всех видов имеются в литературе. К настоящему времени разработаны компьютерные системы и программные средства комбинированных методов прогнозирования. Одна из первых таких систем была создана в 70-е годы в ИМЭМО АН СССР под руководством С.А.Петровского.

Как уже отмечалось ранее, экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование в общем, может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и события развиваются по-иному, чем ранее предполагалось. Объективно имеются точки выбора, после которых рассматриваемое прогнозистами развитие может пойти по одному из нескольких возможных путей (сценарии). Выбор может делаться на разных уровнях – конкретным человеком (перейти на другую работу или остаться), менеджером (выпускать ту или иную марку продукции), конкурентами (сотрудничество или борьба), властными структурами (выбор той или иной системы налогообложения), населением страны (выбор президента), "международным сообществом" (вводить или нет санкции против России).

Например, некоторая работа имела цель: прогноз динамики валового внутреннего продукта (ВВП) на 9 лет (1999-2007). При проведении работы стало ясно, что за это время произойдут различные политические события, в частности, по крайней мере два цикла парламентских и президентских выборов (при условии сохранения нынешней политической структуры), результаты которых нельзя предсказать однозначно. Поэтому прогноз динамики ВВП мог быть сделан лишь по отдельности для каждого сценария из некоторой гаммы, охватывающей возможные пути социально-экономической динамики России.

Приведем еще один пример. К началу 1985 г. экономика СССР находилась в достаточно стабильном состоянии с ежегодным ростом в среднем 3-5%. Если бы руководство страны находилось в руках иных людей, то развитие продолжалось бы в прежних условиях и к концу тысячелетия ВВП СССР увеличился бы на 50% и составил бы примерно 150 % от уровня 1985 г. На самом же деле, из-за политических причин ВВП России за эти 15 лет упал примерно в 2 раза, то есть составил около 50 % по сравнению с 1985 г., или в 3 раза меньше, чем можно было бы ожидать из чисто экономических причин при сохранении стабильных условий 1985 г.

Заключение

Изучив вышеизложенный материал, мы можем сделать вывод, что задача экономического прогнозирования состоит в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего будущего, а также, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

Прогнозы в национальной экономике играют ключевую роль в управлении экономикой на государственном уровне. Национальное программирование должно опираться на богатый исторический опыт разработки и реализации государственных программ с учетом обновления методологии и технологии национального программирования.

Интересный факт: история появления ценников не менее интересна. Некто по имени Фрэнк Вулворт работал продавцом в магазине, но был юн, застенчив, заикался – и работодатель посчитал, что польза от такого работника мала. Вполне логично, что Фрэнка просто решили уволить. Спасти от безработицы юношу могло только чудо: хозяин пообещал ничего не предпринимать, если за одну смену горе-продавец сможет наторговать дневную выручку магазина.

Немного подумав, Фрэнк решился на нечто невиданное. Дело в том, что чуть более ста лет назад ценников в магазине не было: продавец должен был «на глаз» оценивать финансовое положение покупателя и в соответствии с тем, что подсказывала ему интуиция, называть цену.

Вулворт пошёл по другому пути. Он приклеил на каждый товар бумажку с минимальной ценой, а над стойкой с лежалым товаром написал «Всё по 5 центов!» (чувствуете что-то знакомое?). Фрэнк наторговал на 6 дневных выручек магазинчика, а потом уволился и открыл свой собственный. Вулворта, кстати, можно назвать одним из первых мерчендайзеров. Этот человек провёл чёткую черту между магазином и базаром и лишил человечество удовольствия яростно торговаться.

Наши рекомендации