Группа как основа социальной организации. Формальные, вне формальные и неформальные организации и группы.

Организация - целевая группа или система социальных групп. Организацию отличает ориентированность на достижение социально значимой цели, а также высокая степень формализации.

Главная функция формальной организации – соединение людей со средствами и целями коллективного труда, а ее основанные особенности – рациональность (стандартизация). Безличность, функциональность.

На деятельность современных формальных организаций оказывают влияние процессы развития информационных технологий и роста квалификации работников.

Неформальные организации – это альтернативная подсистема социокультурной, социально – психологической регуляции поведения. Которая спонтанно складывается в результате длительного межличностного общения и действует в организации на уровне малых групп.

Малая группа – это объединение людей (не менее 2 человек), которые имеют общую цель, общие нормы взаимодействия, осознают свою принадлежность к этой группе и находятся в непосредственном межличностном контакте.

Малые группы являются основными элементами горизонтальной организационной структуры и также разделяются на формальные и неформальные. Формальные группы создаются искусственно для выполнения определенной задачи, их деятельность сознательно координируется. Образование таких групп оформляется юридически. Их отличительным свойством является наличие стандартизированной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований.

В качестве признаков формальных статусов и ролей выступают: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации; название должности и ее место среди других должностей организации; поощрения, награды и наказания, соответствующего данному статусу; физическая локализация сотрудника внутри организации и степень его доступа к информации.

Неформальные группы образуются на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий, в них институализируются связи между людьми, а не статусами. Неформальным группам свойственны относительная независимость от официальных структур; часто смутное осознание целей групповой деятельности; неформальный контроль над членами группы.

В этих группах развивается взаимозависимость, ее члены постоянно оказывают влияние на поведение друг друга, способствуя удовлетворению личных потребностей.

В количественном отношении состав неформальной группы может совпадать или не совпадать с составом формального подразделения. Крупная группировка имеет тенденцию распадаться на несколько малых групп (клик). Численность готовой к распаду крупной малой группы должна превышать 10-15 чел.

Клики сплачиваются на основе общности интересов и ценностных ориентаций и образуют группу в группе. Управлять такой группой очень сложно, т.к. формальному руководителю приходиться иметь дело не с одним неформальным авторитетом , а с несколькими.

Членство в неформальной группе может быть прекращено через формальную структуру (перевод в другой отдел организации или на другой уровень в иерархии).

Неформальная группа выдвигает собственного лидера, который отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать конфликты, устанавливает связи вне группы и использует их, что способствует адаптации группы. В некоторых случаях неформальное лидерство совпадает с формальной должностью руководителя.

Неформальное ролевое взаимодействие в рабочей группе часто выстраивается как иерархическое.

Шиндлер А.

· Альфа – лидер, наиболее энергичный (сильный) и авторитетный член группы, побуждающий к действиям, придающий людям уверенность.

· Бета – эксперт, второе лицо в группе – менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа, отвечает за групповые нормы.

· Гамма – более пассивные, приспосабливающиеся члены группы, они классифицируются следующим образом:

v Приближенные, соратники лидера, его команда (ядро, актив)

v Инертные работники, часто становящиеся жертвами манипуляций руководителя

v Группа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться – на них воздействуют с помощью «кнута и пряника»

v Шут, позволяющий себе ( с разрешения лидера) критические выпады, поддерживающий видимость свободы.

· Омега – своеобразный «козел отпущения», лицо, принимающее на себя групповую агрессию.

· Р – оппозиционер, противник, активно выступающий против лидера.

Стабильные неформальные роли, необходимые для успешного функционирования, принимаются членами рабочей группы на определенном этапе ее развития. Обычно выделяют 4 основные стадии (фазы) развития группы (возможна и 5 фаза, которая характеризует завершение, прерывание совместной деятельности): 1) стадия формирования, 2) конфликтная стадия, 3) стадия нормализации, 4) исполнительная стадия.

На первой стадии члены группы осторожно выясняют, какие ценности имеют приоритет, каковы границы взимноприемлемого поведения. Люди обычно испытывают чувства смущения, беспокойства относительно будущей работы, подозрения, нетерпения, «оптимизма». Они ищут общения с руководителем, ждут объяснения целей, планов, нуждаются в социально-психологических ориентирах. Для этой стадии характерно «светское», «фасадное» общение, отказ от личностного самовыражения.

Вторая стадия – конфликтности или психологического напряжения («шторминг»). Члены группы пытаются утвердиться в своем статусе, определиться в служебной иерархии. Характерны резкие колебания отношения к членам группы, оборонительность и соревновательность; разбивка на фракции, борьба за лидерство. Вследствие этого устанавливается повышенная напряженность, выдвигаются нереальные цели, блокируются интересы. Постепенно сослуживцы начинают понимать друг друга, прилагать усилия для совместного достижения целей.

Стадия нормализации (установления норм) характеризует распределением обязанностей, групповых ролей, уровня лояльности. Члены группы сосредоточены на вопросах совместной деятельности, производства. Отношения противоборства, конфликта постепенно смещаются в сторону сотрудничества. Формируется ощущение принадлежности к группе (принятие членства в группе, групповая идентификация). Появляется возможность конструктивного выражения критики, устанавливаются взаимопомощь и доверенность, консенсус относительно важных стандартов и поведенческих норм. Принятие различий позволяет сотрудникам больше времени и энергии тратить на общее дело.

Стадия деятельности или исполнительная фаза позволяет членам группы эффективно выполнять поставленные задачи. Сотрудники сформулировали ролевые ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга. Они стали способны на конструктивное самоизменение, могут предвидеть и предотвращать проблемы. Сотрудники получают удовлетворение от продвижения группы.

Стадия завершения реформирования, расформирования связана с прекращением проекта или уходом из группы ключевых фигур.

Неформальные (скорее сплоченные) группы могут негативно влиять на деятельность организации:

1. Сопротивляются переменам, стремятся сохранять нормы, уже утратившие свою функциональность

2. Передают искаженную информацию (слухи)

3. Ставят цели, противоречащие общим целям формальной организации

4. Не сотрудничают с другими группами в той мере, в которой должны

5. Слишком много рабочего времени тратят на социальной общение.

Взаимоотношения формальной и неформальной организаций диалектичны и носят чаще характер взаимодополнения. В неформальной организации проходят проверку нормы и образцы поведения. Отсутствие проверки приводит к формальному закреплению этих норм и их не соблюдению.

Наши рекомендации