Социальная среда организации. Организационное развитие.

Внутренняя среда определяется целями, стратегией, технологией, размером организации, типом персонала, типом организационной структуры.

Цель. Друкер выделяет примерный набор целей деловой коммерческой организации:

· Обеспечение продуктивности

· Обеспечение материальных и финансовых ресурсов

· Нововведения, прибыльность

· Развитие системы управления и самореализация менеджеров

· Определение секторов рынка, с которыми работает фирма

· Признание организации со стороны внешнего окружения.

Стратегия – разновидность перспективного плана развития организации с учетом изменения внешней среды и потенциальных возможностей организации.

2 типа стратегий коммерческих организаций:

· Оборонительная стратегия – ориентирована на закрепление ранее завоеванных позиций на рынке и предполагает развитие фирмы на основе ее слияния с организациями – продавцами и поставщиками ( линейно-штабная или неофункциональная структура).

· Позитивная стратегия – активный поиск новых рынков и создание новых направлений деятельности (дивизионная структура).

Технология – система средств деятельности; алгоритм любой деятельности по достижению определенного результата.

Размер организации – связан с численностью ее персонала и определяет переменные: степень специализации, структурная дифференциация (число подразделений), степень стандартизации и формализации деятельности.

Тип персонала – это совокупность работников предприятия и их специфическими навыками, знаниями, культурой, являющимися объектом управленческой деятельности.

Организационная культура – это сложная многоуровневая система, центром которой является набор разделяемых большинством членов организации базовых ценностей и представлений, определяющих их поведение.

Внешняя среда организации (или ее окружение) – задает правила и ограничения функционирования организации, является источников ресурсов, сферой конкуренции, кооперации и обмена деятельностью между организациями, а также фактором, стимулирующим развитие организации.

Социальные факторы, характеризующие внешнюю среду:

· Система образования и подготовка кадров

· Психологическое состояние и состояние здоровья населения

· Культурные особенности, традиции и менталитет населения

· Особенности политической системы

· Степень участия государства в социальной поддержке граждан

· Развитость отношений социального партнерства

Внешняя среда может представлять собой и совокупность разнородных сегментов, с которыми взаимодействуют подразделения организации.

Факторы внешнего окружения для организаций государственного и муниципального управления:

· Система законодательной власти, задающая основные параметры администрирования.

· Группы интересов

· Общественное мнение

· СМИ

· Международные организации, контролирующие деятельность отдельных органов власти и управления.

Макроокружение – это общие характеристики культуры, социокультурные ценности. Микроокружение – это другие организации и субъекты деятельности, с которыми связана организация.

Характеристики внешней социальной среды:

· Степень ее предсказуемости и определенности

· Типы и степени зависимости одной организации от другой.

Мотивация руководителей предприятий, которые реализуют внешнюю социальную политику:

· Альтруистическая мотивация – стремление помочь тем, кто в силу обстоятельств оказался в сложной ситуации.

· Мотивация защиты собственного бизнеса - забота об укреплении стабильности внешней социальной среды.

· Мотивация достижения политического статуса - необходимость накопить политический капитал.

· Мотивация продвижения бизнеса – необходимость позиционировать себя на рынке.

Внешняя социальная политика по формированию и поддержанию социальной инфраструктуры определяется руководством организации либо самостоятельно, либо во взаимодействии с региональными и местными органами власти, может иметь характер разовых благотворительных акций либо системного участия в социальных проектах.

Внешняя социальная политика помогает снять социальное напряжение, смягчить противоречия.

Организационное развитие – это процесс качественных структурных изменений в организации, который приводит к позитивным результатам (достижение цели, освоение новых направлений, удержание власти, структурная дифференциации, усиление независимости). Основу организационного развития составляют изменения или нововведения в организации. Наука, изучающая целенаправленные изменения, нововведения в организации, называется инноватикой. Между целью инновации и стабильностью организации возникает противоречие. Для преодоления его в инновационном управлении необходимо опираться на принципы:

· Принцип простоты – предполагает уменьшение числа ступеней иерархической лестницы, промежуточных структур и элементов власти. Он может быть реализован только при наличии достаточно развитых человеческих ресурсов и духовных сил.

· Принцип автономности – означает, что только при условии свободы действий и ответственности члена организации создается возможность творческого отношения к делу и одобрения инновационных поисков.

· Принцип управления – базируется на культуре, подразумевает формирование в рамках организации автономных самоуправляющихся общностей, воздействовать на которые можно только через культуру индивида.

Наши рекомендации