Осн. теории элит. Функции, типология, циркуляция элит.

Политич. элита – внутр. сплоченная, составл. меньшинство соц. общность, выступ. субъектом подготовки и принятия важнейших стратегич. решений в сфере политики и облад. необход. для этого ресурсным потенциалом. Ее характер. близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Использ. политич. элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Важн. характер. ПЭ явл. способ легитимации власти, обуславлив. механизмы выработки и принятия полит. решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения. Функции ПЭ и ее качества необх.для выполн. ф-ций: соц. предназначение полит.элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, кот. она выполняет. Они многообразны, сложны, связаны с большей ответств. Содержание и границы функции, выполн. полит. элитой, определ. констит. страны. Так и происходит в странах с легитимным существов. полит. власти, где полит. ситуация характер. стабильностью. Однако в реальной жизни случаи расхождения между констит. и реальной властью очень не редки. Наиболее существенные: стратегич., коммуникат., организат., интеграт.На 1 месте стратегич. Функция (содерж. в разраб. стратегии и тактики развития общества, определ. полит.программы действий). Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих обществ. потребности в радик. переменах, в определении стратегич. направл. обществ. развития, в выработке концепции назревших реформ.Стратег. функция в полной мере может быть реализована на высшем уровне полит. элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.Успешная реализ. стратег. функции полит. элиты определ. не только качеств. кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого к выработке политич. курса страны. Она зависит так же от состояния обществ. мнения в стране, его отражения в приним. полит. решениях. Речь идет от след. важнейшей функции полит. элиты – коммуникатй – предусм. эффект. представление, выражение и отражение в полит. программах интересов и потребностей различных соц. групп, а так же слоев населения и реализацию их в практич. действиях. Эта функция вкл. в себя умение видеть особенности настроений различных соц. общностей, быстро и точно реагировать на изменения в обществ. мнении по различным животрепещущим вопросам. В целях налаж.я тесных контактов с различными соц. группами в каждом госуд. полит. руководство использует регулярные личные встречи с людьми, поездки по стране и т.д.Организат. функция. ПЭ во все времена сталкивалась с необходим. организовывать массы. Среди потенц. политич.элит наиболее эффект. будут те, кот. в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.Теория «циркуляции элит» В.ПаретоВ.Парето, введший в политич. науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управл. (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последоват. сменяющих другдруга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использ. силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою властьпропагандой, они мастера политико-финанс. комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис»эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определ. преимущ., кот. постепенно перестает соответ. потребностям руководства обществом. Поэтому обеспеч.равновесия соц. и полит. системы требует постоян. замены одной элиты другой.Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, вход. в состав ПЭ (контрэлиты), наделены характер. для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего соц. статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизир. контрэлита, претенд. на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необх. поддержка масс, кот.она побуждает к активным действиям и с помощью кот. свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающ. качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некот.время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историч. движение общества, кот. предстает как история постоян. смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегиров. меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, – лишь борьба элит, смена правящей и потенц. элиты.





39 Полит. кризисы и конфликты: источники, виды и роль в обществ.-полит. жизни.Обществ. жизнь насыщена многообраз. конфликтами. Сущ. множество типологий конфликтов. В завис. от сферы проявления различают экономич., соц., культ., конфессион.е, политич. конфликты. Полит. конфликты предст. собой вид соц. отношений, где взаимод. полит. интересы и их носители, а также применяются полит. методы борьбы и разрешения конфликтов. Полит. конфликт - столкновение, противоборство полит. субъектов, обусловленное противоположн. их полит. интересов, ценностей взглядов.В самом широком плане источники или причины политич. конфликтов подразделяются на внесоциальные, соц. и комбинир.Однако в качестве осн. причины полит. конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную дифференц. общества, определ. несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Неравенство соц. позиций означает неодинак. доступ к ресурсам развития индивидов, соц. групп и сообществ людей. Наиболее яркими формами полит. конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражд. война.Полит. конфликт можно определить как теорет. и практ.противоборство субъектов политики за возможность трансформир. или сохр. соц. порядок. Реализации этой возможности способствует обладание инструментами госуд. власти - финансами, репрессивным аппаратом и т. д. Поэтому первейшей задачей участников полит. конфликта является удержание или завоевание госуд. власти. Вместе с тем полит. конфликт не ограничив. только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему. В нем разверт. борьба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общ.-политич. группами и их лидерами.Сущность полит. конфликта.Конфликт – столкн. 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интересов в условиях противодействия. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такую общ. систему, при кот. требов. всех были бы удовлетворены.Для Зап. теоретиков конфликт – это неантагонистическое противоречие, убежденность в возможности их регулирования, при этом соц стабильность счит. нормальным состоянием общества, а конфликт временным.Полит. конфликт – состояние полит. отнош., в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти.Сущность конфликта в несоответ. между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники противостоят один др. по причине несовмест. их пол. интересов, связанных с вопросами осуществ.пол власти. В основе всех полит. конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкн. пол интересов.Роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису.Полит. кризис – состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения. Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность госуд. и его органов выполнять необход. функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной полит. системы. Во всех случаях пол кризис можно рассматр. как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития.Три типа пол конфликтов:- к-т интересов – преобладает в эконом. развитых устойчивых гос-вах, где нормой явл. дележ экономич. пирога. Легко поддается урегулир.- ценностный к-т – более характерен для развив. гос-в с неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.- конфликт идентификации – характерен для обществ, в кот. субъект отождествл. себя с определ. группой (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом.Выдел. также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти.Наиболее значит. всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти во всеобщие.Выделяют разные виды пол конфликтов:- к-т общ-экон и соц-пол систем, кот обусловл разные гос интерпретации- межгос конфликты (вооруж. и невоор.)- внутрипол конфликты обуслов. разными интересами тех или иных групп. Эти конфликты делятся на межклассовые, межнацион., межпарт, внутрипарт и межличностные.Предметом межнац конфликтов явл. неурегулиров. территор проблем, экономич дискриминация. Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта гос власть. В своей деят. партии не ограничив. пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможн. Межлич конф имеют место как между представит разн партий, так и между одной партии.

Наши рекомендации