Консерватизм (неоконсерватизм). Социализм (социал-демократизм)
Политическая идеология – это система социально-политичидей, представляющих теоретически оформленное выражение самосознания определенных социальных групп общества.
Консерватизм как политич идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к гос-ву, социальному порядку.возник как реакция на Великую Франц революцию 1789—1794. Потрясенные попытками радикального политич переустройства духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Система воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политич ориентиры:
1)признание существования раз и навсегда установленного универсального морального порядка, санкционированного религией;
2)естественное неравенство людей необходимым образом делит их на управляемых и управляющих, что явл основой для правления аристократии;
3)в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должны быть закреплены за гос-вом (предпочтительный политич режим – монархия);
4)неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;
5)убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деят независимого суда;
7)понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы.
Неоконсерватизм: идеологич течении, сформировавшееся в качестве своеобразного ответа на экономич кризис 1973—1974, массовые молодежные движения протеста в Зап Европе.
неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологичравновесия – в этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, соц стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и гос-ва и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком гос порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохран в обществе чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без кот никакое экономич и технич развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.
Осн ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, кот должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Гос-во неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политич ассоциации, развивая институты гражданского общества.
Наряду с признанием того, что предпочтительным политич устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и гос-ва явл демократия, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, Бжезинский, Кристалл) уделяли большое внимание разработке программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих гос-во от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов.неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным гос-вом.
Неоконс вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, кот оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.
Социализм: Теоретическое оформление идеи социализма получили в 19 в, хотя были известны в древнейшие времена.Ранние идеологи: Т. Мор, Т Кампанелла, Ж. Ж. Руссо, Ф. Бабёф, К.-А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. В сер 19 в. социализм теоретически обосновали К. Маркс и Ф. Энгельс, интерпретируя его как фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества – коммунизма.
социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает знач экономичсвободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политич регулирование экономич и социальных процессов, сознательное установление гос-вом норм и принципов социального равенства и справедливости.главными прерогативами в социалистич доктрине явл гос-во, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.
Ленин разработал учение об этапах социалистич революции, о сломе «буржуазной гос машины», «диктатуре пролетариата», рассматривал социализм как непосредственную политич цель деят партии «нового типа».Эволюционистскую линию марксизма развивали немецкие теоретики А. Бебель, Э. Бернштейн. В становлении соц справедливого общества они были нацелены на мирные средства достижения цели, классовое примирение. Особое внимание уделяли развитию демократии. Наряду с общегуманстическим содержанием выявились пороки этой идеологии: негативное отношение к экономич неравенству, к конкуренции, принципам неодинакового вознаграждения за труд.
Социал-демократизм: развивалась на реформистских началах. В качестве основы Бернштейн выделил три идеи: свобода, равенство, братство.всегда отстаивала приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, Реформирование, а не уничтожение буржуазного общества, Развитие народовластия, демократии, Социальная защищенность, Развитие рабочего самоуправления, Акцент на нравственно-этических факторах общественного развития.