Виды политических идеологий: либерализм, консерватизм, социал-демократия, неолиберализм, неоконсерватизм, коммунизм.

Государственная идеология содержит в себе представления граждан о путях развития общества и государства и детерминирует приоритеты текущей государственной политики. Идеология государства находит свое концентрированное выражение в государственной конституции. Этот документ символизирует собой своего рода общественный договор о том, каким граждане хотят видеть общественный порядок и что они полагают в качестве социальной и политической справедливости. В нем зафиксированы основополагающие принципы демократического правления – порядок избрания органов власти, правила, регулирующие деятельность государственных чиновников, способы разрешения политических конфликтов. Гражданское образование обеспечивает постепенное вовлечение индивида в социум, его становление в качестве самостоятельного субъекта социальных и политических отношений. Оно помогает человеку адаптироваться в данной политической системе, учит его строить свои отношения с властью и обществом на правовой основе. Государственная идеология Республики Беларусь содержится в ее Конституции.

Главными задачами :политическое просвещение, формирование гражданских компетенций, воспитание социально значимых качеств личности. Важнейшими из них являются:– чувство личного достоинства (уважение к своей персоне, осознание своей значимости);
– самостоятельность (способность к ответственным решениям и просвещенному выбору; экономическая, моральная, гражданская автономия личности);
– толерантность
– солидарность (чувство сопричастности ко всему, что происходит в обществе, готовность участвовать в решении его проблем);
– ответственность – критическое отношение к власти;
– готовность отстаивать свои права и свободы.

Полит.участие

Полит. уч- вовлечение членов общества в полит.-властные отношения, выполнение действий, выражающих интересы, воздействие на органы власти. Вплоть до середины ХХ в. политическое участие трактовалось преимущественно как участие в выборах и государственном управлении. Впоследствии это понятие стало применяться к действиям любого человека, будь то политический деятель, государственное должностное лицо или обычный гражданин, активно участвующий тем или иным способом в осуществлении политики в рамках политической системы любого типа.

Типы:

-прямое (непосредственное)-в рамках небольшой полит. общности; общественно-полит. организации; неформальные организации в различных манифестациях, выборах, избир. кампаниях, референдумах.

-представительное (опосредованное) осуществление и реализация интересов соц. субъектов через представителей.

Формы:

«+» добровольное участие

«–» полит. иммобильность –неучастие, негативное отношение к полит. системе, бойкот.

Особая форма- чтение полит. лит-ры, просмотр полит. передач –это переход от + к –.

Самая высшая форма- полное участие- это сознательное, постоянное участие в митингах, выборах, выставление своей кандидатуры на выборах.

Мотивы: стремление к власти, соц. защита, получение определенных привилегий, карьерный рост, улучшение материального положения.Формы политического участия:

выборы

референдумы

политический протест

31.Понятие и стадии полит. Процесса Политический процесс — совокупность действий всех субъектов политических отношений, связанная с обеспечением формирования, изменения, преобразова­ния и функционирования политической системы в про­странстве и времени. Стадии:

1. конституирование, становление политической системы.

2.функционирование.-стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов.

3. развитие - частичные изменения в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни.

4. разложение, упадок.

Структура политического процесса включает систе­му политико-властных отношений и политической дея­тельности социальных общностей, слоев, групп и инди­видов. Среди политических процессов выделяются ба­зовые и периферийные. Единый политический процессподразде­ляется на следующие четыре стадии: конституирование политической системы (формирование ее органов, институализация); воспроизведение компонентов и признаков политической системы; принятие и испол­нение политико-управленческих решений; контроль за функционированием и направлением развития поли­тической системы. Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат консерватизм(сохранение постоянст­ва, неизменности политической системы, недопустимость ее трансформации) и революционаризм (непре­рывная и крутая ломка форм организации политической жизни). Общим следствием двух крайностей служит не­гативное отношение к политике, государству, рациональ­ной регуляции социальной жизни. Политические процессы бывают двух типов: внеш­неполитические и внутриполитические. Последние под­разделяются на открытый и теневой. Революция— это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы .Реформахарактеризуется постепенностью преобразований, а в ее программе акцент делается на доведение до конца. Восстание— политический процесс, характеризую­щийся некоторым уровнем организованности и структу­ры, большой ролью руководителей, нечеткостью, огра­ниченностью и негативностью целей, направленных на заме­щение функции господствующей группы в старом обще­стве. Бунт— массовое действие с неопределенностью по­литических целей, с высокой степенью интенсивности, активности его участников, ограниченное временем про­текания и проблемой. Мятеж— действие с ограниченным числом участни­ков и вооруженным характером, возникающее как ре­зультат продуманной и целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Путчвыражается в вооруженных действиях, не опи­рающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуа­ции, ни на продуманную программу Политический протест— разновидность негатив­ной реакции индивида (группы) на сложившуюся в об­ществе политическую ситуацию или конкретное дейст­вие отдельных органов государства. Политическая кампания— система коллективных действий, рассчитанная на достижение определенных це­лей, таких как изменение структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий. Прямое действие в политике.Существует два ос­новных типа политических процессов: воздействие на политическую власть через пред­ставительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы (через референдумы, например);"прямое воздействие" — непосредственное влия­ние граждан на органы политической власти через ис­пользование разнообразных форм политической актив­ности: Митинг— собрание людей с неограниченным соста­вом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы Забастовка — прекращение работы с целью поли­тического давления, предъявления определенных требо­ваний и настаивание на их принятии. Политический конфликт— разновидность конкурентного взаимодействия двух и более сторон, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Источники политических конфликтов: 1.социальные факторы (несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресур­сов и т. д.); 2.расхождения людей в базовых ценностях и поли­тических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий; 3. процесс идентификации граждан, осознания ими принадлежности к социальным, этническим, религиоз­ным и прочим общностям и объединениям. Два общих пути примирения сторон:1.Мирное урегулирование конфликта в результа­те 2.Примирение на основе принуждения. Консенсус- процедура регулирования взаимодей­ствия социальных групп, в ходе которой удается сфор­мулировать в наиболее обобщенной форме то общее, что содержится в разнообразных частных интересах, целях конфликтующих сторон. Диалог— такая процедура согласования интересов участников политического процесса, в которой каждый из них рассматривает другого в качестве субъекта, т. е. признает его носителем специфических интересов, кото­рые нужно принимать во внимание, уважать и учиты­вать..Компромисс— процесс достижения согласия путем взаимных уступок при столкновении интересов и стрем­лений взаимодействующих сторон.



Наши рекомендации