Современные типы политической идеологии: либерализм, консерватизм, марксизм, социал – демократизм, социал – реформизм.

Идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.

В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.

Политическая идеология создается деятельностью определенных слоев или даже отдельных личностей. Идеология является питательной почвой для формирования общественно-политических движений.

Структура идеологии:

политическая теория

общественно-политический идеал ("светлое будущее")

концепция политического развития

политические символы

Либерализм(от латинского liberalis — свобода) — идейно-политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности.

К основным принципам либерализма относятся:

Безусловная ценность человеческой личности.

Изначальное равенство перед законом.

Неотчуждаемые права.

Договорной характер отношений индивида и государства.

Верховенство закона как инструмента социального контроля.

Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.

Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества.

Анархизм (в переводе с греческого — безвластие) — социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государственной власти и выступающее за освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Основным принципом анархизма является добровольность человеческих взаимоотношений.

Марксизм теоретически обосновывает необходимость классовой борьбы ради построения бесклассового общества, основанного на коллективизме, равенстве, высоком уровне производства и сознательности людей. В коммунистическом обществе реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям!».

Социал-демократия (социал-реформизм) обосновывает необходимость реформирования капиталистической системы с целью построения социального государства. По мнению социал-демократов, необходим диалог между народом и крупными собственниками, посредником в котором должно выступить государство.

Либерализм

Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма, родоначальни­ками которой были Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит (1723—1790), обосновавшие процесс обособления и становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося в недрах феодализма буржуа. Эко­номически активная, но политически бесправная, буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность разли­чающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор ли­беральных ценностей.

Исходным тезисом либеральной, идеологии является положение о священности и неотчуж­даемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собствен­ность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида связаны с наличием зрелого гражданского общества, правового равенства граждан, политического плюрализма как принципа организации жизни общества на началах многообразия, правового госу­дарства с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества.

Глубокий кризис первой трети XX в. (1929— 1933 гг.) обнаружил известную слабость либе­рализма в сдерживании процессов нарастания социального неравенства, что потребовало некоторой модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, расширены социальные функции госу­дарства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, идея жест­кого распределения политических ролей управляющих и управляемых сменилась тезисом о консен­сусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической сис­темы признаются справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на мо­ральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. Следова­тельно, неолиберализм предполагает, что государство должно ограждать личность от злоупотребле­ний и негативных последствий функционирования рыночной системы.

Консерватизм

Исходными ценностями консервативной политической доктрины являются порядок» ста­бильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не дого­вора и объединения граждан, как в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем ес­тественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль ско­ро логика прогресса задана свыше, то противоестественно вмешиваться в естественный ход истори­ческого развития. Принимая принципы частной собственности, рынка, свободного предприниматель­ства, консерваторы трактуют их как результат развития естественного жизненного начала. Политиче­ским идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация, т. е. власть принадлежит элите, а свобода трактуется как подчинение власти и лояльность к ней. Кон­серватизм возник не как идеология новых классов, наоборот, он был реакцией на новые условия ухо­дящих с исторической сцены классов, например аристократии.

Однако следует отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тэтчеризм (Англия), которые слишком далеко ушли от первоначальной идеи.

Во-первых, произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенно ограничены экономические и социальные функции государства, что выразилось в приватизации государственной собственности и сокращении со­циальных программ.

Во-вторых, введение некоторых новых положений и идей сделало консерватизм идеологией широких слоев «среднего класса» западного общества. Исторической заслугой неоконсерватизма стала его способность сформулировать и предложить решение актуальных проблем, вызванных эко­номическим спадом 70-х годов XX в. Требовались структурная перестройка экономики, отвечавшая потребностям нового этапа технологической революции, и создание новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореализации личности. Неоконсер­ватизм органично соединил старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эры (творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие культуры, образования, активное привлечение рабочих к управлению производством).

Социал-демократизм

Наряду с либерализмом более жизнеспособной и социально эффективной на практике стала идеология социал-демократизма, представляющая собой в значительной мере центристскую поли­тическую ориентацию. Возникнув более ста лет назад, она оказалась удивительно прагматичной, что позволило ей обнаружить высокую жизненную силу идей, несмотря на радикальные изменения в ми­ре. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, теряли полностью свой ав­торитет в обществе, идеология социал-демократизма усиливала свое влияние в мире. Социал-демократическая идеология является сегодня политической доктриной центристских сил, хотя заро­ждалась она как левая идеология внутри марксизма. Однако пластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволили ей органично изменяться вместе с изменениями социальной действительности. Она интегрировала достижения политической мысли различных направлений (например, марксизма и либерализма) и создала идеологию, выражавшую ин­тересы широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Это обстоя­тельство вызывает интерес к идеологии социал-демократизма, поскольку выделяет ее из обычного ряда политических идеологий отсутствием претензии на глобальность и жесткую нормативность.

Теоретические основы социал-демократизма были заложены немецким социологом Э. Берн-штейном (1850—1932) в работе «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899), в которой он обосновывал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осущест­влял ревизию выводов классического марксизма. Впоследствии многие идеи Э. Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, которая была сформулирована на учреди­тельном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции «демократического социализма». Главными ценностями «демократического социализма» признавались свобода, справедливость, соли­дарность. Реализовать эти ценности можно, по мнению авторов концепции, лишь посредством эко­номической, политической и духовной демократии. Поэтому в декларации социализм характеризует­ся не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в реализации назван­ных ценностей, обогащения их реального содержания. «Социализм» в большей степени выступает как нравственная категория, нежели экономическая, хотя социал-демократия не отказывалась в то время от обобществления, ограничивая его экономической целесообразностью.

Концепция «демократического социализма» рассматривает социалистическую цель не с по­зиций экономического детерминизма, как у коммунистов, а исходя из предположения об ограни­ченной познавательной силе любой общей теории, поскольку всякая теория нуждается в постоянной коррекции, уточнениях, пересмотре, исходя из реальных условий. Поэтому на учредительном кон­грессе социал-демократы отказались от единой идеологической основы своего движения; более того, в Социнтерне перестал действовать довоенный принцип обязательности решений для партий, входя­щих в него. Каждая партия является самостоятельной и отвечает лишь перед своими членами и изби­рателями, что обеспечило Социнтерну организационную устойчивость. На практике концепция «де­мократического социализма» успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегии и т. д.

Наши рекомендации