CXLIII. Организационный момент
CXLIV. Актуализация знаний
CXLIV. Словарная работа
- Выпишите из словаря пять слов с безударной Е и пять слов с безударной О. Обозначьте проверяемую безударную гласную.
- Орфографическая минутка
- Запишите ответы на вопросы. Рядом напишите проверочные слова.
Где растет морковь? (На грядке.) Буквы пишут где? (В тетрадке.) Чистим что мы? (Чистим зубки.) Надеваем в холод? (Шубки.) Любим все? (Снежки, салазки.) А читаем часто? (Сказки.)
- Какое правило повторили? Как проверить парную согласную в корне слова?
- Напишите еще два слова на это правило.
— Самоопределение к деятельности
- Какие части речи вы знаете?
- Что обозначает имя существительное? имя прилагательное? глагол?
- Прочитайте предложения. Определите части речи.
Мяч забросили сетку ворот. Лесную тропку кустов выскочил зайчик.
- Что вы замечаете? (Не хватает предлогов.)
- Допишем предлоги. (Мяч забросили в сетку ворот. Налесную тропку из кустов выскочил зайчик.)
- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении.) . — Какие предлоги вы знаете?
- Назовите тему урока.
CXLV. Работа по теме урока
Упр. 183 (с. 108).
(Самостоятельное выполнение.)
- Прочитайте слова тетушки Совы на с. 109.
- Что такое предлог?
- Для чего служат предлоги?
- Перед какими словами пишутся предлоги?
- Перед какими словами никогда не пишутся?
CXLVI. Физкультминутка
(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.) Утром на лесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку.
CXLVII. Закрепление изученного материала
Упр. 185 (с. 109).
(Выполняется с комментированием.)
- Прочитайте предлоги с буквой А.
- Прочитайте предлоги с буквой О.
- Прочитайте предлоги, которые состоят из двух слогов.
- Прочитайте предлоги, которые состоят из одного звука. Упр. 184 (с. 108).
(Самостоятельное выполнение.)
CXLVIII. Рефлексия
(На доске запись.)
... полю бежит ... волка заяц.... лесу ... поляне прыгали белочки. Ребята ... опушке леса нашли спелую землянику. ... кошки зеленые глаза и кисточки... ушках.
- Спишите, вставляя нужные предлоги.
(Один учащийся выполняет задание на доске, остальные — в тетрадях.)
CXLIX. Подведение итогов урока
- О какой части речи говорили сегодня на уроке?
- Что новое узнали о предлоге?
- Для чего служат предлоги?
- Перед какими словами пишутся предлоги?
- Перед какими словами никогда не пишутся?
- Что понравилось на уроке?
- Что хотели изменить?
Домашнее задание
Выполнить упр. 186 (с. 109).
Урок 1 43. Раздельное написание предлогов со словами
Цель: развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.
Ход урока
CL. Организационный момент
CLI. Актуализация знаний
CLI. Словарная работа
- Отгадайте загадку.
Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во все стучится норы, Напевает у воды. «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех... (апрель).
- Это новое словарное слово. Какая гласная ударная в слове?
- Какая гласная безударная? Написание этой буквы надо запомнить.
- Разделите слово на слоги и для переноса.
- Запишите однокоренное слово. (Апрельский (день).)
- Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Письмо, коньки, пьют, семья, капелью, Демьян, свинья, белье, сильный, колокольчик, певунья, хохотунья, просьба, кольцо, скользко, ученье.
- Запишите слова в два столбика.
- Какие слова вы записали в первый столбик? (Слова с разделительным мягким знаком.)
- Какие слова вы записали во второй столбик? (Слова с.мягким знаком — показателем мягкости.)
- Что показывает разделительный мягкий знак?
- Допишите еще слово в каждый столбик.
— Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
О (- I
Выходить... Идти ...
(дом) (лес) (брат)
Говорить... Заботиться
(щенок)
CLII.Объедините слова.
CLIII.Какая часть речи помогла объединить слова? {Предлог.)
CLIV.Для чего служит предлог?
CLV.Как пишется с другими словами?
CLVI.Спишите, раскрыв скобки.
Тропинка (с)пускалась (с)горы. Цветы (под)резали (под)корень.
CLVII.Объясните написание. (У глаголов предлогов не бывает, поэтому пишем слова слитно. У существительных предлоги есть, поэтому слова пишем раздельно.)
CLVIII.Назовите тему урока.
- Работа по теме урока
Упр. 189 (с.111).
(Самостоятельное выполнение.)
CLIX.Как доказать, что предлог пишем отдельно от других слов? (Между предлогом и словом можно вставить другое слово.)
Упр. 191 (с. 112). (Самостоятельное выполнение.)
- Физкультминутка
В небе плавает луна, В облака зашла она. Раз, два, три, четыре, пять — Мы должны луну достать. Шесть, семь, восемь, Девять, десять — И пониже перевесить.
- Закрепление изученного материала
Упр. 191 (с. 112).
(Самостоятельное выполнение.) Упр. 187 (с. 110). (Самостоятельное выполнение.)
- Рефлексия
(На доске запись.)
(В)л..сахцв..тет орешник. (По)опушкам л..сов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Орел (с)вил себе ш..здо на высоком д..реве. Л..са (до)бралась (до)курятника.
CLX.Спишите текст, раскрыв скобки.
CLXI.Назовите существительные с предлогами.
CLXII.Назовите глаголы.
CLXIII.Объясните написание проверяемой безударной гласной. Подберите проверочные слова.