Формирование первых буржуазных политических партий в японии

Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится к 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает "либеральная партия". К ней примыкали умеренно настроенная часть крестьянства и мелкие собственники. В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзюито в полуправительственную партию. В 1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциация политических друзей"). Членами ее могли стать депутаты парламента, чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председатели акционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков, капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупные налогоплательщики.

Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн "Мицуи". Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партия минсейто ("партия народной политики"). Таким образом, хотя слабость японского парламента исключала строгость партийных кабинетов, но приближение к партийной системе все же было.

В 1882 году была сделана попытка создать социалистическую партию – Партию конституционных реформ – «Кайсинто», в которую вошли представители средних слоев, буржуазии и интеллигенции, но правительство ее немедленно задушило. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением были изданы террористический закон "об охране государства" и императорский указ о запрещении стачек.

Таким образом, в Японии сохранялась традиционная самодержавная монархия.

1 июля 1890 г. в стране прошли первые парламентские выборы. Несмотря на существование различных цензов и ограничений, более половины из 300 избранных в нижнюю палату депутатов принадлежали к антиправительственной оппозиции — Либеральной партии и Партии конституционных реформ. В палату пэров было назначено 250 ее постоянных и временных (на срок 7 лет) членов.

Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основные принципы правления Японией, лейтмотивом внутренней политики стало полное подчинение императору. Установленная в результате победы императора в гражданской войне 1863-1867 годов она не могла быть иной. Наличие острейших противоречий между уровнем развития общества и существующими формами его организации диктовали необходимость принятия такого документа.

И здесь уже имеет место специфика - не попытка изменения существующей системы, а укрепление существующего строя, структур власти при регулировании и регламентации их связей с новыми явлениями и формами в жизни общества. Особо следует отметить, что лозунгом реформ был "возврат к старине", к временам начала династии (довольно типичный для Японии случай, когда переход к новому опирается на традиционное). Однако в эту систему не на первый взгляд не вписывается цель реформ времен Мэйдзи - "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо.

Революция и последовавшие за ней реформы создали благоприятные условия для быстрого роста японской промышленности и торговли. Но он был куплен ценой неимоверной эксплуатации японского пролетариата. Рабочий день продолжался 15 и более часов в сутки, заработная плата составляла ничтожную сумму, едва обеспечивавшую полуголодное существование. Она была в несколько раз ниже заработной платы европейского рабочего. В целом ряде отраслей промышленности безраздельно господствовал женский труд и важное место занимал детский. Заработная плата детей и женщин была наполовину меньше мужской. Хозяева имели право физического наказания своих рабочих. Масса девушек покупалась в деревне у родителей для работы на фабриках и помещалась в закрытые казармы.

Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало перед японским империализмом дополнительные возможности для расширения своих территорий и с 79-х гг. ХIХ в. Япония становится на путь агрессивных войн и колониальных захватов.

Наши рекомендации