Становление первых политических партий в России в конце XIX – начале XX вв. Опыт российского парламентаризма 1906 – 1914 гг. (I, II и III, IV Государственные думы.)

События 1905—1907 гг. создали благоприятные условия для образования множества политических партий

— как общероссийских, так и местных, которых насчитывалось до 50. Все эти партии относились к трем основным направлениям: консервативно-монархические; либерально-оппозиционные; революционно-демократические (радикальные).

ходе революции возникают монархические и националистические партии — «Русская монархическая партия» (весна 1905 г.), «Союз русского народа» (ноябрь 1905 г.) и др. Лидерами правых были В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков 2-й, И. И. Восторгов, Г. Г. Розен и др. Социальную основу этих партий составляли аристократия, чиновники, православное духовенство, мелкие купцы и мещане, часть монархически настроенных крестьян и интеллигенции. «Союз русского народа» был одной из самых крупных партий в России (от 60 до 100 тыс. сторонников). Его члены отстаивали сохранение самодержавия, при котором народное представительство может носить только совещательный характер в виде Земских соборов. Они выступали за сохранение господствующего положения Русской православной церкви и «еди-ную и неделимую Россию».

октябре 1905 г. возникли либеральные партии. 12—18 октября прошел I съезд Конституционно-демократической партии (кадетов), которая с 1906 г. именовалась также «Партией народной свободы». Кадетская партия, во главе которой стояли известные ученые и общественные деятели П.Н. Милюков, И.И. Петрункевич, А.А. Корнилов, С.А. Муромцев, А. И. Шингарев и другие, была одной из самых влиятельных и насчитывала 50—60 тыс. членов. Идеалом политического устройства для кадетов была парламентская конституционная монархия (по типу английской) с правительством, ответственным перед народным представительством. Кадеты выступали за гарантии прав и свобод граждан, всеобщее избирательное право и широкое местное самоуправление. Лидеры партии отстаивали целостность России, допуская автономию только для Финляндии и Польши. В социальной области кадеты выступали за развитие рабочего законодательства, социальное страхование и 8-часовой рабочий день.

Второй крупной либеральной партией стал «Союз 17 октября» (октябристы), возникший в октябре 1905 г. — феврале 1906 г. Лидерами партии были известные предприниматели и финансисты А.И. Гучков, М.В. Родзянко, братья П.П. и В.П. Рябушинские, Н.С Авдаков, а также представители интеллигенции Л.Н. Бенуа, проф. В.И. Герье. Октябристы были партией крупного капитала. Они выступали за укрепление конституционной монархии непарламентского типа, их программа предполагала осуществление гражданских свобод, но при сохранении «единой и неделимой России». В программе провозглашалась необходимость социальных реформ — социального страхования рабочих и ограничения рабочего дня, передачи крестьянам государственных земель и земель императорской фамилии.

Эсеровская партия в период революции достигла максимальной численности — 50—60 тыс. человек, причем большинство ее членов составляли крестьяне, хотя в руководстве преобладала интеллигенция. Главной целью эсеров в революции было свержение самодержавия и установление демократической республики, поэтому они бойкотировали выборы в I Государственную думу. Эсеры принимали участие практически во всех вооруженных выступлениях и восстаниях, проводили акты террора.

Социал-демократы в период революции оставались разделенными на большевиков и меньшевиков, что сильно осложняло их действия. Даже собирались фракции на разные съезды: в апреле—мае 1905 г. большевики созвали свой съезд в Лондоне, а меньшевики провели конференцию в Женеве. Обе фракции признавали, что революция носит буржуазный характер. Однако меньшевики, исходя из характера революции, считали, что возглавить ее должна либеральная буржуазия, в то время как лидер большевиков В.И. Ленин полагал буржуазию контрреволюционной силой и считал, что руководить борьбой должна пролетарская партия. Большевики ориентировались на вооруженное восстание, которое должно было свергнуть самодержавие и привести к власти Временное правительство с их участием. Ряд лидеров меньшевиков (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов) отвергали необходимость восстания, но рядовые члены партии были на стороне большевиков.

Поиск путей реформирования общественного устройства Рос­сии привел общественное движение к мысли о необходимости соз­дания общероссийского представительного органа.

Массовое революционное движение в стране вынудило царизм пойти на создание центрального законодательного учреждения. 11 декабря 1905 г. царское правительство издает закон о выборах в 1 Государственную думу. По закону более половины населения страны было лишено избирательных прав.

Резкие разногласия между царским правительством и Думой с первых дней ее существования, отказ исполнительного органа подчиняться законодательному в конеч­ном итоге закончились роспуском I Государственной думы 9 ию­ля 1906 г.

Самодержавие стремилось обеспечить приемлемый для себя состав новой Думы. Однако II Государственная дума (2 февраля - 2 июня 1907 г.) оказалась более левой, чем первая. Большинство депутатов принадлежали к трудовикам и кадетам.

Почувствовав себя достаточно сильным, царское правительст­во перешло в наступление, и 3 июня 1907 г. царским манифестом была распущена II Государственная дума. По новому избиратель­ному закону число выборщиков от помещиков и крупной буржуа­зии было значительно увеличено. Вследствие ограничений могли принять участие в выборах только 13% взрослого населения.

Собравшаяся на первое заседание 1 ноября 1907 г. III Госу­дарственная дума (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) разительно отличалась от двух предыдущих по своему классовому, профессиональному и партийному составу. Фракция трудовиков насчитыва­ла всего 14 депутатов, сильно сократилось число кадетов. Самую многочисленную фракцию составили октябристы – 154 депутата.

В январе 1912 г. Дума приня­ла закон о государственном страховании рабочих, распространяю­щийся только на фабрично-заводских и горнозаводских рабочих. Национальный вопрос постоянно поднимали русские шовинисты, выдвинувшие лозунг «Россия для русских».

Выборы в IV Государственную думу (15 ноября 1912 г. – 6 (19) октября 1917 г.) проходили осенью 1912 г. в условиях рево­люционного подъема. Предвыборная кампания шла на фоне дис­куссий — быть или не быть конституции? По своему партийному составу новая Дума мало отличалась от предыдущей. С началом первой мировой войны на заседаниях Думы стали рассматривать­ся проблемы войны, внешней политики.

Законопроекты сначала рассматривались думским совещанием, в комиссиях, на заседаниях Думы в трех чтениях. И только после утверждения проекта Государственным советом он приобретал силу закона. При таком порядке, хоть и обеспечивалась тщательная проработка законов, но утверждение их затягивалось иногда на годы. По бюджетным вопросам полномочия Думы не распространялись на статьи расходов по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам и обязательствам.

Оценивая первый опыт российского парламентаризма, необхо­димо отметить, что деятельность Думы была далека от совершен­ства. Она сковывалась антидемократическими нормами, регули­рующими порядок ее работы, и столь же антидемократическим законом о выборах. Тем не менее Дума стала центром легальной политической борьбы, а утвердившийся в ней открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усечен­ный, за государственными финансами и действиями властей – все это способствовало политическому просвещению народа, рос­ту его политической активности, развитию традиций демократи­ческого решения важнейших государственных вопросов.

Наши рекомендации