Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит
Термин полит.элита (введен Паретто)- властвующая элита, правящая элита, полит класс и т.д. Полит. элита – организованное меньшинство,контролир. группа, котор. явл. частью класса или соц. слоя и обладают реальн. полит. властью, возможностью действовать на все без исключения ф-ции и полит действ. данн. общества. Концепции элит: 1) Организац. подход Моска. во всех обществах сущ. 2 класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый малочисленный, но осущ. все полит.функции и монополизирует власть. Важнейшим качеством формирования полит.элиты явл. организаторская способность,+ материальное, моральное и интеллектуальное превосходство над др. Меньшинство управл. большинством т.к. оно лучше организовано. 2) Ценностный подход Паретто. Принадлежность к элите зав. от высш. качеств.элита:*правящая, котор. участвует в управлении и *не правящую контрэлиту. Контрэлита – это люди, обладающие также характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющими доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества происходит посредством циркуляции элит. Причина такой циркуляции заложена в том, что правящая элита стремится сохранить свои привилегии и передать их по наследству людям с не элитарными качествами. Революции, перевороты – коренная смена элит. 3) Михельс развил организац. подход и сформир. структурно-функц. Сформулир. «железный закон олигархии»: Обществом всегда управл. элита! зн. демократия практически невозможна. Концепции плюрализма элит:* отриц. наличие полит элиты как единой, сплоченной группы, сущ. множеств.элитных групп, каждая из котор. ограниченно влияет на опред. сферу деят-ти. *в демократич. общ-ве сущ. эк. и соц. конкуренц, конкуренц. элит, в силу этого сущ. и подотчетность элит массам. * различия между элитой и массой условны. Типология. В зависим. от источника влияния: наследственные, ценностные,властные, функциональные. С точки зрения отношения к власти: правящая и оппозиционная. По способу формир.: открытая и закрытая. Типология Шаран: -традиц. элита(религиозные, аристократич, военное руководство и т.д.), - современн. элита(высш.,ср., маргинальная, административн.)С-мы отбора в элиту: с-ма Гильдий(закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии;2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т. д.; 3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.) Антрепренерская с-ма:1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;2)небольшое число институциональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей;3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны;4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избира
35. Феномен политического лидерства. Лидерство – исторически сложившаяся объективная соц потребность людей в организации своей деятельности. Политическое лидерство - способность авторитетного лица реализовывать определенные властные полномочия или претендовать на обладание.Причины стремления людей к лидерству:*потребность во власти; в выгодах и преимуществах; в контроле над событиями и людьми; в самореализации и др.Виды: формальное лидерство (влияние руководителя организации на подчиненных) неформальное лидерство (субъективная способность, готовность и умение лица выполнять роль лидера).Функции лидеров:Интегративная функция (объединение вокруг лидера группы).Диагностическая функция (своевременный анализ ситуации).Предписывающая функция (разработка плана действий).Мобилизационная (побуждение груп-пы к реализации) Хар-ки полит. лидерства: 1) наличие собственной полит. программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;3) определенные черты хар-ра , проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);4) необходимый уровень полит. культуры ;5) имидж руководителя , отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;6) популярность , умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций;9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру;10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным. В политике различают лидеров трех уровней:1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные соц. слои ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой полит. лидерство представлено в виде соц. института.Концепция «личностно-психологических качеств» трактует лидерство как индивидуально-психологическое явление. З. Фрейд полагал, что некоторые люди в своей ориентации на лидерство и упорной борьбе за самоутверждение и власть компенсируют возникший в детстве или юности комплекс неполноценности.Концепция «черт лидерства» основана на бихевиористском подходе: необходимо выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер, – ум, энергия, способность предвидеть, привлекать к себе внимание, такт, чувство юмора, твердый характер.Концепция «функций ситуации». Ее сторонники исходят из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуаций. Они полагают, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, и убеждены, что в ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей.
36 Выборы и демократия. Избирательное право.Выборы – процедура непосредственного избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосования для выполнения каких-либо гос. или общественных (в том числе партийных) функций. Обязательные элементы процедуры выборов: назначение выборов и даты их проведения; определение избирательных округов и избирательных участков; создание избирательных комиссий (Центральной, окружных, территориальных, участковых); составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение предвыборной агитации; голосование; подсчет голосов; обнародование результатов голосования; проведение в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования; контроль подсчета голосов; связь со СМИ; юр. сопровождение для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах; обеспечение явки избирателей для голосования.Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах.Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юр. нормах, а также сложившейся практикой деятельности гос. и общественных организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).- Мажоритарная избирательная система (избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов), направлена на преимущественное обеспечение стабильности и управляемости общественной жизни, а вторая - наилучшей представительности интересов различных соц. групп. - Пропорциональная избирательная система (распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорциональной системой избиратель голосует за список полит.партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата).
37. Избирательные системы , особенности и типологии. Абсентизм и его причины Избирательная система – правила и принципы, с помощью которых определяются результаты выборов. Основы избир-х. систем определ-ся конституцией и конкретизируются в избирательном праве. По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избир-е. системы делятся: • Пропорциональная (сущ. в странах, где есть несколько полит.партий. Создаются большие избир. округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за списки партии целиком. Для опред-я результатов голосования устанавл-ся избирательный метр, т.е. минимум голосов необходимых для получения одного политического мандата (в Бельгии, Финляндии, Испании). Варианты: открытые и закрытые списки. Достоинства:1. более полное представительство в парламенте полит. сил.2. стимулирование многопартийности.Недостатки:1. у избирателя нет возможности оценить личные качества кандидатов. 2. зависимость парламентария от выдвинувшей его партии.3. нестабильность правительства. • Мажоритарная - при системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил голосов 50%+1 голос от общего числа подданных и признанных действительными голосов, если ни один из кандидатов не набрал положительного количества, то проводится 2 тур, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов; при системе относительного большинства побеждает просто набравший больше остальных.Применяется при голосовании по округам, и в округах баллотируются конкретные люди. Достоинства:1. прочные личные позиции депутатов в парламента;2. независимость депутата по отношению к групповому давлению3. создание условий для возникновения устойчивой расстановки сил в парламенте;
4. стабильность правительства.Недостатки:1. достаточное количество избирателей за проигравшего пропадает;
2. партия, которая получила в общей сумме по стране меньшее число голосов может завоевать больше мест в парламенте;3. создание условий для манипулирования политической волей избирателей с помошью нарезки округов.• В ряде стран существует смешанная избир-я система. В ней используется элементы пропорц-й и мажоритарной систем. Используется 2 бюллетеня. Главная задача каждой избир-й системы максимально выражать и защищать интересы граждан своих стран, их права, важнейшие из которых - право выбирать и быть избранным в государственные органы власти. Абсентизм (лат. absent, absentis - отсутствующий) - 1. Проявление равнодушного отношения населения к общественной жизни, уклонение от участия в ней. Абсентеизм политический - а) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах; б) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность.
38. Избирательная система и избирательный прцесс в РБ.Избирательная система в широком смысле слова означает порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система в узком смысле слова — это порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.Избирательная система РБ является мажоритарной. Выборы Президента и депутатов парламента проводятся по системе абсолютного большинства.Принципы выборов РБ: Всеобщность выборов означает, что голосовать имеют право все граждане, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста.Свобода выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Равенство примерно одинаковое количество избирателей в разных округах; наличие у каждого избирателя только одного голоса.Прямые выборы депутаты избираются гражданами непосредственно. Тайное голосование запрет контроля за волеизъявлением избирателей.Абсентизм (лат. absent, absentis - отсутствующий) - 1. Проявление равнодушного отношения населения к общественной жизни, уклонение от участия в ней. Абсентеизм политический - а) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах; б) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность.
39. Сущность структура, типология и функции политической культурыПолит.культура – совокупность исторически сложившихся в обществе знаний, ценностей, убеждений, ощущений, представлений, норм и моделей поведения, которые используют субъекты политики в своей политической деятельности. Функции: познав-ная, информационная, воспитательная, нормативно-ценностная, интеграционная, прогностическая, коммуникативная. Типы политической культуры: авторитарная, тоталитарная и демократическая.Особенности политической культуры РБ: Самое ценное качество белорусов – толерантность (от лат. tolerantia – терпение)Для современной РБ характерны два типа политической культуры: традиционный (восточный) и инновационный (западный). Политическая культура РБ формируется на традиционных для белорусов ценностях. К ним можно отнести порядок и стабильность общественной жизни, ориентацию на социальную справедливость и равенство. Это и способность трудиться для блага общества, ориентация внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на традиционные направления, признание доминирующей роли в обществе власти и главы государства, неприятие инакомыслия и оппозиции. Политическая культура регулирует отношения между различными субъектами политики (политической системы). Регулятивная и нормативно-целостная функции способствуют приобщению личности к каким-либо социальным группам или слоям общества. Информационная функция способствует через средства массовой информации ознакомлению субъекта с внешней и внутренней политикой государства и международными событиями.
Формирование культуры происходит различными путями:путем соц. революций.путем влияния внешней политики государства.через государственные институты и организациичерез политические партии и организации СМИ посредством экономических отношений в обществе
Между политической культуры и уровнем руководства существует связь, чем выше уровень политического руководства, тем большие требования к соблюдению политической культуры. И чем выше политическая культура – тем выше требования к руководству.