Полит.социализация личности как детерминанта полит. поведения.

Полит.социализация – процесс усвоения определенных полит. знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения полит. опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником полит. жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс полит.социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления соц.-полит. опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.Факторы, влияющие на процесс полит. социализации: учреждения (семья, школа, институт, предприятие); группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам); СМИ (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы); характер и тип гос. устройства, полит. институты, партии и движения; культура, наука, искусство; национальные традиции.Выделяют следующие типы полит. социализации: – гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, гос-ву, гражданским обязанностям;– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым соц. и полит. системам, кроме «своей»;– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои полит. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

41. Особенности пол. культуры и пол. соц-ции в РБ.С образованием РБ, принятием Конституции 1994 года началось качественное изменение содержания пол. куль-ры бел. народа. Наличие прочных установок в пол.соц-ции на демократ. Принципы и нормы жизни, утверждение пол.плюрализма, многопартийности создали необходимые предпосылки для формирования в об-ве пол. культуры плюралистического типа. Большинство населения республики проявляют живой интерес к пол-ке, но не стремится взаимодействовать с властью, предпочитая подчиняться ей(считая, что простые граждане не могут влиять на пол-ку).Для этого населения характерна подданническая пол. культура. Вторая часть граждан, она значительно меньше первой, пытается активно демонстрировать свои пол.взгляды и отстаивать их, участвуя в работе пол. партий, обществ. организаций и движений, принимая участие в пол. акциях и мероприятиях. Эти люди являются носителями активистской пол.культуры. Третья часть населения, представляющая патриархальную культуру, мало интересуется пол-кой, не обладает должной информированностью. Для современной Беларуси характерны 2 типа пол.культуры: ТРАДИЦИОННЫЙ(ВОСТОЧНЫЙ) И ИННОВАЦИОННЫЙ (ЗАПАДНЫЙ).Пол. культура основной массы нас-ния формируется на традиционных для белорусов ценностях, соц. и пол. установках, сориентирована на возрождение исчезающих принципов социалистического общества. К ним можно отнести порядок и стабильность общ.жизни, ориентацию на соц. справедливость и равенство, соц. защищенность.

Политические элиты республики ориентированы на идеалы и ценности, кот.характерны для пол. куль-ры западного типа: неприятие концентрации власти в одних руках, политический и партийный плюрализм; соблюдение правовой законности, прав и свобод личности; соблюдение этики, морали субъектами политики.

В Беларуси сформировался некий синтез этих культурных норм и представлений. В целом доминируют черты и свойства пол.культуры восточного типа. Дальнейшее развитие пол.культуры Беларуси будет зависеть от бережного, уважительного отношения к культурному прошлому в сочетании с усвоением лучших образцов духовных и культурных ценностей мировой цивилизации.

42. Политические идеологии определение функции, мировая идеология. Политическая идеология — это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев. Она детерминирует мировоззрение,убеждения,усановки сознания и регуляторы поведения личности и имеет универсальный характер, т.к. способна охватывать самые разные области деятельности, поведения людей и определять их направления, а также цели и средства. Функции: объяснения и интерпретации действительности, формирования общественного мнения, оправдания приемлемых для господствующей элиты ценностей и обсуждения дисфункциональных элементов вплоть до их вытеснения из пол.жизни, директивную. Структура политической идеологии: политические теории и учения, ценности и нормы, элементы утопии, проекты и программы политического действия, мифологическое начало. Более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания — политическая психология. Основные идеологические течения современности Основные современные идеологии–Либерализм: суть - максимальная индивидуальная свобода,свобода человека от каких-либо принуждений со стороны государства, коллектива и общества. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего порядок во взаимоотношениях людей. Неолиберализм усиление роли государст. органов в общественной жизни, «плюралистической демократии», направленной на учет интересов всех слоев общества, сохранении смешанной эк-ки. Социализм: плюрализм (радикальные, умеренные взгляды); ориентация на «третий путь»; политическая свобода и равенство.Национализм - идеология, политика и социальная практика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредитации иных этнических групп, решении экономических, политических и культурных проблем за счет интересов других эт-носов.Этнофобия − прямая враждебность, непримиримость по отношению к иным, «не своим», чужим народам.Все современные политические идеологии находятся в постоянном развитии. Они приобретают новые формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры. Современные идеологии движутся по пути взаимопроникновеня и взаимодополнения. Конкуренция идеологий– мотор политического развития.

43,44.Социальное государство. Важнейшие направления социальной политики РБ: социальная защита населения, справедливое распределение доходов. В РБ реализуются государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам, молодежи.Функцииразвития:Здравоохранение доступность, бесплатность, повышение качества услуг.Семья разработаны механизмы стимулированиярождаемости.Образование доступность и качество, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, укрепление материально-технической базы, расширение рынка образовательных услуг. Культура сохранение историко-культурного наследия, возрождение и развитие культурных ценностей белорусского народа, увеличение количества центров культуры и досуга.В 2007 г. РБ впервые отнесена экспертами ООН к группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. По данному показателю она опережает все страны СНГ. Социальная направленность политики - будущий приоритет белорусского государства.

45.Государственная молодежная политика: цели, задачи, программы. Политическая социализация молодежи.Молодежная политика состоит в обеспечении высокого правового и социального статуса молодежи, создании правовых, экономических, организационных условий для реализации интересов, потребностей и устремлений молодых граждан занять достойное место в обществе.Главная цель: гарантия права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, создание условий для свободного и эффективного участия в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия в обществе.Задачи: предоставление доступного и качественного образования; обеспечение патриотического; формирование высокой политической и правовой культуры, законопослушного поведения, развитие международного молодежного сотрудничества. Программы: Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг. (утверждена Указом Президента РБ от 04.04.2006 г., № 200), Закон РБ «Об основах государственной молодежной политики», др. нормативно-правовые акты

46. Этническая политика в РБ.Национально-общественные объединения в РБЭтнос (от гр. ethos --- группа, племя, народ). Под этносом принято подразумевать все разнообразие народов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы.Беларусь в результате последовательной и эффективной национальной политики добилась значительных успехов в регулировании межэтнических отношений. В республике нет национальных противоречий, этнического противостояния. Отличительной чертой Беларуси всегда было межнациональное согласие. Единой семьей веками живут вместе с белорусами русские, украинцы, поляки, евреи, армяне и другие представители более 140 национальностей.Граждане Республики Беларусь – единая, сплоченная, сильная духом гражданская нация в границах национального государства. Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации, прежде всего, как согражданства, а не только как этнической общности.

47 Роль СМИ и массовой коммуникации в современном политическом процессе. СМИ - сложный и многогранный институт по сбору, обработке, анализу социально значимых сообщений о событиях и явлениях в природе и обществе и их доведению до общественности. К ним относятся печатные органы (пресса), электронные средства (радио, ТВ и сеть Интернет). В структуре СМИ различают государственные, общественные, частные (коммерческие) масс-медиа.Место и роль СМИ в структуре власти и обществе зависят от содержания и направления государственно-информационной политики, ресурсов масс-медиа, от того, в чьих руках они находятся, от состояния общества, степени развития его гражданских, правовых институтов, остроты социальных и других конфликтов. Чем развитее общество, тем независимее СМИ. Современные СМИ активно используются для политического манипулирования — скрытого рационального и иррационального воздействия на социальное сознание и поведение людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.

48.Государственные конфессиональные отношения в РБ.Религия– это мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное.Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом и рационально сбалансированы. РБ — многоконфессиональное государство. В РБ отсутствуют конфликты на религиозной почве, отсутствуют межконфессиональные разногласия и противоречия. Все религии и вероисповедания равны перед законом.Все традиционные для нашей страны религии — православие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам — занимают достойное место в жизни государства, оказывают влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Велика их роль в поддержании мира и согласия в обществе. Представители всех 25 концессий входят в состав межконфессионального Совета.Республике удалось выстроить уникальную модель отношений между церковью и институтами власти на принципах солидарности, взаимодействия и взаимодополняемости.

49.Понятие международных отношений, их структура, виды, принципы.Международные отношения - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических связей и взаимоотношений между государствами. Международные отнош. развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).По вертикали - масштабные уровни:*Глобальные междунар. отношения(между системами государств, крупнейшими державами)*Региональные отношения*Отношения конкретной международно-политической ситуации.По горизонтали - групповые уровни:*Групповые (коалиционные) отношенияДвухсторонние отношения Виды международных отношений:*Политические*Экономические и научно-технические*Идеологические отношения*Международно-правовые отношения*Военно-стратегические отношения*Культурные отношения Виды и Формы:1. политические отношения (правовые, дипломатические, протокольные, организационные)2. экономические (торговые, научно-тех., фин., корпоративные, вывоз капитала и раб. силы).3. идеологические (соглашение, заявление, декларации, идеолог. диверсии, психолог. война).4. военно-стратегические ( военные блоки, дип. заявления, объединения).5. культурные (гастроли, обмен кинопродукцией, выставки).6. международно-правовые.Уровни:1. глобальный;2. региональный и субрегиональный.3. уровень международной полит.ситуации.4. групповые или коалиционные.5. двусторонние. Международные отношения - это совокупность политических, экономических идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и отношений между субъектами международных отношений. Это относительно самостоятельная область общественный отношений, целостная система взаимодействия на мировой арене. Она обусловлена социально-экономической природой, интересами и целями участников международных отношений. Субъектами международных отношений являются государства. Они определяют развитие всех форм международных отношений, однако в современных условиях всё большее влияние приобретают различные межгосударственные и международные организации, такие как двухсторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические союзы, региональные и международные организации.

Гос-во выступает на первый план в системе международных силу того, что это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признаёт в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием особых обстоятельств. Гос-во обладает на своей территории всей полнотой политической власти. Откуда главная особенность межд. Отношений - это отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Здесь большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

50. Внешняя политика Беларуси.Внешняя политика государства – общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов.Основные направления, стратегические цели:*обеспечение благоприятных международных условий для укрепления государственности, суверенитета и территориальной целостности;*развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами;*непосредственное участие в решении общих человеческих проблем;*формирование нового, более гуманного мирового порядка.РБ свободна от ядерного оружия и проводит политику нейтралитета.Принципы внешней политики РБ:*равенство государств;*неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;*нерушимость границ;*мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;*уважение суверенитета других государств.Отличительная особенность внешней политики РБ – многовекторность и создание вокруг себя «пояса добрососедства Виды: - активная, - пассивная, - агрессивная, - консервативная. Цели:

1. обеспечение нац. безопасности;2. возрастание эк. и полит.могущества страны.3. рост престижа в междунар. делах. Функции:1. охранительная2. представительная3. организационная или регулирующая.

После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. - когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.

Принятая Конституция Республики Беларусь закрепила обязательства государства исходить в своей внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права. Конституционную силу приобрели положения о превращении Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство.

Республика Беларусь значительно расширила свое участие в международных универсальных и региональных организациях. Она вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, и мн. др. В 1995 г. страна заключила Договор о партнерстве и сотрудничестве и Временное соглашение по вопросам торговли с ЕС, присоединилась к Программе НАТО "Партнерство ради мира". На сегодняшний день Республика Беларусь — полноправный член более 60 международных организаций, еще в 10 она имеет статус наблюдателя. После избрания в июле 1994 г. президентом страны А. Лукашенко начался новый этап в истории суверенной Беларуси и ее внешней политики. Приоритеты Беларуси: укрепление суверенитета страны; усиление сотрудничества с государствами СНГ при углублении отношений с Россией; развитие отношений со странами Запада, в том числе Центральной и Восточной Европы; создание благоприятных условий для сотрудничества с международными организациями. Однако главным вектором внешней политики стала Россия.

Ведущая роль в сфере разработки и реализации основных направлений внешней политики у президента. Согласно Конституции он является гарантом реализации внешнеполит. решений, представляет Беларусь в отношениях с иностранными государствами. Важным приоритетным направлением внешнеполит. и внешнеэкономич. деятельности Республики Беларусь является укрепление сотрудничества со странами СНГ. Белорусское руководство выступает за повышение эффективности деятельности органов СНГ, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма по контролю за выполнением принимаемых решений. Интересы Беларуси - зоны свободной торговли.

51. Геополитика. Теоретические основы геополитикиТермин «Геополитика» ввел Рудольф Челлен (1864 – 1922). Геополитика – это наука о влиянии географического пространства государства на его политические цели и интересы, наука о связи и взаимозависимости пространства и политики.Государство в целях укрепления своего могущества должно стремиться, невзирая на людские и материальные потери, к расширению, присоединению новых территорий путем завоевания и колонизации.ФридрихРатцель (1844-1904) также был приверженцем признания воздействия географического положения на развитие народов и государств, влияния природной среды на политику. Он признавал объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.ХэлфордМаккиндер (1861-1947) родоначальник «океанного» направления. По его мнению, географические факторы оказывают непосредственное воздействие на ход исторического процесса, а географическое положение во многом определяет потенциальную силу или слабость государств. Карл Хаусхофер (1869-1946) — основатель практической геополитики Третьего рейха, для которой характерны агрессивность и аморальность. Выступал за установление «нового мирового порядка», в котором доминировала бы Германия.

52.Глобальные проблемы современности. Тенденции и факторы международных отношений в условиях глобализации. Глобальные проблемы современности – проблемы, которые не только сдерживают развитие человечества, но и ставят под сомнение существование цивилизации. Они затрагивают интересы всех стран и народов. Типы: Суперглобальные (бщемировые) – мировые войны, создание ядерного оружия;Общепланетарные(ресурсные): экологич-ая, демографическая, энергетическая.Общечеловеческие – здравоохранение, образование, социальное неравенство (нищета).Пути решения: развитие международного научно-технического сотрудничества, совместная борьба с загрязнением окружающей среды. Важное значение придается таким формам международного сотрудничества, которые не ограничиваются периодическими контактами, взаимным ознакомлением с результатами и обменом информацией, а позволяет активно вести постоянные совместные научные исследования.Важное место занимает осуществление международных исследовательских пректов, проводимых под эгидой ООН и ее специализированных учреждений

Наши рекомендации