Цели и задачи изучения дисциплины
Содержание
1. Рабочая программа………………………………………….............…..3
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………..……...5
1.2. Распределение учебных часов по дисциплине………………………..6
1.3. Темы и содержание лекционных занятий………………………..……7
1.4. Список рекомендуемой литературы………………………………..….14
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов)…………………………………………………………………....17
2.1. Цель курса……………………………………………………………….17
2.2. Организация курса……………………………………………………....17
2.3. Формирование итоговой оценки……………………………………….17
2.4, Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы…………..….18
3. Учебно-методические материалы по основным видам деятельности………………………………………………………………...19
3.1.Учебно-методические материалы лекционного курса.
Тексты лекций……………………………………………………………..…19
3.2. Учебно-методические материалы практических занятий…………....226
3.3. Формы текущего и итогового контроля……………………………....230
3.3.1. Рекомендуемая тематика рефератов…………………………….…..230
3.3.2. Вопросы для подготовки к экзамену……………………………..…231
4. Глоссарий 233
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
«ИСТОРИЯ СТАТИСТИКИ»
Утверждена научно методическим советом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Рабочая программапо дисциплине «История статистики»включает: краткое описание целей и задач курса, распределение учебных часов, перечень основных тем курса и их краткое содержание, список рекомендуемой литературы. Предназначена для студентов специальности «Статистика» дневной и заочной формы обучения.
Составитель: д.э.н., проф. И. И. Елисеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ СТАТИСТИКИ»
Цели и задачи изучения дисциплины
Задачи курса истории статистики – показать взаимосвязь развития статистики с процессом исторического развития общества, с теми науками, которые оказали влияние на формирование статистики, расширение статистической практики, с деятельностью виднейших представителей статистической науки. Изучая курс истории статистики, необходимо:
разобраться в причинах и условиях возникновения того или иного направления развития социальной экономической статистики как особой области знаний;
понять, почему на авансцену социально-экономической статистики в определенные периоды выдвигались те или иные проблемы, предлагались одни и отвергались другие приемы их решения; проследить, как менялись цели и объекты статистического исследования;
проанализировать состояние статистической практики и установить как оно влияло в конкретные исторические периоды на развитие статистической науки;
изучить и критически осмыслить современное положение зарубежной статистической науки и практики показать зарождение и развитие международного сотрудничества в области статистики;
выявить, в чем состояли особенности отечественной статистики в период социального развития, каковы ее задачи и специфические методы;
исследовать основные научные направления в теории статистики, понять тенденции и перспективы развития социально-экономической статистики на основе истории статистической науки и практики, современных тенденций.
Изучение истории статистики – неотъемлемая часть экономико-статистического образования. Знание истории необходимо, в первую очередь, для углубления понимания проблем теории статистики, расширения возможностей эволюции статистического метода на основе динамических сопоставлений, разных концепций и анализа связей между ними.
Вопросы исторического прошлого науки интересны не только сами по себе. Они имеют нередко прямое отношение к сегодняшнему дню.
Развитие статистики всегда определялось прежде всего развитием общества и государства, их социально-экономическими потребностями, необходимостью принимать ответственные решения.
Особый интерес для нас представляет история российской и советской статистики, но ее в полной мере модно понять лишь в связи с мировым опытом развития всей социально-экономической статистики, всей статистической науки.
Программа курса «История статистики» разработана в соответствии с требованиями российского государственного стандарта высшего образования (ГОСом) для специальностей экономической группы. В конце «Программы» приведен список литературы, включающий работы, рекомендованные для углубленного изучения дисциплины.
Успешное овладение дисциплиной предполагает систематическую самостоятельную внеаудиторную работу: изучение основной и дополнительной литературы, написание рефератов по отечественной и зарубежной истории статистики.
Промежуточная форма контроля знаний по дисциплине – тестирование по отдельным темам.
Итоговая форма контроля знаний по дисциплине – экзамен.
1.2. Распределение учебных часов по дисциплине «История статистики»
№ п/п | Тема | Очное отделение | Заочное обучение Лекции | ||
Лекции | Практич. занятия | Самостоят. работа | |||
Введение. Причины и условия зарождения социально-экономической статистики. Зарубежная статистика XVII – XVIII веков | |||||
Зарубежная статистика XIX века | |||||
Возникновение и развитие русской статистики ( до реформы 1861 г.) | |||||
Статистика пореформенной России (1861 – 1917 гг) | |||||
Западноевропейская и американская статистика ХХ века | |||||
Советская статистика в1918-1930 гг | |||||
Советская статистика в 1930-1956 гг | |||||
Современный этап в развитии отечественной статистики | |||||
ИТОГО |
Форма итогового контроля: Экзамен: 8 семестр.
Темы и содержание лекционных занятий
Введение
Предмет, задачи и содержание дисциплины истории статистики. Историческая обусловленность развития учета и статистики. Методологические основы истории статистики. Периодизация истории статистики. Источники сведений об истории статистики. Значение истории статистики для развития статистической науки. Место дисциплины «История статистики», с другими дисциплинами,– «Общей теории статистики», «Статистикой населения с элементами демографии», «Системой национального счетоводства», «Статистикой предприятий», «Макроэкономической статистикой» и спецкурсами, посвященными анализу временных рядов, эконометрическому моделированию.