Происхождение, типология, структура и функции политических партий.

Прообразы партий возникли еще в средневековой Италии (XII - XV в.в.), однако со-

временные формы партии стали принимать лишь на рубеже XVIII - XIX в.в. и особенно во 2-й половине последнего (в Англии, Франции, США и других странах, в России - на рубеже (XIX - XX в.в.).

Политическая партия- это добровольная, негосударственная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть в обществе.

Функции политических партий: 1. Социальная. Партия выражает и защищает интересытой или иной социальной группы . 2.Идеологическая функцияпартии проявляется вразработке партийной идеологии(партийной программы и т. п.), а также в ее распространении. 3.Политическая функциясостоит прежде всего в овладении государственной властью.Для этого партии подбирают и «выращивают» своих политических лидеров,готовят специалистов по различным проблемам общественной жизни. 4.Управленческая функция характерна для партий, стоящих у власти. Превращаются в государственные, т.к. они организуют и направляют действия государства, руководят различными сферами общественной жизни. 5. Электоральная функцияпартий проявляется в том, что они активно участвуют в выборах, организуют избирательные кампаниии т. д.

Типология: 1.по характеру функционирования делятся на кадровые (немногочисленность, свободное членство, отсутствие четкой структуры и членских взносов. Действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и в парламентах, опираясь на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан.) и массовые (многочисленны, четко организованы, имеют членские взносы и действуют постоянно). 2.по характеру политического поведения в обществе можно выделить демократические партии (уважительное отношение к плюрализму в обществе, терпимость к другим партиям , готовность к компромиссам и сотрудничеству.) и тоталитарные партии (стремятся к господству, абсолютному подчинению себе других политических институтов, утверждению единой идеологии в обществе). 3. по месту в политической системе подразделяют на правящие (властвующие) и оппозиционные. Оппозиционные можно разделить на легальные (разрешенные и зарегистрированные государством и действующие в рамках закона), полулегальные (не зарегистрированные, но и не запрещенные) и нелегальные (запрещены государством и часто действуют в условиях конспирации и подполья).4. по взглядам на характер 15. Особенности становления партийной системы в России (?).

В отечественной политологии утвердились 2 наиболее распространенные точки зрения на существование партийной системы. Одна из них, которую разделяет большинство российских политологов, утверждает, что в современной России существует квазисистема (лжесистема). В качестве аргументов приводятся: незавершенный характер партогенеза (генез – происхождение), неустойчивость, идейная неопределенность, организационная слабость новых политических образований, называющихся партиями. Другая же – опирается не на анализ состояния элементов системы, а на устойчивость уже сложившихся связей между ролями, которые выполняют партии. Тогда в России существует динамичная партийная система переходного типа. Основываясь на типологии партийных систем Дж.Сартори, ее можно определить как систему поляризованного плюрализма, на одном полюсе которой вокруг КП РФ сплачиваются «левые» силы, а на другом – партии демократической ориентации. Поляризация системы предопределяется идейным противостоянием сторонников «старого» и «нового», государственников и космополитов (признающий весь мир), коллективистов и рыночников и т.д. Состав полюсов в зависимости от многомерной ориентации может изменяться. Подобное состояние системы может привести в будущем (при изменении избирательной системы, над чем трудится законодатель) к формированию двухпартийной системы. В настоящее время процесс самоопределения партий в России еще не завершен. Не состоялась партийная фрагментации электората, которая является основой устойчивости партийной системы. Не разработаны законодательные основы существования партий и их участия в формировании органов государственной власти и политического курса страны.

Наши рекомендации