Государство- основной институт политической системы

Для выражения и представительства общезначимых интересов общества социальные группы и индивиды создают политические институты. Наиболее важным и значимым институтом политической системы выступает государство, которое концентрирует в своих руках власть и ресурсы, позволяющие ему эффективно влиять на социальные изменения.

В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

1. Территория – это физическая, материальная основа государства. Данный признак отличает построение государства от родоплеменных, религиозных и др. объединений. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна и неотчуждаема.
2. Население есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.
3. Суверенная власть является определяющим признаком государства, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.

Таким образом, государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. Их можно подразделить на внешние и внутренние.

Функции государства

Внутренние (экономическая, социальная, правовая, политичкская, культурно-питательная); внешние (взаимовыгодного сотрудничества, обороны)

Таким образом, можно сделать вывод, что государство представляет собой сердцевину политической системы и особую форму организации политической власти в обществе.
Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Основными формами государственного устройства являются: унитарное государство (Финляндия, Франция, Япония), федерация (Россия, США, Канада), конфедерация (ее черты прослеживаются в Европейском Союзе).

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Принято различать 2 основные формы правления – республику и монархию.

Монархия. Различают монархию двух видов: абсолютную (Саудовская Аравия, Катар, Оман) и конституционную, которая в свою очередь делится на: дуалистическую (Иордания, Морокко) – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной, парламентскую, здесь монарх обладает по существу представительскими функциями (Англия).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Различают три формы республиканского правления: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

При президентской форме правления глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у последнего института парламентской ответственности.

Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

Смешанная республика (полупрезидентская) р. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем

парламента за деятельностью правительстваПоявление государства в истории человечества – закономерный результат стремления людей жить в безопасном и благоустроенном обществе. Однако история развития государства показала, что с одной стороны оно абсолютно необходимо людям, так как управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и определённый порядок в нём, а с другой – подавляет свободу людей (неоправданные запреты, чрезмерное налогообложение граждан, подавление инакомыслия, развязывание ненужных обществу войн и т.д.) и порождает бюрократизм. ориентированы на проведение реформ, динамичны

3.2. . трансформирующиеся

3.2.1. реакционные Цель - вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы

3.2.2. прогрессивные стремятся сформировать общество нового типа или изменить его отдельные стороны

4. с точки зрения процесса политического развития

4.1. традиционные В основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования политической власти.

4.2. модернизированные. существует развитое гражданское общество, дифференциация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.


Наши рекомендации