Сущность, критерии и типы политической модернизации.

П. м. - формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. Современные политические институты и практики - те, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности.

Единства мнений относительно движущей силы процесса п. м. в западной политологии не существует. Наиболее общепризнанной является позиция, утверждающих, что политическое развитие опирается на процесс постоянного совершенствования функций.

Наиболее часто используемый механизм п. м. — заимствование образцов. Обычно выделяют два типа имитации:- имитация алгоритма, когда копируется механизм какого-либо процесса, включая его содержание или функциональную нагрузку; имитация результата или формы.

В зависимости от используемого механизма модернизации выделяют типы:1. «органическая», или «первичная». Ее начало охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. В этих странах модернизация осуществлялась преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов;

2. «неорганическая» или «вторичная». Основной фактор - социокультурные контакты с модернизационным ядром, а механизм — имитационные процессы. Одни элементы общества «убежали» вперед, а другие — еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют.

Более совершенной типологией представляется выделение:

- эндогенная (на собственной основе);

- эндогенно-экзогенная (на собственной основе и на основе заимствований);

- экзогенная модернизация (на основе заимствований).

Критерии модернизации: в социальной области - дифференциация и специализация ролевых функций индивидуумов и групп, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости; в экономике - развитие промышленной системы; в политике - образование централизованных государств; в культуре - растущая дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие философских и научных течений, религиозный плюрализм, развитие новейших средств распространения и передачи информации, приобщение населения к достижениям культуры.

Основные тенденции в политическом лидерстве современной России:В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций.

Профессионализация. Политическое лидерство сегодня - особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.

Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций. Политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

Особенности российского политического лидерства: С одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы. Российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства. Российские лидеры зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Значительное возрастание роли региональных политических лидеров.

27. Политическая модернизация в современной РоссииП. м. нынешней России представляет собой переход общества от советского конституционного строя к демократическому. Процесс м-и политической системы России еще не завершен. Особенности российской п. м.: процесс п. м. можно отнести к эндогенно-экзогенному типу; сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций; особая роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях; периодически реализующаяся разнонаправленность процессов модернизации государства и модернизации общества; цикличность.

П. м. России означает переход к более сложному типу правления. Легальные процедуры конституционной демократии содержат систему сдержек и противовесов в отношениях между исполнительной, законодательной и судебной властями (двухпалатный парламент, право вето на законопроекты, принятие Думой бюджета, утверждение кандидатур высших правительственных чиновников, предлагаемых Президентом, многопартийная система, Конституционный Суд, импичмент). Эти и другие механизмы внешнего и взаимного контроля препятствуют образованию властной монополии. Хотя сегодня в России наблюдается тенденция к аккумуляции все большей власти у президентской администрации и местной бюрократии.

Модернизация политической системы России связана с переходом от формального федерализма к реальному. Стержнем советского федерализма было “государство-партия” с квазицентрализованной командно-административной системой управления. Сегодня федерализм в России с его реальными правами субъектов Федерации — объективная действительность, хотя многие его принципы, зафиксированные в Конституции, остаются на бумаге.

Модернизация политической системы России связана с отказом от однопартийной системы. Нынешний конституционализм основан на принципе конкурентной многопартийности, строгой формализации поведения политических партий, их взаимодействия. Актуальной стала проблема легализации политического лоббирования и усиления контроля за финансовыми пожертвованиями парламентским партиям.

Политическая модернизация России означала отмену цензуры и информационных привилегий (образовательные, контакты с зарубежными странами, эксклюзивная информация, закрытые фонды библиотек), что привело к плюрализации общественного мнения. Однако информатизация общества и концентрация СМИ привели к появлению в России информационных центров власти под олигархическим контролем.

Наши рекомендации