Типология и функции политических партий

Исследователи классифицируют партии по разным осно& ваниям. По идеологическому признаку партии бывают либе& ральные, консервативные, социал&демократические, комму& нистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на ре& лигиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провоз& глашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравст& венного характера: справедливость, милосердие, духовное са& моочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в сво& их эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)

В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистичес& кого толка, к левым — социалистические и социал&демокра& тические. Центристские — это умеренные партии, стремя& щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми — партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвиж&

8~ Л Н Боголюбов, 11 кл

 
ной, особенно для партий колеблющихся и расположенных

«слева» и «справа», но ближе к центру.

По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.

По организационной структуре различают партии кад&

ровые и массовые.

: XVII—XVIII вв. и имели элитарный характер (виги и j
| тори в Англии, федералистская и республиканско&демо& !
' кратическая партии в США). !
1 Историческая справка: кадровые партии возникли в j

Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламент& ских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как мож& но большее число избирателей из различных слоев незави& симо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором ка& дров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу пар& тий относятся в основном западноевропейские партии кон& сервативной и либеральной ориентации.

Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно&поли& тических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?

| Историческая справка: массовые партии зародились в j

! конце XIX в. Образцом массовой партии стала немец&

кая социал&демократия (1891 г.). I

Массовые партии придерживаются определенной идеоло& гии, имеют четкие программно&политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого ти& па — массовое членство. Причем члены партии не только пла& тят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это ча& ще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политичес& ких направлений — фашисты, христианские демократы и да& же консерваторы.

Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном по& рядке, во втором — человек становится членом определен& ной партии просто потому, что входит в какую&либо связан&

 

ную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Ве& ликобритании, а также в социал&демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов явля& ются одновременно членами этих партий. Для коммунисти& ческих партий характерно исключительно прямое членство.

Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксирован& ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар& тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурирован& ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы — кадровая партия, а лейбористы — партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.

Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце

50&х гг. XX столетия возник новый тип партий — универ& сальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологи& ческих ориентации и обращаются не к определенным соци& альным группам, а ко всем избирателям. Они выстраивают& ся вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов раз& личных социальных групп. Иными словами, для универ& сальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.

Политические партии обеспечивают взаимосвязь государ& ства и гражданского общества, что выражается в их функ& циях. Напомним, что важнейшая из них — представительст& во во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция — выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера по& литических целей и требований. Цели воплощаются в пред& выборных партийных программах, разработка которых то& же партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принад& лежит также функция политической социализации граж& дан. Суть ее — приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Пар& тии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мо& билизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и полити& ческих баталиях, работая в той или иной комиссии, чело& век приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Имен& но так начинали свою карьеру многие известные политиче&

8*

 

ские деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следователь& но, отбор и воспитание политических лидеров и элит — еще одна функция партий.

ТИПЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ

Практика избирательных систем показывает, что, несмо& тря на множественность политических партий, лишь неко& торые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоевывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определен& ные отношения — механизм взаимодействия и борьбы пар& тий за власть и ее реализацию. Он получил название систеO мы партийной власти (или партийной системы). По образному выражению французского политолога М. Дювер& же (род. в 1917г.), партийная система — стабильный ан& самбль партий, длительное время принимающих участие в дележе и осуществлении власти.

В настоящее время в демократических странах сложи& лось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная. Двухпартийная система — та, при кото& рой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Од& на из них обеспечивает себе большинство голосов избирате& лей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нем на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Со& вершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика) , т. е. стремительной смены власти. Начинается «ве& ликое переселение». Из кабинетов выносится скарб членов бывшей правящей партии, и одновременно с этим заселяют& ся бывшие оппозиционеры. Так происходит всякий раз в ко& ридорах власти Вашингтона в связи со сменой правящей партии. Отметим, что двухпартийная система базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим приме& ром двухпартийной системы являются США.

Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу на выборах борются несколько (не менее трех) равных по своему влиянию политических партий. Раздроб& ленность политических сил приводит к необходимости поис& ка компромисса и объединения. Образуются партийные бло& ки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5—6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.

Многие демократические страны Запада имеют систему

«двух с половиной партий» или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя ос& новными партиями появляется третья, менее сильная пар&

 

тия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, ока& зывая влияние на исход выборов. Например, в ФРГ длитель& ное время ни одна из двух самых влиятельных партий (СДПГ и ХДС/ХСС) не могла завоевать большинство в пар& ламенте, не вступив в коалицию с третьей, численно неболь& шой Свободной демократической партией (СВДП). Именно она, присоединяясь на выборах то к одной, то к другой пар& тии, способствовала тому, что они попеременно находились у власти.

В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть ее в том, что в выборах принимают участие 4—5 партий, од& нако лишь одной из них избиратели отдают предпочте& ние — 30—50% голосов (остальные набирают 10—12% голо& сов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.

Подчеркнем, что многопартийную систему с доминирую& щей партией нельзя отождествлять с однопартийной систе& мой, где монопольное право на власть имеет только одна партия (например, КПСС до 1990 г.). Существует «замаски& рованная» однопартийность, например в современном Ки& тае, также она имела место в бывших социалистических странах Восточной Европы. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, тем не менее являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные сис& темы обычно действуют в условиях недемократических ре& жимов. Следовательно, только двухпартийные и многопар& тийные системы могут преодолевать монополию одной партии на власть и добиваться через конкурентную борьбу с соперниками победы и большинства в парламенте.

В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с начала 90&х гг. XX в. (Объясни& те почему.) Однако, несмотря на множественность полити& ческих партий, партийная система в нашей стране пока еще находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призваны способствовать законы РФ о политических парти& ях (2004 г.) и о выборах депутатов в нижнюю палату рос& сийского парламента (2005 г.). Эти законы предъявляют к партиям более высокие, чем раньше, требования. Теперь партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозит ликвидация в судебном по& рядке). Напомним, что отныне все 450 депутатов Государст& венной Думы будут избираться только по партийным спис& кам, повысился и порог (с 5 до 7%) прохождения в нее. Под влиянием новых требований во многих партиях произошли

f^&,*&

 

обновление руководства и смена лидеров, активизировалась работа в регионах. По прогнозам политиков, в выборах бу& дут принимать участие, видимо, не более 10 партий, и толь& ко 3—5 из них смогут иметь своих представителей в парла& менте.

Наши рекомендации