Соотношение политики и морали в современном российском обществе. Критерии нравственности в современной политике

Еще Конфуций отмечал, что политические отношения между правителем и подданными в государстве сродни отношениям между младшими и старшими в семье и, соответственно, должны регулироваться нормами человеческой морали - формой общественного сознания, утверждающего общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от других сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи. Вместе с тем, она охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики. Моральные нормы, имеющие отношение к политике, в совокупности составляют политическую этику и используются в виде оценки политического курса страны и политической деятельности отдельных лиц.

Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

1) морализаторский подход: политика должна иметь высоконравственные цели и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы, т.е. полное подчинение моралью политики;

2) ценностно-нейтральный подход: игнорирование политикой нравственных ценностей, т.е. полный разрыв между моралью и политикой;

3) компромиссный подход: признание необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней, т.е. попытка сохранить аутентичность политики и морали с поддержанием их взаимодействия.

По мнению Б.Капустина, тема соотношения поли­тики и морали представляет интерес, главным образом, в контек­сте влияния последней на функционирование политических институтов. Анализ работы морали в политике несовместим с умозрительным подходом к ней как к источнику всего лишь оценок политики. Если мораль работает, то она по определению принадлежит тому же миру, в котором находится политика, и системы координат совмещает не логика, а практика. На практике, с одной стороны, мораль имеет такие же функции, как и политика: организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Но в то же время мораль контролирует политику, тогда как политика лишена контроля морали, она, в отличие от идеального морального сознания ситуативна, сама образует ту или иную общественную политическую, а, следовательно, и этическую и моральную ситуацию.

!!!!То есть, с другой стороны, то, что делает политика, не делает мораль. Мораль стоит вне политики и над нею, и потому их соединение оказывается сложным и нестойким.Теперь перейдем к достаточно сложной теме, а именно к соотношению политики и морали в современном российском обществе. Как пишет О.В.Гаман-Голутвина, к числу ключевых параметров российского политического развития следу­ет отнести дефицит финансовых, образовательных, квали­фикационных, психологических и других ресурсов, обусловленный не­благоприятной природно-климатической средой, сложными внешнеполитиче­скими обстоятельствами и разновозрастностью российского и западноевропейского суперэтносов. Этот дефицит во многом предопределил масштабное использование принуждения, смысл применения которого заключался в ускорении политического развития и предельной мобилиза­ции политического класса в качестве субъекта модернизации.

По существу, принуждение выступало в качестве компенсаторного механизма, призванного восполнить недостаток других ресурсов. Формирование российской государственности происхо­дило в чрезвычайных условиях, что определяло универсальность модуса чрез­вычайности и в сфере морали. Объектом применения насилия являлись не только массовые группы насе­ления, но и сегменты правящего класса. Потребность в перманентном обращении к насилию получила свое инсти­туциональное выражение в доминировании в России политических систем и режимов жесткого — преимущественно авторитарного — типа. В результате в Рос­сии сложи­лась политическая культура конфронтационного типа, "самодержавная политическая культура", ключевой характеристикой которой является властецентричность и которая определяется как власть-насилие, власть как наси­лие, без всяких ограничений, "сдержек и противовесов".

Более того, в последние годы в стране образовалась духовная атмосфера, которая пронизана агрессивным стремлением экономически опаздывающих групп любыми способами добиться материаль­ного благосостояния, последствием которой является уже фак­тически сложившееся отношение политико-элитарных слоев к основным социальным регуляторам — полити­ке, праву, морали, — как к частичным и в принципе несамодостаточ­ным средствам завоевания, удержания и использования своих доминирующих позиций.

!!!!Иными словами, право и мораль в сознании большинства представителей по­литико-административной элиты вне связи с механизмами укрепления их вла­стного положения не только лишаются своего ценностного значения, но и во­обще утрачивает какую-либо социальную предметность и определенность.

Критерии нравственности в современной России:

По результатам опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» в российском обществе существует запрос на политического деятеля, сочетающего в себе высокие деловые и нравственные качества, что является свидетельством желания руководствоваться устойчивыми нормами этики в приложении к политике, несмотря на то, что в реальной жизни особо добродетельные политики составляют исключение и редко оказываются популярными.

Чаще всего опрошенные указывают на то, что политик должен быть честным, порядочным, справедливым, в чем выражается ожидание "правды" как порядка, основанного на принципе "обратной связи": политик должен слышать "глас народа" и принимать меры. Под "справедливостью" россияне подразумевают следование закону или установленному порядку; социальную защиту, милосердие; моральные принципы устройства общества. Также опрошенные указывают на такие требуемые качества политиков, как "душевность", "доброту", "воспитанность" и "корректность". Негативные высказывания о нравственных качествах политиков часто содержат указания на неискренность, хитрость, беспринципность эгоизм, высокомерие, самовлюбленность. В целом, почти 70% опрошенных россиян не смогли указать ни одного политика, деятеля культуры, ученого, общественного или религиозного деятеля, которого можно было бы назвать «совестью нации».

Несмотря на то, что превалирует мнение о том, что политика в России становится все более безнравственной, есть и некоторые позитивные тенденции. К примеру, О.В.Гаман-Голутвина фиксирует то, что сфера жиз­недеятельности общества, подлежащая моральной регуляции, сужается за счет ограничения использования "частной" морали в политических отношениях, а такое сужение целесообразно и благотворно. В России вслед­ствие относительно недавнего появления в ней политики как самостоятельно­го социального феномена характерные для этой сферы нормы и механизмы нередко подменяются теми, что сложились в рамках "частной" морали. По­этому, несмотря на потенциальные политические и этические издержки, про­цесс кристаллизации специфически политической нравственности и отказа от неоправданно широкого применения в политике критериев "частной" морали рационален. Массовое политическое сознание постепенно освобождается от излишнего морализаторства, становится более прагматичным и проникается тем разумным эгоизмом, без которого общество легко обыграть под аккомпа­немент разговоров о приоритете общечеловеческих ценностей.

Итоги:

По данным ВЦИОМ, две трети россиян полагают, что без участия государства поддерживать морально-нравственный климат в обществе невозможно. При этом ни одна из ведущих российских партий не может рассматриваться в качестве «морального флагмана» – большинство опрошенных полагают, что партии вообще не занимаются вопросами морали. В послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года президент РФ В.В. Путин заявил, что «многие трудности современной российской экономики и политики уходят своими корнями в проблему недоверия состоятельному классу со стороны подавляющего большинства российского общества. Коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе. И Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры».

Наши рекомендации