Понятие и структура морали. Соотношение морали и нравственности.

Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является од­ним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отно­шений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.

Мораль — это система принципов, норм, определяющих харак­тер между людьми в соответствии с принятыми в данном обще­стве понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

И. Кант отмечает: -<Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и мо­ральный закон во мне». Действительно, эти вещи свидетельствуют об эфемерности (недолговечности, скоро приходящности) человеческого бытия, в том числе всех человеческих угрызений по сравнению с косми­ческими и моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют о способности человеческого разума постигать и восхищаться ими.

С этой точки зрения структура морали, нравственности многоярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, нормативный, личностный, философский подходы.

Очень простой вариант структуры морали был намечен в древности. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны — поступки, практические действия.

Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отно­шений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве на­ходятся сознание, деятельность и отношение.

Иначе в структуре нравственности выделяются:

- нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

- нравственная практика;

- нравственные отношения.

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества). Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.

Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт много­численных поколений, позволяющий отдельного человека воспитывать как полноценную личность.

В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня: обыденный и теоретический.

Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, не­посредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачас­тую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами.

Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» вопросы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика.

При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из не­скольких компонентов:

- рационального, в котором выражаются мировоззрение личности, нравственные представления. Базовым элементом этого компонента являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле;

- эмоционального, выражающего совокупность нравственных переживаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, дос­тоинство, честь).

- волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств.

Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Струк­тура нравственной практики может состоять из следующих состав­ляющих:

- замысел (намерение или постановка цели);

- мотивация, обоснование замысла;

- выбор цели, средств;

- принятие решений;

- действия, реализующие нравственную установку и линию поведе­ния человека.

Нравственные отношения предполагают совокупность зависимо­стей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Осо­бенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Нравственные отношения можно классифицировать:

- по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности;

- по характеру требовательности к себе и другим;

- по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта обще­ния.

Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее эле­менты взаимно регулируются.

Существуют попытки «развести» данные понятия «мораль» и «нравственность». Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного.33 Ведь большая разница между тем, что должно быть, а что есть.

Нравственность — «…внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».34 В данном определении она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Но не охватывает все как мораль. Мораль, как правило, ориентирована на внешний оценивающий субъект (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.

Таким образом, можно прийти к заключению, что этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали или об учении морали и нравственности, что больше оно и подчеркивает. Но этика не только учение о морали, но и часть самой морали.

Слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки и нормы поведения человека. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые, а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту. Даже часто утверждается, что нравственность является калькой морали.

Итак, этика является более широким понятием, по отношению к нравственности и морали, она является наукой, изучающей нравственность и мораль. Мораль и нравственность — понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

Многие источники воспринимают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику как науку о морали и нравственности. На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая придерживается теории тождественности, а вторая — полагает, что они имеют различные содержания. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В понятии моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в значение нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. Среди современных авторов считают, что мораль — это сфера должного: как нужно делать, как следует поступать, а нравственность — это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей.

Наши рекомендации