Нормы конституционного права в управлении персоналом государственной гражданской службы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в за­конодательстве закреплен принцип равного доступа граждан к государственной службе1. Данный принцип влияет на организа­цию приема на эту службу, проведение конкурсов и т. д. При этом требуется соответствие поступающих требованиям по уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (го­сударственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям, навыкам, необхо­димым для исполнения должностных обязанностей.

Наряду с этим существует ряд запретов, ограничений, связан­ных со следующими обстоятельствами: недееспособность; несня­тая судимость; отказ от процедур, связанных с допуском кгосу­дарственной тайне; заболевание, препятствующее поступлению на службу; родство с другими служащими при прямой подчинен­ности по работе; выход из гражданства РФ и др.

В Конституции Российской Федерации содержится также норма, запрещающая депутатам Государственной Думы находить­ся на государственной службе1. Этим предполагается не допустить зависимости депутатов от исполнительной ветви власти, с одной стороны, а с другой — обеспечить разделение работников на лиц, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и лиц, осуществляющих в них административную власть, в соот­ветствии с принципом дихотомии государственного управления. Данная норма в законодательстве распространена и на депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Важное значение имеет ст. 71 Конституции, в соответствии с которой федеральная государственная служба отнесена к ведению Российской Федерации2. Вследствие этого управление персоналом гражданской службы на федеральном и региональном уровне от­носительно обособлено. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

На этой основе субъекты Российской Федерации могут при­нимать законы о своей гражданской службе в целом, а также по более частным вопросам - об аттестации, квалификационном экзамене, резерве кадров, денежном содержании служащих, пен­сионном и санаторно-курортном их обеспечении и др. Субъекты Российской Федерации принимают региональные законы о граж­данской службе, в которых отражаются особенности управления персоналом на региональном уровне.

В ряде субъектов Федерации установлено принятие присяги, которая подтверждает служебно-правовые или публично-право­вые отношения долга и верности между соответствующим субъ­ектом Федерации и гражданским служащим. Присяга приносится один раз. Подписанный текст присяги хранится в личном деле служащего и является основанием для его включения в регио­нальный Реестр служащих.

В большинстве регионов страны приняты отдельные законы, регламентирующие материальное обеспечение государственных служащих и их денежное содержание. В ряде регионов законода­тельно определены и другие возможности стимулирования эффек­тивности труда гражданских служащих. К ним относятся: органи­зация отдыха и санаторно-курортного лечения государственных служащих; предоставление жилья либо беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное строительство, а также на по­купку жилья, льготы по оплате жилищных услуг, занимаемой пло­щади жилых помещений за счет бюджетов субъектов Российской Федерации; полная или частичная компенсация проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси).

Особое значение имеют нормы, связанные с правами и свобо­дами человека и гражданина.На их основе формируется правовой статус гражданских служащих, механизм и технологии работы с персоналом в целом. Практическая реализация в управлении пер­соналом правового статуса человека и гражданина предполагает подключение других отраслей права, в которых этот статус стано­вится частью общественной жизни путем конкретных правоотно­шений.

Важную роль играет положение Конституции РФ отом, что всякое ограничение прав личности допускается только по Феде­ральному закону (ст. 55), поскольку одной из особенностей го­сударственной гражданской службы является то, что эта служба связана срядом правоограничений для лиц, состоящих на ней. Субъекты управления персоналом контролируют соблюдение этих ограничений государственными служащими.

Наши рекомендации