Организация и функционирование гражданской службы в федеральных органах государственной власти. Уровни государственной службы. Структура высших органов исполнительной власти

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Она представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих соответствующие должности в аппаратах федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемых из федерального бюджета.
Специальным правовым актом, регулирующим отношения данной сферы, явится закон о федеральной государственной службе.
ФГС осуществляется на государственных должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работа на штатных должностях в других федеральных государственных организациях и учреждениях относится к федеральной государственной службе решением Президента РФ по представлению Совета по кадровой политике при Президенте РФ.
ФГС в отдельных государственных органах регулируется также федеральными законами об этих органах.

Руководители федеральных органов государственной власти и их аппаратов, иных государственных органов и их аппаратов, образованных в соответствии с Конституцией, могут в отдельных случаях оставлять на государственной должности или назначать на такую должность лиц, не имеющих установленного стажа государственной службы, но обладающих профессиональными качествами, необходимыми для исполнения соответствующих должностных обязанностей.
Устанавливаются,требования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Для организации федеральной государственной службы кроме перечня государственных должностей категорий «Б» и «В» и их деления на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) важное значение имеют также квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является прежде всего то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны. Этим внешне выражается положение человека в обществе и государстве и мера его ответственности. Чем выше квалификационный разряд, тем более государственной личностью он ощущает себя, тем более ответственно должен относиться к работе.

Особенности государственной службы федеральной законодательной власти

Государственная служба федеральной законодательной власти состоит из деятельности двух совершенно самостоятельных аппаратов палат Федерального Собрания - аппарата Совета Федерации и аппарата Государственной Думы. Если взаимодействие палат определенным образом регламентировано Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, то взаимодействие их управленческих аппаратов нигде и никак в нормативных актах не оговорено.
С организационной стороны государственная служба Совета Федерации разделена на четыре группы аппарата


-руководство аппарата Совета Федерации;
-секретариаты;
-центральный аппарат;
-аппараты комитетов.


Организация и функционирование гражданской службы в федеральных органах государственной власти. Уровни государственной службы. Структура высших органов исполнительной власти - student2.ru

Рис.13. Структура аппарата Совета Федерации РФ


Государственная служба Совета Федераци


Все аппараты Совета Федерации функционируют на основе принципа двойного подчинения. Секретариаты подчиняются прежде всего тем руководителям Совета Федерации, которых они обслуживают, а затем всего аппарата палаты. Центральный управленческий аппарат подчиняется руководителям Совета Федерации, а также руководству аппарата. Аппараты комитетов и комиссий подчиняются руководству комитетов и комиссий, а затем руководству всего аппарата верхней палаты. Следовательно, объединяющую функцию в структуре государственной службы Совета Федерации выполняет руководство центрального аппарата.
.Государственная служба Государственной Думы организационно делится на пять групп аппаратов:-аппараты фракций и депутатских групп;-аппараты комитетов и комиссий;-секретариаты;-центральный аппарат;-управление делами.
Каждый из аппаратов Гос.Думы функционирует на основе принципа двойного подчинения. Аппараты депутатский фракций и комитетов подчиняются руководству фракций и комитетов, а также руководителю всего аппарата. Центральный аппарат подчиняется руководству Думы и общему руководству аппарата. Секретариаты непосредственно подчиняются руководителям Думы и руководству центрального аппарата.
Государственная служба федеральной исполнительной власти
Большинство федеральных государственных служащих работают в органах исполнительной власти. В них занято почти 90% всего аппарата федеральной государственной службы.
Это единственная ветвь федеральной государственной службы, в которой просматривается некоторый субординационный характер. Здесь имеются три в определенной мере соподчиненных между собой уровня. Высший уровень составляет гос.служба Президента РФ. Затем слабо подчиненная ей государственная служба Правительства. Нижнюю ступень в этой иерархии занимает гос.служба федеральных министерств и ведомств, которые подчиняются гос.службе Правительства и лишь через нее государственной службе Президента.
Государственная служба федеральной исполнительной власти более других обеспечена нормативными актами. Основные процессы здесь нормированы, хотя многое еще регулируется аппаратными традициями и волей непосредственных руководителей.
Государственная служба Президента РФ организационно включает две взаимосвязанные, но специфические части: Администрацию Президента и Управление делами Президента, два самостоятельных и паралельно функционирующих управленческих аппарата, которые непосредственно подчинены Президенту РФ.
Администрация Президента РФ формируется на основе пункта "и" статьи 83 Конституции РФ и является структурным подразделением, обеспечивающим деятельность Президента РФ. В Администрации Президента РФ действует около 40 подразделений (советы, главные управления, управления, отделы, рабочие аппараты, секретариаты).
На управление делами Президента РФ возложена обязанность по материально-техническому обеспечению всех органов
Второй уровень госу.служба исполнительной власти составляет гос.служба Правительства РФ. В аппарате Правительства РФ - 37 подразделений (секретариаты, департаменты, управления) . Основную нагрузку по подготовке и реализации управленческих решений, ориентированных на страну в целом выполняют департаменты, то есть их деятельность направлена, в основном, вовне - на регионы, другие федеральные органы.
Третий уровень федеральной гос.службы исполнительной власти образуют гос.службы министерств и ведомств, которых на 1 января 2001г насчитывается 46, в том числе 24 федеральных министерства, 5 гос.комитетов, 2 федеральные комиссии, 6 федеральных служб, 7 агенств, 2 федеральных надзора .
Наиболее уязвимым местом гос.службы федеральной исп.власти является разобщенность, отсутствие четкой субординации, что снижает ее ответственность за принимаемые решения. Наибольшая несогласованность просматривается во взаимоотношениях между аппаратом Президента РФ, с одной стороны, и аппаратами Правительства РФ, его министерств и ведомств, с другой.
Государственная служба федеральной судебной власти

Государственная служба федеральной судебной власти состоит из трех совершенно самостоятельных государственных служб: Конституционного, Верховного и Арбитражного судов.
В аппарате Конституционного Суда имеется 23 самостоятельных подразделения: 19 секретариатов судей Конституционного Суда, центрального секретариата (9 управлений, 4 отдела, 6 служб), финансового управления, отдела кадров, управления делами (см. рис.14). Причем Центральный секретариат, финансовое управление, отдел кадров и управление делами не соподчинены между собой. Они подчиняются только руководству Конституционного суда.

Организация и функционирование гражданской службы в федеральных органах государственной власти. Уровни государственной службы. Структура высших органов исполнительной власти - student2.ru
Рис.14. Структура аппарата Конституционного суда РФ


В аппарате Верховного Суда - 15 подразделений: 5 секретариатов, 7 отделов, 2 управления, управления делами. Все подразделения непосредственно подчиняются только руководству Верховного суда. Внутреннюю структуру имеет лишь управление делами.
В аппарате Высшего Арбитражного Суда - 13 подразделений : 2 секретариата, 2 группы консультантов, 5 отделов, 4 управления . Структурные подразделения напрямую подчиняются руководству Высшего Арбитражного Суда. Внутреннюю структуру имеет только управления.

Наши рекомендации