Принципы государственной гражданской службы как правовая основа управления персоналом

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены принципы граж­данской службы. Они существенно сказываются на деятельно­сти не только служащих, но и субъектов управления персоналом гражданской службы. Эти принципы являются важнейшим ком­понентом правовых основ данного вида управления.

Категория «принцип управления персоналом государственной гражданской службы» отражает степень познания социальных и правовых явлений в сфере государственно-служебных отноше­ний, представлений, составляющих основу доктрины граждан­ской службы. Принцип представляет собой исходное положение, основополагающую идею, объективную закономерность развития государственной гражданской службы, направление реализации ее целей и функций. Природа принципов зиждется на закономер­ностях функционирования государственной службы как правово­го института, административной организации и профессиональ­ной деятельности. Объективность этих принципов обусловлена сущностью, типом и формой государства, его устройством, пол­номочиями государственных органов, а также традициями, нор­мами морали в сфере государственного управления. Они отра­жают также общие закономерности разделения труда, иерархии должностей в гражданской службе, сочетания территориального и функционального аспектов управления.

Значимость принципов состоит в том, что в них выража­ются сущность, основное содержание, характерные свойства гражданской службы, ее место и роль в системе государствен­ной власти, государственного управления и в жизни общества. Принципы гражданской службы определяют в конечном счете характер деятельности и поведения государственных служащих, охватывают правовые и организационные стороны гражданской службы - установление и ранжирование должностей, прием на службу, ее прохождение, увольнение со службы и т. д.

Особое значение имеет то, что принципы являются важней­шими юридическими положениями о государственной гражданской службе. Законодательно закрепленные, они становятся правовы­ми принципами, т. е. предписаниями, которые выражают в общей форме объективно обусловленные требования к участникам го­сударственно-служебных отношений, являются средством само­ограничения гражданской службы и руководством для достиже­ния целей ее правового регулирования.

В качестве юридических требований принципы государствен­ной службы обязательны для всех взаимодействующих с нею лиц и организаций. В значительной мере принципы определяют со­держание управления персоналом гражданской службы, функ­ционирование и тенденции развития ее персонала, деятельности служащих, обеспечивают стабильность и воспроизводство госу­дарственно-служебных отношений, придают обязательность реа­лизации основных целей и задач гражданской службы.

Каждый из принципов отличается специфичностью свое­го влияния на систему управления персоналом государственной гражданской службы.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правовой характер придан вось­ми принципам. Эти принципы имеют прямое отношение к фор­мированию правовых основ управления персоналом гражданской службы.

/. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

В процессе управления персоналом гражданской службы дан­ный принцип конкретизируется в обязанности служащего соблю­дать в своей профессиональной деятельности права и законные интересы граждан и организаций в соответствии с положениями административного регламента государственного органа и должностного регламента служащего. Эти регламенты определяют пе­речень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные ре­шения.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей гражданский служащий несет дисциплинарную от­ветственность.

2. Принцип единства правовых и организационных основ феде­ральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Рос­сийской Федерации.

Этот принцип определяет единство подходов к управлению персоналом на двух уровнях гражданской службы, учет этого единства при разработке законов и подзаконных нормативно-правовых актов субъекта Федерации.

3. Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения.

Данный принцип определяет деятельность государственных органов, субъектов управления персоналом при приеме на служ­бу, организации конкурсов, аттестаций, квалификационных экза­менов и т. д. При этом прием на службу граждан, владеющих госу­дарственным языком Российской Федерации, и ее прохождение осуществляются независимо от пола, расы, национальности, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

В то же время принцип равного доступа к гражданской службе не является абсолютным и может иметь ограничения, установлен­ные законом. Общие ограничения связаны со статусом гражда­нина Российской Федерации, возрастным и языковым цензом, а также специальными квалификационными требованиями. Субъ­екты управления персоналом гражданской службы контролируют соблюдение этих условий.

4. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих.

Законодательством о гражданской службе определяется, что квалификационным требованием к должностям категорий «руко­водители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп и к главной и ведущей группам категории «обеспечивающие спе­циалисты» является наличие высшего профессионального обра­зования, а к старшим и младшим группам категории «обеспечи­вающие специалисты» - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

На основе этого принципа регулируется также порядок про­фессиональной подготовки кадров для гражданской службы и порядок получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования, включающего в себя профес­сиональную переподготовку, повышение квалификации и ста­жировку.

Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих обязывает руководителей государственных органов, их кадровых служб: нормативно и четко определять компетенцию структурных подразделений; утверждать должностные регламен­ты для каждого гражданского служащего; постоянно поддержи­вать и развивать процесс профессионального становления кадров; создавать условия для устойчивого карьерного роста гражданских служащих; организационно и финансово обеспечивать процесс получения служащими дополнительного профессионального образования; обеспечивать плодотворное сотрудничество в госу­дарственном органе молодых служащих и квалифицированных работников.

5. Принцип стабильности гражданской службы.

На основе данного принципа в процессе управления персона­лом вырабатываются и совершенствуются гарантии против про­извольных действий, связанных с политической конъюнктурой, с частыми и не всегда обоснованными организационными пере­стройками. В соответствии с этими гарантиями регулируются сле­дующие действия по управлению персоналом: перевод на иную должность гражданской службы или перемещение; изменение существенных условий служебного контракта; временное заме­щение иной должности гражданской службы; изменение отноше­ний при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращение должностей гражданской службы; отстранение от занимаемой должности гражданской службы и др.

6. Принцип доступности информации о гражданской службе. Должностные лица гражданской службы как источники ин­формации должны обеспечивать ее объективность, достоверность и точность. При этом сочетается гласность и служебная конфи­денциальность. Так, личные дела и документы учета кадров яв­ляются персонифицированными и в случаях, установленных фе­деральными законами и иными нормативно-правовыми актами, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях — к сведениям конфиденциального характера. Кадровая служба государственного органа при обработке, хране­нии и передаче персональных данных гражданского служащего обязана неуклонно соблюдать требования о неразглашении све­дений, составляющих государственную и иную охраняемую зако­ном тайну.

7. Принцип взаимодействия гражданской службы с обществен­ными объединениями и гражданами.

Субъекты управления персоналом гражданской службы кон­тролируют выполнение служащими требований об их полити­ческой нейтральности в процессе исполнения своих должност­ных обязанностей, учитывают это при введении разграничений государственных должностей Российской Федерации на поли­тические должности и должности государственной гражданской службы (административные должности). Такой подход позволяет сохранить лояльность гражданских служащих государству в слу­чае смены государственной власти в результате победы на вы­борах той или иной политической партии, защити большинство государственных служащих от потери своих должностей по поли­тическим мотивам.

Таким же образом контролируется соблюдение служащими запретов, которые вытекают из данного принципа и касаются ис­пользования должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, замещения долж­ности гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органы местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза и т. д.

8. Принцип защищенности гражданских служащих от неправо­мерного вмешательства в их профессиональную служебную деятель­ность.

Вмешательство в деятельность гражданских служащих чаще всего осуществляется при решении вопросов назначения на должность, присвоения классных чинов, по итогам аттестации или квалификационного экзамена и др. В ходе решения этих воп­росов возможно возникновение «конфликта интересов».

На основе данного принципа субъекты управления персо­налом организуют систему защиты гражданского служащего от неправомерного вмешательства в его деятельность, контроль за соблюдением в государственных органах соответствующих поло­жений федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации о гражданской службе.

Таким образом, принципы государственной гражданской служ­бы, закрепленные законодательством Российской Федерации, ста­новятся правовой основой управления персоналом этого вида го­сударственной службы.

Наши рекомендации