Нормы конституционного права в управлении персоналом государственной гражданской службы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в законодательстве закреплен принцип равного доступа граждан к государственной службе1. Данный принцип влияет на организацию приема на эту службу, проведение конкурсов и т. д. При этом требуется соответствие поступающих требованиям по уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям, навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Наряду с этим существует ряд запретов, ограничений, связанных со следующими обстоятельствами: недееспособность; неснятая судимость; отказ от процедур, связанных с допуском кгосударственной тайне; заболевание, препятствующее поступлению на службу; родство с другими служащими при прямой подчиненности по работе; выход из гражданства РФ и др.
В Конституции Российской Федерации содержится также норма, запрещающая депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе1. Этим предполагается не допустить зависимости депутатов от исполнительной ветви власти, с одной стороны, а с другой — обеспечить разделение работников на лиц, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и лиц, осуществляющих в них административную власть, в соответствии с принципом дихотомии государственного управления. Данная норма в законодательстве распространена и на депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Важное значение имеет ст. 71 Конституции, в соответствии с которой федеральная государственная служба отнесена к ведению Российской Федерации2. Вследствие этого управление персоналом гражданской службы на федеральном и региональном уровне относительно обособлено. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.
На этой основе субъекты Российской Федерации могут принимать законы о своей гражданской службе в целом, а также по более частным вопросам - об аттестации, квалификационном экзамене, резерве кадров, денежном содержании служащих, пенсионном и санаторно-курортном их обеспечении и др. Субъекты Российской Федерации принимают региональные законы о гражданской службе, в которых отражаются особенности управления персоналом на региональном уровне.
В ряде субъектов Федерации установлено принятие присяги, которая подтверждает служебно-правовые или публично-правовые отношения долга и верности между соответствующим субъектом Федерации и гражданским служащим. Присяга приносится один раз. Подписанный текст присяги хранится в личном деле служащего и является основанием для его включения в региональный Реестр служащих.
В большинстве регионов страны приняты отдельные законы, регламентирующие материальное обеспечение государственных служащих и их денежное содержание. В ряде регионов законодательно определены и другие возможности стимулирования эффективности труда гражданских служащих. К ним относятся: организация отдыха и санаторно-курортного лечения государственных служащих; предоставление жилья либо беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное строительство, а также на покупку жилья, льготы по оплате жилищных услуг, занимаемой площади жилых помещений за счет бюджетов субъектов Российской Федерации; полная или частичная компенсация проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси).
Особое значение имеют нормы, связанные с правами и свободами человека и гражданина.На их основе формируется правовой статус гражданских служащих, механизм и технологии работы с персоналом в целом. Практическая реализация в управлении персоналом правового статуса человека и гражданина предполагает подключение других отраслей права, в которых этот статус становится частью общественной жизни путем конкретных правоотношений.
Важную роль играет положение Конституции РФ отом, что всякое ограничение прав личности допускается только по Федеральному закону (ст. 55), поскольку одной из особенностей государственной гражданской службы является то, что эта служба связана срядом правоограничений для лиц, состоящих на ней. Субъекты управления персоналом контролируют соблюдение этих ограничений государственными служащими.