Глава 2. Виды республиканской формы правления
Президентская республика впервые была создана в США Конституцией 1787 г. и, как показывает опыт, стала ее классическим вариантом. Затем американскую модель пытались копировать большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, некоторые государства Центральной и Восточной Европы, стремившиеся достичь политической и социальной стабильности. Действительно, более чем двухсотлетний опыт США показывает, что президентская республика является одной из эффективных форм правления благодаря сильной исполнительной власти в лице президента, способной быстро реагировать на возникающие потребности населения и решать их.[17]
Однако американская президентская республика формировалась в определенных исторических, экономических, социально-культурных условиях, которых не было в других странах. Вследствие этого им удавалось перенять отдельные принципы и институты американской модели, но не всю систему. По этой причине американская модель модифицировалась применительно к условиям конкретных стран, например таких как Аргентина, Бразилия, Чили, Португалия, Египет, Индонезия и др.[18]
Признаками президентской республики, отличающими ее от иных видов республиканского правления, являются следующие:
· глава государства - президент одновременно является главой исполнительной власти;
· избрание главы государства внепарламентским способом – всеобщим голосованием населения;
· жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
· наличие механизма сдержек и противовесов, когда ветви верховной власти сдерживают друг друга;
· правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом;
· равная легитимность законодательной (парламент) и исполнительной (президент) власти, сформированных на основе всеобщих выборов.[19]
Рассмотрим механизм президентской республики на примере США. Создатели президентской республики в США смогли найти баланс законодательной и исполнительной власти при условии, что верховная власть подотчетна гражданскому обществу, однако у граждан нет непосредственного, прямого влияния на процесс принятия политических решений. Президентская республика в США основана на принципе жесткого разделения властей, согласно которому было найдено равновесие между законодательной властью в лице Конгресса, исполнительной властью в лице президента и судебной властью в лице верховного суда. Власти автономны и не вмешиваются в дела друг друга, у президента отсутствует право на роспуск палат Конгресса.
Принцип разделения властей в США был дополнен механизмом "сдержек и противовесов", при котором ветви высшей государственной власти равноправны, ни одна из них не должна доминировать. Согласно мнению одного из создателей США Дж Мэдисона, верховная власть должна иметь такую структуру, "чтобы каждая ее составляющая часть могла в процессе взаимодействия с другими частями быть средством сдерживания их амбициям должны быть противопоставлены другие амбиции". С одной стороны Конгресс сдерживает президента и верховный суд тем, что принимает законы, в рамках которых им надлежит действовать. В случае нарушения законов, например, Конгресс, может отстранить президента от власти через процедуру импичмента. Импичмент — это процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности. С другой стороны, президент влияет на Конгресс тем, что может отклонять законы (отлагательное вето), принятые высшим законодательным органом. Верховный суд "сдерживает" Конгресс и президента правом признания их актов не соответствующими Конституции США.[20]
Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу , который избирается на основе всеобщих, равных и прямых выборов путем тайного голосования Конгресс США состоит из двух равноправных палат - Палаты представителей (435 депутатов, избираемых на два года) и Сената (100 сенаторов, по два сенатора от 50 штатов сроком на 6 лет, причем Сенат обновляется на одну треть каждые два года) Конгресс обладает финансовыми полномочиями, среди которых право чеканить монету, устанавливать налоги, делать займы и т.д. Также военными полномочиями, например, объявлять войну, формировать армию, флот и т.д. И законодательными полномочиями, то есть, принимать законы.[21]
Исполнительная власть в США осуществляется президентом. Он является главой государства и главой правительства. Полномочия президента США как главы государства достаточно обширны:
1. он представляет США в отношениях с другими государствами;
2. с согласия Сената назначает и отзывает послов;
3. заключает международные договоры;
4. является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардии;
5. обладает правом помилования, отсрочки исполнения приговоров, награждает медалями и иными знаками отличия;
6. с согласия Сената он назначает министров, которые несут ответственность перед ним, а также членов верховного суда;
7. обладает правом созывать Конгресс на чрезвычайные сессии;
8. утверждает и опубликовывает законы, принятые Конгрессом или в случае несогласия возвращает их в Конгресс на повторное рассмотрение.
Как глава исполнительной власти, президент:
1. непосредственно руководит государственным аппаратом управления,
2. назначает и увольняет служащих федеральной администрации,
3. несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета,
4. издает указы и исполнительные приказы. [22]
Руководители исполнительных департаментов составляют кабинет министров, обладающий консультативными функциями при президенте. Президент США избирается не прямым голосованием граждан, а косвенным путем - через выборщиков (их должно быть 538) от населения.
Судебная власть в США осуществляется верховным судом и низшими судами, которые учреждает Конгресс. Члены верховного суда назначаются президентом с согласия Сената. Верховный суд обладает правом осуществлять судебный надзор за соответствием законов и иных актов Конституции США и в случае их отклонения отменять действие подобных нормативно-правовых актов. Кроме этого, верховный суд имеет право толковать Конституцию, разрешать споры о компетенции между высшими органами власти и органами власти штатов.[23]
При президентской системе власти существует опасность узурпации верховной власти президентом, то есть захват власти насильственным путём, совершённый с нарушением закона, либо незаконное присвоение властных полномочий, также частых конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти. По этой причине президентская республика может эффективно функционировать лишь в условиях зрелого гражданского общества. В США опасность узурпации власти предотвращается принципом жесткого разделения властей, четко установленным сроком правления президента - не более двух сроков, то есть 8 лет занятия должности одним лицом. Высокая политическая культура общества позволяет удерживать общество от столкновения интересов, используя авторитет верховного суда, развитую партийную систему и иные политические силы (профсоюзы, СМИ), посредством которых достигается политическое согласие.[24]
Смешанная республика (полупрезидентская или полупарламентарная ) – это форма государственного правления, которая объединяет в себе черты президентской и парламентарной республики.
Данная категория наиболее характерна для государств переходного политического режима, но может встречаться и в странах с устойчивыми демократическими традициями.
С одной стороны, для такой республики характерен внепарламентский способ формирования правительства, парламент не имеет права выразить недоверие правительству. С другой стороны президент имеет право роспуска парламента. К таким республикам можно отнести: Францию, Финляндию, Литву, Румынию и Российскую Федерацию. [25]
Согласно статье 1 Конституции: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. С одной стороны, Президент избирается всеобщим голосованием, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, а с другой - наряду с Президентом действует Правительство во главе с Председателем, в определенной мере ответственное перед парламентом. На практике элементы парламентаризма сведены к минимуму: ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена, Думе очень сложно добиться и увольнения Правительства в целом, не говоря уже об увольнении отдельных министров, что на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти.
В смешанной республике президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем, президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. То есть, можно сделать вывод, что наиболее характерными признаками смешанной республики являются:
1. Избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента.
2. Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной.
3. Правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа. Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.
4. Наличие механизма «сдержек и противовесов», при котором парламент обладает правом отправить в отставку правительство, в свою очередь, избранный глава государства - в ответ выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган. Причем, правительство уходит в отставку только вместе с премьер-министром, но не с президентом.
5. Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд.
В зависимости от того, как распределены полномочия президента и парламента, различают два вида смешанных республик – полупрезидентская и полупарламентская. Различие между ними заключается в способе политической ответственности правительства.
Парламентская республика – это одна из разновидностей республиканской формы правления, которая характеризуется тем, что парламент, являясь полноправным органом, формирует правительство, полностью ответственное перед ним, и избирает президента, который занимает скромное место в системе государственных органов. Следовательно, парламентская республика обладает следующими отличительными чертами:
1. отсутствует принцип жесткого разделения властей, существует режим сотрудничества законодательной и исполнительной властей;
2. правительство формируется победившей на выборах партией или коалицией партий, которая располагает большинством мест в парламенте;
3. правительство ответственно перед парламентом;
4. глава государства - президент - избирается парламентом и формально обладает правом назначать премьер-министра
5. президент по конституции наделен широкими полномочиями, однако на практике он осуществляет их по предложению премьер-министра;
6. особое положение премьер-министра в системе верховной власти, обладающего значительными фактическими полномочиями в сфере исполнительной власти.[26]
Такая форма правления существует в ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.
Рассмотрим механизм функционирования парламентской республики.
Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента и при данной форме правления правительство отвечает только перед парламентом, а не президентом. Формально верховная власть разделена между парламентом (законодательной), президентом и федеральным правительством (исполнительной), федеральным конституционным судом и федеральной судебной палатой. Законодательная власть принадлежит правительству, которое избирается на всеобщих выборах.[27]
Исполнительная власть - президент и федеральное правительство – формируются парламентом. Главой государства формально считается президент. В основном, президент не входит в состав федерального правительства. Как глава государства, он представляет свое государство на международных отношениях, заключает договоры с иностранными государствами, назначает и отзывает послов, обладает правом роспуска парламента, назначает и увольняет федеральных судей, государственных служащих, осуществляет право помилования. Многие свои полномочия он осуществляет по совету премьер - министра. Президент несет ответственность перед парламентом, который может отстранить его от должности за нарушение законов или превышения его полномочий. [28]
Правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним. Кандидатура премьер-министра иногда предлагается президентом из числа лидеров партий, победивших на парламентских выборах. Утвержденный парламентом премьер - министр формирует правительство, министры которого назначаются президентом. Премьер – министр занимает особое положение в исполнительной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики и несет ответственность за их реализацию.
Судебная власть независима. Оно осуществляет правосудие в различных формах.
В парламентской республике велика роль политических партий, формирующих волю граждан и отражающих их интересы в органах власти. По сравнению с президентской республикой парламентская республика имеет известные преимущества: единство органов верховной государственной власти, поскольку правительство назначается и контролируется парламентом и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие преобразования.[29]
Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно. [30]
Таким образом, в президентской республике президент является главой государства и главой правительства. Как глава государства он представляет в своем лице государство в целом, заключает международные договоры, является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардии, обладает правом помилования, отсрочки исполнения приговоров, награждает медалями и иными знаками отличия и т.д. Как глава правительства, президент непосредственно руководит государственным аппаратом управления, назначает и увольняет служащих федеральной администрации, несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, издает указы и исполнительные приказы.
Для смешанной республики характерен внепарламентский способ формирования правительства. Также в смешанной республике президент руководит правительством, что является одним из отличительных признаков президентской республики. Наиболее характерными признаками смешанной республиканской формы правления являются: избрание президента и парламента народным голосованием, парламент и президент наделены практически равными полномочиями, правительство дает отчет о своей деятельности парламенту, но при этом не несет полную ответственность перед президентом, хотя он и является главой исполнительной власти.
В парламентской республике парламент сам формирует правительство, которое полностью несет ответственность перед ним и сам выбирает президента. Характерными отличительными чертами данной разновидности республики являются: отсутствие принципа жесткого разделения властей, особое положение премьер-министра в системе верховной власти, обширные полномочия президента согласно конституции, но незначительные на практике.
Заключение
Мы рассмотрели республику как форму правления. В работе были приведены примеры различных вариантов республиканской формы правления по всему миру. Из этого можно сделать вывод, что республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократичный способ образования верховных органов государства, то есть путем всенародного голосования; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
В эпоху феодализма республиканская форма правления была особо нераспространенной. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение. Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).
Современные республики подразделяются на два вида: парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему свое недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет непосредственно сам президент.
Также существуют смешанные (полупрезидентские и полупарламентские) республики, в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Стоит также отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.
Так, согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация относится к смешанной (полупрезидентской) республиканской форме правления.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Республиканская форма правления характерна для современных конституционных государств с демократическим политическим режимом, однако необходимо иметь в виду два момента.
Во-первых, республики существовали и в рабовладельческом обществе, и при феодализме, правда, на ограниченной территории: как правило, это были города - республики.
Во-вторых, за внешне демократической республиканской формой правления вполне может стоять авторитарный режим. Сама идея демократии и республики как наиболее демократической формы правления приобрела большую популярность в XX в. И распад колониальной системы, за незначительными исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке, Латинской Америке. Многие страны, однако, ни по уровню экономического развития, ни по уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических идей и возвратились к авторитаризму.
В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями.
Библиографический список
1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
2. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник, изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2001.
3. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов" (17-е издание, исправленное и дополненное). — М.: Статут, 2013.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
5. Страшун, Б.А. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.— Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001.
6. Под ред. А. В. Вениосова. История государства и права зарубежных стран : учебник / А. В. Вениосов [и др.] ;— 2-е изд. — Минск : Тетра- Системс, 2012.
7. Андреева И.А., Вольский К.С., Бузынова С.П., Гусов К.Н. и др. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/Под ред. академика О.Е. Кутафина. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998.
8. Маклаков В.В., Современные зарубежные конституции; Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. М: Издательство БЕК, 2000.
9. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С. Под общ. ред. проф. С.С. Алексеева - М.: Норма, 2004.
10. Хропанюк. В.Н. Теория государства и права; Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации СТРЕКОЗОВА В. Г.; Москва 1995.
11. Нерсесянц В. С.. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. — М. : Норма : ИНФРА-М 2012.
12. Малько А.В.. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.
13. Васильев А.В. Теория государства и права: курс лекций. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.
14. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник/А.Б. Венгеров. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2005.
15. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С. Под общ. ред. проф. С.С. Алексеева - М.: Норма, 2004..
16. Карташов, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012.
17. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА • М, 1999.
18. Марченко М. Н.. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
19. Байтин М.И., Борисов В.В. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Ма-ТЗЗ тузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
20. Мухаев Рашид Тазитдинович. Правоведение: учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям / Р.Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
[1] Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник, изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2001. – С. 188.
2 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов" (17-е издание, исправленное и дополненное). — М.: Статут, 2013. – С. 205.
[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – С. 89.
[4] Страшун, Б.А. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.— Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. – С. 128.
[5] Маклаков В.В., Современные зарубежные конституции; Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. М: Издательство БЕК, 2000. – С. 56.
[6] Андреева И.А., Вольский К.С., Бузынова С.П., Гусов К.Н. и др. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/Под ред. академика О.Е. Кутафина. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. – С. 164-165.
[7] Марченко М. Н.. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 32.
[8] Байтин М.И., Борисов В.В. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Ма-ТЗЗ тузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – С. 44.
[9] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник/А.Б. Венгеров. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. – С. 61 – 62.
[10] Под ред. А. В. Вениосова. История государства и права зарубежных стран : учебник / А. В. Вениосов [и др.] ;— 2-е изд. — Минск : Тетра- Системс, 2012. – С. 133.
[11] Под ред. А. В. Вениосова. История государства и права зарубежных стран : учебник / А. В. Вениосов [и др.] ;— 2-е изд. — Минск : Тетра- Системс, 2012. – С. 135.
[12] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов" (17-е издание, исправленное и дополненное). — М.: Статут, 2013. – С. 212.
[13] Маклаков В.В., Современные зарубежные конституции; Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. М: Издательство БЕК, 2000. – С. 21 – 22.
[14] Байтин М.И., Борисов В.В. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Ма-ТЗЗ тузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – С. 150.
[15] Под ред. А. В. Вениосова. История государства и права зарубежных стран : учебник / А. В. Вениосов [и др.] ;— 2-е изд. — Минск : Тетра- Системс, 2012. – С. 109 -111.
[16] Хропанюк В.Н. Теория государства и права; Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации СТРЕКОЗОВА В. Г.; Москва 1995. – С. 72.
[17] Маклаков В.В., Современные зарубежные конституции; Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. М: Издательство БЕК, 2000 – С. 66.
[18] Маклаков В.В., Современные зарубежные конституции; Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. М: Издательство БЕК, 2000 – С. 68.
[19] Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА • М, 1999. – С. 123.
[20] Страшун, Б.А. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.— Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. – С. 234 – 235.
[21] Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник, изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2001. – С. 199.
[22] Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник, изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2001. – С. 205.
[23] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов" (17-е издание, исправленное и дополненное). — М.: Статут, 2013. – С.114.
[24] Карташов, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – С. 60.
[25] Байтин М.И., Борисов В.В. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Ма-ТЗЗ тузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – С. 132.
[26] Под ред. А. В. Вениосова. История государства и права зарубежных стран : учебник / А. В. Вениосов [и др.] ;— 2-е изд. — Минск : Тетра- Системс, 2012. – С. 199-201.
[27] Андреева И.А., Вольский К.С., Бузынова С.П., Гусов К.Н. и др. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/Под ред. академика О.Е. Кутафина. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. – С. 289 – 291.
[28] Андреева И.А., Вольский К.С., Бузынова С.П., Гусов К.Н. и др. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/Под ред. академика О.Е. Кутафина. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. – С. 281 – 283.
[29] Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА • М, 1999. – С. 34.
[30] Андреева И.А., Вольский К.С., Бузынова С.П., Гусов К.Н. и др. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/Под ред. академика О.Е. Кутафина. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. – С. 311.