Отличительные признаки республиканской формы правления

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением.

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

· Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства, он сам формирует и распускает правительство, парламент влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

· Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент не имеет полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

· Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Португалия, Монголия).

8. Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, закреплённый в конституции способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий). К ним не относятся межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств. Выделяется 3 основные формы гос.устройства:

1. Унитарное государство— простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

2. Федерация— сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

3. Конфедерация— временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

9. Политический (государственный) режим: понятие и виды.

Политический режим— совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Он характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы, состоянием правового статуса личности.

Выделяют 3 основных политических режима:

Демократия— политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм— характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Тоталитаризм— это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Также выделяют деспотизм, который характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения (является формой крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях), а ещёанархию, т.е. отсутствие политического режима, безвластие, что возможно, как правило, при упадке государства и снижении роли государственной власти, характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).

10. Социальные нормы: понятие, признаки.

Социальные НОРМЫ - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы - это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.

3. Социальные нормы - это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

11. Место и роль права в системе социального регулирования.

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.

Ритуалы— правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России, что должно внушать депутатам чувство Ответственности за свою деятельность.

Обряды — также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

Мифы — предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

Обычаи — это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Иначе обычаи можно определить как стереотип поведения. Они прочно входят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизненную закономерность, например передачу имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровную месть, двоеженство и др.

Традиции — так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм, и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

Религиозные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, Страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).

Правовые нормы — это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.). Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.

Моральные нормы — это правила поведения, определяющие, что есть добро а что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение).

12. Право: понятие и признаки.

Право- это система общеобязательных правил поведения, в которых выражается воля государства и исполнение которой гарантируется государством при помощи принуждения; это система норм.

Основной задачей права является обеспечение нормальных отношений в обществе.

ПРИЗНАКИ:

Общеобязательность - Право является единственной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства.

Определенность - Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей.

Обеспеченность -Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает меры для их выполнения.

Многократность - В большинстве случаев юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения и обладают определенной неисчерпаемостью.

Справедливость - Право выражает общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов справедливости в обществе.

13. Функции права: понятие и виды.

Функции права - основные направления воздействия права на общественные отношения.

1. Политическая - право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.

2. Экономическая - право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства.

3. Воспитательная- право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.

4. Культурно-историческая - право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры.

5. Социального контроля - контроль стимулирует определенное поведение и ограничивает нежелательные для общества поведение и действие, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий.

6. Информационно-регулирующая - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

7. Коммуникативная - право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления

14. Принципы права: понятие и виды

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права:

1. наличие основополагающего характера;

2. отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3. отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4. системность;

5. устойчивость;

6. фиксирование в законодательстве;

7. отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8. наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1. общие (общеправовые) принципы;

2. отраслевые принципы;

3. межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

· на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

· принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

· принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

· принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

· принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

· принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1. принцип гласности;

2. принцип состязательности;

3. принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

15. Норма права: понятие, признаки, структурные элементы.

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Признаки норм права:

1) Связь с гос-ом — норма права исходит от гос-ва, является официальным выражением его интересов и воли, выражается во властном предписании разрешенного или запрещенного поведения. Гос-во охраняет норму права от нарушения, обеспечивает ее реализацию;

2) Общеобязательность — норма права обязательна для исполнения всеми гражданами, организациями, должностными лицами и другими субъектами общественных отношений;

3) Формальная определенность — норма права всегда закрепляется в официальном письменном документе, т.е. имеет материальную форму; специальные термины, чёткая формулировка

4) Представительно обязывающий характер — норма права предоставляет одним субъектам права и возлагает на других обязанности; нельзя реализовать без обязанности и обязанность без права;

5) Системность -норма права всегда представляет собой особую систему, т.е совокупность взаимосвязанных элементов.

Структура правовой нормы строится по схеме если-то-иначе, соответственно:

Гипотеза – условие, при котором действительна диспозиция

Диспозиция – само правило поведения

Санкция – наказание за нарушение диспозиции правовой нормы

16.Источники права: понятие и виды.

Источники права - это форма, выражающая содержание правовой нормы.

Виды источников права:

1. Правовой обычай – это правила поведения, сложившиеся в результате единообразных и многократно повторяющихся событий и рассматриваются всеми членами общества, как обязательные. Правовой обычай соблюдается всеми членами общества и вытесняется лишь нормативно-правовым актом. Например, скрепление трудового договора печатью.

2. Судебный прецедент – это часть судебного решения по конкретному делу, которое содержит правила поведения, обязательные для всех судов при разрешении аналогичных дел. В РФ не является официальным источником права, суды не обязаны руководствоваться ранее принятыми решениями, только если это предполагает закон или при отсутствии аналогичного закона. Тем не менее, существует принцип единства судебной практики.

3. Нормативный договор – это правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении правовых сторон, при помощи которого образуется правовая норма. Нормативный договор следует отличать от нормативно-правового акта, так как акт исходит от органов государственной власти и не является результатом соглашения 2 сторон. Например, международный договор о создании таможенного союза между Россией, Украиной и Белоруссией.

4. Нормативно-правовой акт – это правовой документ, в котором специфическим способом и в надлежащей форме закреплена государственная воля, направленный на установление определённых правил поведения. Это общее родовое понятие для законов и подзаконных актов.

Нормативно-правовой акт всегда должен обладать следующими признаками: соблюдаемый процесс принятия, наличие реквизитов письменного документа, наличие у документа структуры (главы, разделы, статьи, параграфы, пункты, подпункты), наличие заранее установленной юридической силы, а также наличие чётких субъектных и пространственно-временных характеристик.

Наши рекомендации