Виды республиканской формы правления

парламентская республика – верховенство парламента , правительство формируется парламентом и действует во исполнение его воли. Президент избирается парламентом, лишен права вето, не может вводить чрезвычайное положение, проводить референдум. Индия, Польша, Италия, Венгрия, Германия президентская республика - президент сосредотачивает в руках полномочия главы государства и главы правительства, он избирается населением и возгл. Правительство. Действует принцип разделения властей. Президент обладает правом отлагательного вето, которое может быть наложено на закон. Преодолеть его можно квалифицированным большинством голосов депутатов парламента. (США)   смешанная республика Франция

2. Форма государственного устройства.

2. Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Данное понятие определяет соотношение власти в центре и на местах.

Форма государственного устройства:

- простые (унитарные)

-сложные (федеративные)

а) унитарная – единое цельное гос. образование, его административно-территориальные единицы подчинены центральным органам власти и не обладают государственным суверенитетом (одна, конституция, единая денежная система, вооруж. силы, может быть многонациональной). Напр., Беларусь.

б) федеративная – высшие органы и высшие органы гос. власти субъектов федерации. Гражданин субъекта – гражданин страны. Самостоятельность субъектов определяется нормативными актами. Федерации образуются по территориальному и национальному признаку.

Для федерации характерно следующее:

1. двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

2. компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

3. существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

4. двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

5. наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

6. двухканальная система налогов;

7. суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

8. после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

в) конфедеративная – объединение или союз государств. Каждое имеет свою самостоятельность. Для координации действий выбираются объединенные органы (СНГ). Как правило создаются для укрепления обороноспособности или решения экономических задач.

Особые формы:

- империя - сложное государство, созданное насильственным путем.

- протекторат - международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (“третьего”) государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации

- фузия – это воссоединение двух или нескольких государств в одно государство, а инкорпорация – присоединение одного государства к другому.

3. Политический режим.

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления государственной (политической) власти.

Виды политического режима:

1. демократический – плюрализм, деятельность разнообразных партий и организаций, разделение власти, защита личности от произвола и беззакония, правовая основа.

2. антидемократический – господство 1 полит. партии,1 форма собственности, сведение к минимуму прав и свобод, низкий уровень народа, карательные меры.

2.1. авторитарный - полит. Власть осуществляется конкретным лицом (партия, класс) при минимальном участии народа. Бюрократические, командные методы управления обществом. Может носить форму демократического «выбора» (Вебер М. назвал такой режим «плебисцитарной демократией»)

2.2. тоталитарный – признаки авторитарного в крайних формах (фашист., полуфаш., военно-дикт.):

Либеральный – переходный от недемократического к демократическому (нет стабильности политических структур, слабость соц.-экон. программ, невысокая активность граждан, отсутствует гласность,

Наши рекомендации