Национальное государство, основные подходы к пониманию
Поскольку понятие «нация» может употребляться в двух значениях, можно говорить о двух значениях и понятия «национальное государство»:
А) Это национальное государство гражданской нации. Подобные национальные государства существуют в США, Франции, Германии, других странах Западной Европы и Латинской Америки. Такое национальное государство есть территориальное сообщество, все члены которого независимо от их этнической принадлежности признают свою общность, солидарны с ней и подчиняются институционализированным нормам этого сообщества.
Б) Национальное государство – государство этнонации, где культурно - этнические границы максимально совпадают с политическими границами.
Если права доминирующего этноса как-то закрепляются институционально, то государство этнонации может быть определено как «этнократия». Под этнократическим государством, как отмечают В. Тишков и Ю. Шабаев, следует понимать такое государство, в котором этническая группа, преобладающая численно или доминирующая политически, пользуется властью и привилегиями по отношению к другим, отождествляет с государством исключительно себя, отказывая меньшинствам в праве на членство в нации или на самостоятельное «нациестроительство». В данном случае доминирующая этническая группа позиционирует себя с помощью государственной идеологии и государственных институтов (прямо или косвенно) как единственную «истинную», «реальную», «настоящую» нацию и требует, чтобы представители остальных этнических групп в культурном отношении равнялись на нее. Этнократические режимы существуют в некоторых странах Африки, Азии и на постсоветском пространстве.
Наряду с понятием «этнократия» в последнее время стал также использоваться и термин «этнодемократия». Как отмечает М.Х. Фарукшин, под этнодемократией понимается такой режим, при котором государство принадлежит этническому большинству, а не всем гражданам, и большинство использует государство в качестве средства продвижения своих национальных интересов и целей. Государство превращается в инструмент институционализации господства и привилегий одной, как правило, самой многочисленной в стране этнической группы и юридического ограничения прав других этнических групп. Среди других черт этнодемократии разработчик этой концепции С. Смуха отмечает:
(1) только одна этнонация имеет право на страну. Только она имеет неотчуждаемое право на отдельное политическое целое, и только она имеет исключительное право на родину. Вследствие этого этнический национализм делает легитимным неравенство статусов коренной этнонации и некоренных групп;
(2) государство отделяет членство в единой коренной этнонации от гражданства;
(3) государством владеет и управляет коренная этнонация;
(4) государство мобилизует коренную этнонацию;
(5) государство предоставляет некоренным группам неполные индивидуальные и коллективные права;
(6) государство разрешает не коренным группам вести парламентскую и внепарламентскую борьбу за изменения;
(7) государство воспринимает не коренные группы как угрозу;
(8) государство навязывает контроль над некоренными группами. Наиболее типичными примерами стран с режимом этнической демократии называются Израиль и Эстония, хотя к числу таких государств в литературе относят также Латвию, Грузию, Сербию, Македонию, Шри - Ланка и некоторые другие страны. На наш взгляд, оба термин – и «этнократия», и «этнодемократия» нередко - используются как политические ярлыки: в первом случае для того, чтобы дискредитировать тот или иной политический режим, во втором – чтобы приукрасить его не очень приглядные черты. Тем не менее возможно их использование и в более строгом академическом смысле при том условии, что термины эти будут разграничены с тем, чтобы не применяться к одному и тому же явлению. Так, этнодемократия, а на взгляд – это режим, соблюдающий формальные демократические процедуры, но при этом ограничивающий права лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам; этнократия же – это недемократический политический режим, при котором ограничения прав одних этнических групп (и соответственно привилегии других) закреплены институционально.