Государство. Подходы к пониманию государства: идеалистический, функциональный, организационный.
1)Идеалистический подход (Гегель):
Тезис=семья, антитезис=гражданское общество, синтез=гос-во.
2)Функциональный:
Гос-во определяется по функциям, например, у марксистов – это функция поддержания капитализма. Но субъектность гос-ва теряется из-за этого.
3)Организационный:
Гос-во = аппарат управления.
Методологические подходы к осмыслению сущности государства:
1) правовой:гос-во – это иерархия законов, скрепленная гос.суверенитетом (Кельзен)
2) исторический:от полиса – к гос-ву наций или империи
3) социально-антропологический:гос-во – мощный полит. институт, обладающий монополией на применение насилия.
4) политологический: гос-во = равновесие между полит.группами
- плюралистический(гос. Может быть не построено, т.к. синтеза может и не быть в сиду разлада),
- корпоративистский(гос-во как корпорация в интересах групп военных, бизнеса и др.)
-марксистский(базис=экономика, гос-во отомрет)
5) философский (или нормативный):
Абсолютистский (гос-во как власть монарха)
Конституционный(гос-во – совокупность целостных институтов, а конституция обладает ценностью)
Этический( гос = результат закономерного развития человека по отношению к природе, оно важнее индивида.
Черты государства:
суверенитет (способность гос влиять на то, что внутри него), публичность,легитимность, господство, территориальность (не только правительство, но и др.органы). Различение государства и правительства.
1)гос-во = не только правительство, но и др.органы
2)правительство более временно, чем гос-во
3)правительство=редство для гос-ва
4)власть гос-ва=власть законов, а правительство более личное
5)гос-во действует в интересах всего населения, правительство – в интересах партии или личностей.
Государство как политический институт:
1) благоприятные условия для акторов
2) гос-во может быть ограничено полит и неполит. акторами, но оно должно учитывать их интересы
3) гос-во предоставляет полномочия для других акторов
4) гос.структуры приоритетны по отношению к др.институтам
5) гос. аккумулирует и распоряжается ресурсами (бюрократия)
Функции государства:
1)охрана порядка
2)хозяйствования внутренние функции
3)идеологическая (нац.идея)
4)социальная
5)представительство на внешней арене внешние ф-ции
6)военная
Государство и социальные институты: государство и гражданское общество. Определение гражданского общества и разграничение его с государством. Стратегии взаимодействия гражданского общества с государством.
Типы государственного устройства: унитаризм, федерализм, конфедерализм. Определение федерации через: 1) позиционирование на спектре «унитаризм – конфедерация»; 2) разделение и делегирование суверенитета; 3) уровни формирования власти.
1)Федеративное(в состав федеративного государства входят автономии)
2) Конфедеративное (союз независимых государств для достижения общей цели)
3)Унитарное(подчинение центру)
В федерации суверенитет разделён на:
1) региональный
2) Внешний и внутренний
Унитарные и федеративные государства можно разделить по способу формирования власти:
- в унитарном федеральная власть формирует региональную
- в федеративном регионы делигируют полномочия центру
В конфедерации хорошо просматривается, что суверенитет неделим
Унитарные государства делятся на:
1) Симметричные
2)Асимметричные(большая часть территориальных единиц равноправны)
3)Регионалистские
Федерации можно разделить на:
1)Симметричные
2) Асимметричные
Формы правления.