Институциональный подход в государственном управлении
Методологический подход оказывает значительное влияние на выработку теоретических установок по исследованию объекта. При анализе системы государственного и муниципального управления используются следующие методологические подходы: институциональный, функциональный и организационный. Рассмотрим их.
Как известно, любая деятельность в современном обществе (в том числе и экономическая) возможна только в институциональных рамках. Соответственно, преобразования в экономической и социальной сферах требуют институционального обеспечения.
Понятие "институт" употребляется в классической трактовке институционализма, а именно как следующие разновидности, имеющие и макро-, и микроинституциональные статусы:
o набор формальных и неформальных правил, структурирующих взаимодействие между людьми, составляющими организации и общества, и осуществляющих координирующую функцию между ними (по Д. Норту, Ф. Хайеку и Т. Веблену);
o коллективные действия по гармонизации отношений между экономическими агентами, обусловленные формальными и неформальными правилами и процедурами поведения (по Дж. Коммонсу);
o механизмы управления экономическими отношениями (по О. И. Уильямсону);
o организации как сложные сети контрактов, позволяющие минимизировать издержки социально-экономических трансакций (по Р. Коузу).
Кроме того, под институтами понимаются устойчивые организационные символические единицы общества, несущие его нормативно-ценностные и культурные характеристики.
Рассмотрим виды институтов, оказывающих влияние на функционирование и развитие территориальных социально-экономических систем.
По мнению В. May, целесообразно выделение групп институтов, обеспечивающих функционирование и развитие национальной экономики в следующей логической соподчиненности (рис. 2.1):
1)политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских и политических прав граждан, в частности экономических агентов;
2)институты, обеспечивающие функционирование, развитие и сохранение человеческого капитала, к которым относятся и организации социальной сферы;
3)собственно экономические институты, т.е. законодательство, обеспечивающее функционирование и развитие национальной экономики, в том числе экономики регионов Российской Федерации;
4)институты, решающие конкретные, специфические проблемы экономического роста. Это "институты развития", нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них, отобранных по конкретным критериям. К ним относятся, например меры государственной поддержки ряда отечественных хозяйствующих субъектов в период экономического кризиса 2008-2009 гг.
Рис. 2.1. Иерархизация институтов
По критерию "механизм формирования и функционирования" социально-экономические институты классифицируются как рыночные и организационные. На основе критерия "способ возникновения и фиксации социально-экономических норм и правил" институты делятся на формальные и неформальные.
На основе критерия "масштаб воздействия" выделяются институты глобальные, локальные и внутренние (табл. 2.2).
Выделяются следующие функции социально-экономических институтов в аспекте функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: направляющая, ограничивающая, поощряющая, координирующая, регулирующая, информационная, оценочная, оптимизирующая выбор ограниченных благ, коммуникативная и распределительная.
Государство - главный субъект институционализации, определяющий "правила игры" для других субъектов (организаций, социальных групп, личностей), а также поддерживающий их исполнение с помощью различных форм контроля и принуждения.
Ключевая функция государства состоит в формировании социально-экономической среды, благоприятствующей активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможности развития. В социально ориентированной экономике на решение этой задачи направлены антимонопольная политика, поддержка мелкого и среднего бизнеса, программы сбалансированного развития территорий, создание благоприятного инвестиционного климата, политика занятости и политика доходов. В функции государства входят и общее регулирование социальных параметров экономического процесса, и непосредственная реализация мер по формированию, развитию, использованию и сохранению человеческого потенциала. Именно деятельность государства (государственное финансирование научно-исследовательской деятельности, создание рабочих мест, сохранение и развитие культуры, охрана окружающей среды) создает социодинамический мультипликатор экономического роста, определяемый взаимодействием трех составляющих - социальным эффектом, склонностью индивидов к созданию и институтами общества.
Таблица 2.2
Классификация социально-экономических институтов но масштабу воздействия
Виды институтов | Их характеристика |
Глобальные | Оказывают всестороннее воздействие на всех членов общества, формируя и поддерживая определенные свойства и качества человеческого капитала, определяя альтернативы для создания других норм и правил, формируют общую институциональную среду. Их изменение происходит крайне медленно и связано с весьма высокими трансакционными издержками |
Локальные | Действуют в рамках одной или нескольких институциональных подсистем, ограничивая поведение отдельных индивидов (социальных групп), лежат в основе создания институциональных устройств и формирования их внутренней институциональной среды |
Внутренние | Представляют собой совокупность норм и правил, которыми человек руководствуется в своей экономической деятельности, независимо от влияния окружающей среды, ограничивающие поведение индивидов в процессе их взаимодействия с другими индивидами |
Таким образом, задача институционального подхода состоит в раскрытии сути государства в том смысле, что оно призвано обеспечивать условия для снижения трансакционных издержек на рынке, способствуя равенству хозяйствующих субъектов, поддерживая оптимальный для общества уровень конкуренции между ними.