Системный подход в государственном управлении

Природа и сущность государственного управления: институциональный, функциональный и организационный анализ

Субъектно-объектный состав в государственном управлении

Государственное управление можно определить, как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Государственное управление осуществляется государством, как объединением всех граждан и имеет целью обеспечение целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития всего общества, а в нем обеспечение прав и свобод каждого гражданина. Это – самый значимый, обширный и исторически важный вид управления.

Государственное управление состоит в урегулировании и упорядочении жизнедеятельности и отношений личности, коллектива, государства и общества, установлении их рациональных взаимосвязей путем применения государственной власти.

Государственное управление воздействует на все стороны воспроизводства и сферы деятельности. В производственных отношениях оно во главу угла ставит формы собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере распределения не допускается чрезмерная монополизация отдельными лицами или группами решающих средств производства, так как она приводит к поляризации богатства и бедности, подавлению личности.

Государственное управление реализуется в определенной среде: природной, экономической, социальной, международной и т.д. Органы государства, должностные лица, государственные служащие, осуществляя управление, должны учитывать все эти факторы и в той или иной степени воздействовать на них. Государственное управление –это управление не вещами, а прежде всего людьми. Действующим лицом в управлении всегда выступает человек.

Между тем наряду с человеком объектами государственного управления признаются территория, природа и ее ресурсы, средства и орудия труда, техника и другие вещественные элементы.

Субъекты и объекты управления – качественно разные управленческие явления. Они различаются: во-первых, по характеру и видам общественных отношений, в системе которых действует каждый человек. Везде проявляются различные потребности, интересы и цели людей, а соответственно, возникают разные результаты от участия; во-вторых, по характеру и видам деятельности, поскольку для конкретного вида деятельности необходимы определенные знания, навыки, профессиональная подготовка, опыт, средства и орудия труда; в-третьих, по социальным ролям, выполняемым человеком, которые представляют собой сочетание индивидуального и общественного, благодаря чему личные способности и интересы человека находят общественное восприятие, поддержку и признание.

Субъект в государственном управлении определяет характер управленческого воздействия. Есть также объект, в отношении которого это управление осуществляется. Субъектом управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на проф. основе. К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

Системный подход в государственном управлении

Государственное управление необходимо рассматривать комплексно, системно, как целенаправленное воздействие органов государства, его учреждений и служащих на различные сферы жизни общества, поведение индивидов и их коллективов. Это – единый цикл регулирования государством различных отношений в обществе путем применения государственной власти и использования прямых и обратных связей субъекта и объекта управления.

В силу природы государства государственное управление распространяется на все общество, имеет в поле зрения все происходящее в нем. Государственное управление не входит во внутреннее содержание личной и коллективной жизнедеятельности людей, если последнее соответствует правовым нормам, неконфликтно, но оно не безразлично к внешним контурам множества структур жизнедеятельности людей. Наряду с информационными и экономическими взаимосвязями государственное управление обязано посредством административных (властных) взаимосвязей обеспечивать целостность общества. Государственное управление через многочисленные государственные органы и должностные лица, объективно владеет наиболее комплексной, полной информацией о состоянии общества и его положении в мировом сообществе. Это позволяет ему не только иметь достоверную картину текущих событий, но и прогнозировать будущее, программировать и планировать свое функционирование Информационный потенциал государственного управления влияет и на его соотношение с субъектами других видов управления, которые обычно функционируют в рамках отдельных фрагментов информационного «поля», отвечающих их интересам. Государственное управление в целом обладает огромным интегральным интеллектуальным потенциалом. В нем фиксируются и в большинстве сосредотачиваются все открытия, изобретения, рационализации и иные инновации, оно финансирует научно-исследовательские работы, особенно по фундаментальным направлениям поисков, воспринимает их и способствует их практическому использованию, определяет в пределах всей страны основные направления научно-технического и технологического развития. Поэтому государственное управление влияет на общество главным образом тем, какие и как оно применяет знания, опыт, научные достижения в процессах формирования и реализации своих управляющих воздействий. Сказанное придает государственному управлению в полной мере системный характер, вследствие чего все его элементы и взаимосвязи реализуют свой потенциал, обеспечивают нужды людей, их коллективов и общностей, общества в целом лишь при согласованности и постоянном взаимодействии в единой иерархической структуре.

Системный подход к изучению государственного и муниципального управления позволяет осмыслить его как функционирование нескольких сложных систем, среди которых:

1) система управляющая – государство как определяющий субъект управления;

2) система управляемая – компоненты общества, подверженные государственному и муниципальному воздействию как объекты управления;

3) система взаимодействия – различные институты местного самоуправления, государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.

Особенно важное значение в системе государственного и муниципального управления имеет обязательность наличия управляющих воздействий, пронизывающих и подчиняющих себе многообразные элементы (и компоненты) управления и вводящих их в управляемые объекты. Если управляющее воздействие, рожденное в любом органе, не доходит до человека, до управляемого объекта и не влияет на его поведение и деятельность, то государственное и муниципальное управление как таковое не реализуется

Государственное управление это:

1) интеллектуально-информационное воздействие государства, его органов и должностных лиц на сознание, поведение и деятельность людей, их коллективов, общностей в стратегических целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества;

2) в оптимальном варианте такое воздействие, которое объективно обусловлено, субъективно обоснованно и социально эффективно, что и определяет его обширную и постоянную актуальность;

3) воздействие, исходящее из всеобщих потребностей и интересов граждан и обеспеченное как в материально-финансовом, так и в административно-политическом отношениях;

4) сплав науки, искусства (таланта) и опыта. В процессах формирования и реализации государственно-управляющих воздействий задействованы все общество и государственный аппарат;

5) явление, место и роль которого в обществе зависят от уровня управляемости (самоуправляемости) общественных процессов и результатов активности субъектов других видов управления, а также граждан в управляемых объектах.

Условием рациональности и эффективности государственного и муниципального управления являются познание объективного, раскрытие его внутренних зависимостей и механизмов, учет многообразных элементов и закономерностей, построение на основе знаний об объективном содержании соответствующих целей, функций, структур, технологий и принципов государственного и муниципального управления.

Первым условием рациональности и эффективности государственного и муниципального управления являются познание объективного, раскрытие его внутренних зависимостей и механизмов, учет многообразных элементов и закономерностей, построение на основе знаний об объективном содержании соответствующих целей, функций, структур, технологий и принципов государственного и муниципального управления.

Ко второму роду объективных основ государственного управления целесообразно отнести естественно – общественные формы, сформировавшиеся вследствие длительного взаимодействия человека и природы.

Третий ряд объективных основ государственного и муниципального управления составляет культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает объективной жизненной опорой.

Результирующим названных объективных условий выступает производственная база со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей (государства, его составной части, города, административного района, населенного пункта). Эта база является продуктом творческой, созидательной деятельности людей, их замыслов, знаний и труда. Но по отношению к целям, функциям и структуре государственного и муниципального управления она может и должна рассматриваться как объективная данность. Каждый раз надо учитывать ее состояние, потенциал, пригодность к решению тех или иных задач, возможности обновления и многое другое, в том числе и капиталовложения (инвестиции) предыдущих поколений в течение всего периода ее существования. Рациональность государственного и муниципального управления начинается с момента умелого, экономичного и социально-эффективного использования той производственной базы общества, которой оно располагает в каждый исторический момент.

Государственный интерес

Государственный интерес – это результирующая интересов нации, общества и его слоев/страт, а также индивидуальных интересов. Чем лучше, эффективнее государство отражает эти интересы, тем оно прочнее и стабильнее.

Классификация государственных «интересов»:

1)интересы государственные (одного государства);

2) интересы групповые (нескольких государств, в том числе государств одного цивилизационного типа);

3) интересы международного сообщества в целом (общечеловеческие).

Соответственно интересы государственные можно подразделить на:

1) интересы внутреннего развития (внутренние);

2) интересы государства как субъекта международных отношений (внешние).

С точки зрения предмета государственные интересы условно подразделяются на:

1) экономические;

2) политические;

3) территориальные;

4) правовые;

5) интеллектуальные (духовные, социокультурные).

Можно различать также интересы тактические и стратегические; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; нашедшие отражение в праве и не закрепленные в нем.

У каждого государства есть свои ценности – интересы. Как правило, у государств одного цивилизационного типа ценности-интересы во многом схожи.

В качестве объективного источника и детерминанты государственного и муниципального управления особо следует выделить систему экономических отношений (экономический базис общества). Данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека.

Наряду и совместно с экономикой важное значение в роли детерминанты государственного и муниципального управления принадлежит социальной сфере общества, состоящей из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры. Социальные интересы – это интересы сохранения, самообеспечения и воспроизводства человеческой жизни, более всего они выражаются в общении, быту, потреблении социальных услуг. Очевидно, что социальные интересы можно подразделить на индивидуальные (частные, личные), групповые (классовые, кастовые, институционные), национальные или этнические (в том числе родовые, племенные, тейповые), общественные, государственные.

Социальные отношения в научной литературе сводятся к отношениям по обеспечению жизненными средствами, воспроизводству социальных и природных данных человека, приобщению к производству, адаптации совокупного человека к существующей или изменяющейся системе общественных отношений. Под социальной инфраструктурой понимается совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения социальных интересов людей.

Наши рекомендации