Институциональный подход к анализу фирмы

Причины возникновения институционального подхода к анализу фирмы:

1. Непредсказуемость и неопределенность внешней среды заставляет каждый экономический субъект нести расходы на получение информации о ценах, поставщиках и покупателях, условиях проведения сделок, возможных шагах конкурентов и т.д.

2. Разнообразие хозяйственных процессов, происходящих в обществе, усложнение взаимосвязей между контрагентами вынуждают субъекты осуществлять защиту своих прав собственности.

Функционирование институциональной фирмы принято связывать с минимизацией трансакционных издержек.

Приведём два определения институциональной фирмы.

Фирма – коалиция ресурсов, принадлежащих различным агентам. В этом смысле фирма представляет собой сеть переплетающихся контрактов.

Фирма – это организация, представляющая собой систему социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации выполняют отведенные им функциональные роли за соответствующее вознаграждение.

Таким образом, обязательные признаки организации:

Выраженная общая цель. При этом прибыль хозяйственной организации не рассматривается в качестве цели её функционирования. В этом отношении показательны выводы Г. Форда: «Если вместо работы на первый план ставятся финансы, это грозит тормозом работе и умаляет значение настойчивого труда. Преобладающая забота о деньгах, а не о работе влечёт за собою боязнь неудачи; эта боязнь тормозит правильный подход к делу, вызывает страх перед конкуренцией, заставляет опасаться изменения методов производства... Всякому, думающему прежде всего об упорном труде, о наилучшем исполнении своей работы, открыт путь к успеху»[41].

Набор ресурсов и определённых способов их защиты. Пример: чтобы снизить всевозможные издержки, связанные с закупкой ресурсов у сторонних поставщиков, Г. Форд создал собственную империю: «Мы здесь начинаем с доменной печи и заканчиваем готовым автомобилем, помещённым в товарный вагон»[42].

Официально утверждённые нормы поведения, а также контроль за их соблюдением. Пример: из истории известна так называемая социальная программа Г. Форда, проводимая под его руководством в 1914–1920 годах с целью формирования высоконравственного работника. 50 инспекторов, которым выделялись служебные «форды», посещали жилища рабочих, беседовали с родственниками, соседями, давали полезные советы по ведению хозяйства. Социальная программа принесла ощутимые результаты: по данным социологического отдела за период с января 1914 по январь 1917 года доля рабочих с «хорошими привычками» превысила 79%[43]. Исследователи подчёркивают, что средиbrand names не существует таких, которые бы строили свою долговременную стратегию на нарушении формальных или неформальных этических правил ведения бизнеса. В долговременном плане всегда выгодно соблюдать правила, чем нарушать их.

Наличие постоянного формального руководства (хотя бы устойчивой лидерской группы); при этом «настоящее руководство ненавязчиво... Хорошее управление ограничивается планированием»[44].

Разделение труда. Именно существование разделения труда позволило Форду сделать вывод: физические недостатки не являются основанием для отказа людям в работе. «Оказалось, что в данное время на фабрике было 7.882 разного рода функций. Из них 949 – трудная работа, требующая абсолютно здоровых людей; 3.338 требовали людей со среднеразвитой физической силой. Остальные 3.595 функций не требовали никакого физического напряжения»[45]. Разделение труда в хозяйственных организациях позволяет свести благотворительность в обществе в форме раздачи милостыни к минимуму.

Наличие вознаграждений (наказаний) за участие (неучастие) в делах организации. Пример: повышенная заработная плата на Ford Motor Company – 5 долл. в день – ставилась в зависимость не только от трудовых усилий носителей рабочей силы, но и от их моральных качеств.

Развитие фирмы как хозяйственной организации базируется на законах организации. Особенные законы характеризуют поведение фирмы в конкретных социально-экономических условиях. Общие законы едины для фирм, функционирующих в различных социально-экономических условиях.

В качестве примера общих законов организации можно привести законы синергии и онтогенеза.

Закон синергии (от греч. совместное действие) гласит: потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

Оценивая возможные варианты результатов взаимодействия экономических субъектов в организации можно выделить следующие (рис. 6.3):

1. Общий результат равен сумме вкладов всех специалистов. Суммарный эффект (1+1+1+1=4);

2. Целое больше суммы отдельных частей — синергетический вариант. Суммарный эффект 1+1=4;

3. Результат меньше суммы составных частей - вариант «лебедя, рака и щуки» (самый частый). Суммарный эффект (1+1+1+1=2).

институциональный подход к анализу фирмы - student2.ru

Рис. 6.3. Возможные варианты результатов взаимодействия экономических субъектов в организации

Рисунок 6.3 показывает, что в ситуации 1 рост количества ресурсов приводит к сопоставимому росту потенциала организации. В ситуации 2 незначительный рост ресурсов сопровождается значительным ростом потенциала. В ситуации 3 рост ресурсов ведёт к снижению потенциала организации.

Закон онтогенеза гласит:жизнь любой организации состоит из четырёх основных фаз, последовательно сменяющих друг друга:

1 – фаза создания;

2 – фаза роста;

3 – фаза зрелости;

4 – фаза упадка.

Более подробно этапы развития организации можно описать следующим образом:

Детство считается опасным периодом. Задача этого периода является достижение быстрого успеха. Нередко работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять возрастающего успеха.

Отрочество – рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Вместе с тем налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Может возникнуть тенденция к бюрократизму. Экономисты отмечают, что эволюция хозяйственных организаций привела к появлению нового типа хозяйственных организаций – бюрократических. Это связано с резким увеличением размеров, усложнением структуры. Человек в этих условиях оказывается в подчинении не другому человеку, а безличной системе единых норм и правил.

Расцвет сил. Достигается баланс между стабильностью и инновациями.

Полная зрелость – организация действует практически сама по себе. Уровень доходов вполне приемлемый, но темпы роста замедляются.

Старение. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это, вместе взятое приводят к замедлению экономического роста.

Обновление. Организация в состоянии возродиться при наличии новой команды руководителей, плановой программы внутреннего организационного развития.

Завершая рассмотрение неоклассического и институционального подхода к анализу фирмы, дадим их сравнительную характеристику. Схематично сравнение неоклассической и институциональной фирмы можно представить в виде таблицы 6.1.

Таблица 6.1.

Основные характеристики деятельности фирмы

в неоклассической и институциональной теории

Характеристики Неоклассическая теория фирмы Институциональная теория фирмы
1. Сущность фирмы Система преобразования исходный ресурсов в готовую продукцию Система социальных отношений, пучок контрактов или договоренностей между участниками процесса создания ценностей
2. Важнейшая функция фирмы Производственная Согласование деятельности по поводу воспроизводства товаров и услуг
3. Цель фирмы Максимизация дохода, прибыли Минимизация трансакционных издержек
4. Объект управления Ресурсы Институты
5. Субъект управления Собственник Наемные менеджеры и акционеры

Наши рекомендации