Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др

словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др. М. Вебер относил идеологию к области веры, отрицая ее научность. У А. Грамши дается более широкое толкование идеологии — мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни.

Оригинальный взгляд на сущность идеологии имел и немецкий исследователь теории идеологии первой поло­вины XX в. Карл Манхейм. Он различал два значения поня­тия идеологии: первое он называл частичным, второе — тотальным. О понятии частичной идеологии говорится в тех случаях, когда это слово должно означать, что мы не верим определенным «идеям» и «представлениям про­тивника», так как считаем их более или менее осознанным искажением фактов действительности, подлинное воспро­изведение которых не соответствует его интересам. Частич­ной противопоставляется понятие радикальной, тотальной идеологии. В этом случае речь идет об идеологии историче­ской эпохи или конкретной и социальной группы (напри­мер, класса): имеется в виду своеобразие и характер всей структуры сознания эпохи или социальных групп. Таким образом, частичная и тотальная идеологии различаются и по субъекту — их носителю, и по объему, так как во вто­ром случае под идеологией понимается мировоззрение1.

Многообразие подходов к определению идеологии объ­ективно и является отражением того, что идеология это сложный, многоуровневый и многофункциональный фено­мен, который принадлежит определенной культурно-исто­рической эпохе. В зависимости от конкретной ситуации проявляются разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его сущность. Именно это позво­ляет авторам вычленять те или иные ее стороны, которые представляются им наиболее значимыми. Таким образом, обобщая основные исследовательские подходы к определе­нию идеологии, выделяются основные значения этого тер­мина. Целостный же подход требует выявления родовой сущности идеологии, присущей любым ее проявлениям. В рамках такого подхода раскрываются коренные свой­ства идеологии, которые характеризуют ее способ бытия и функциональное предназначение. Учитывая это замеча­ние, сущность идеологии определяется как групповое созна-

1 Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М. : Говорящая книга, 2010.

Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др - student2.ru 13.3. Политическая идеология: сущность, структура и функции 527

ние, реализованное в системе теоретически обоснованных и эмоционально-психологически мотивированных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определен­ных социальных общностей, политических организаций, наций, государств, цивилизационных сообществ, которые направляют их деятельность на сохранение или преобра­зование различным способом существующего обществен­ного устройства. Идеология «охватывает нематериальные аспекты человеческого существования, связанные с субъ­ективной сферой идей, ценностей и мировоззрений в чело­веческой истории»1.

При более общем подходе идеология — это совокуп­ность идей и взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служа­щих закреплению или изменению общественных отношений, при этом основой идеологического отражения действитель­ности выступают социальные интересы. В этом ракурсе идеология выступает как специфический процесс интер­претации опыта, идеалов, знаний, ценностей, традиций с целью общественного объединения людей, вовлечения их в социальную взаимосвязь. Этот процесс интерпретации социокультурно обусловлен, детерминируется социаль­ными интересами и вместе с тем предстает в виде взаимо­действующих традиций, идей, идеалов, их распростране­ния в обществе. Следовательно, идеология — это и система теоретически организованных принципов, идей, ценностей, описывающих социальное положение индивида в обществе, и система нравственных, правовых, политических директив действия и организации общественной жизни.

Так как идеология представляет собой сложное систем­ное образование, возможны разные подходы к ее струк­турированию. Структуру идеологии, если иметь в виду отражение в ней общественного бытия в целом, можно рассматривать в зависимости от того, какая сфера, сто­рона общества отражается, осмысливается и оценивается посредством идей. При таком подходе можно выделить политическую, правовую, экономическую, религиозную и другие формы идеологии, что соответствует формам общественного сознания, но не сводится к ним.

1 Мусихин Г. И. Идеология и культура // Полис. Политические иссле­дования. 2011. № 6. С. 53.

Наши рекомендации