Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др
словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др. М. Вебер относил идеологию к области веры, отрицая ее научность. У А. Грамши дается более широкое толкование идеологии — мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни.
Оригинальный взгляд на сущность идеологии имел и немецкий исследователь теории идеологии первой половины XX в. Карл Манхейм. Он различал два значения понятия идеологии: первое он называл частичным, второе — тотальным. О понятии частичной идеологии говорится в тех случаях, когда это слово должно означать, что мы не верим определенным «идеям» и «представлениям противника», так как считаем их более или менее осознанным искажением фактов действительности, подлинное воспроизведение которых не соответствует его интересам. Частичной противопоставляется понятие радикальной, тотальной идеологии. В этом случае речь идет об идеологии исторической эпохи или конкретной и социальной группы (например, класса): имеется в виду своеобразие и характер всей структуры сознания эпохи или социальных групп. Таким образом, частичная и тотальная идеологии различаются и по субъекту — их носителю, и по объему, так как во втором случае под идеологией понимается мировоззрение1.
Многообразие подходов к определению идеологии объективно и является отражением того, что идеология это сложный, многоуровневый и многофункциональный феномен, который принадлежит определенной культурно-исторической эпохе. В зависимости от конкретной ситуации проявляются разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его сущность. Именно это позволяет авторам вычленять те или иные ее стороны, которые представляются им наиболее значимыми. Таким образом, обобщая основные исследовательские подходы к определению идеологии, выделяются основные значения этого термина. Целостный же подход требует выявления родовой сущности идеологии, присущей любым ее проявлениям. В рамках такого подхода раскрываются коренные свойства идеологии, которые характеризуют ее способ бытия и функциональное предназначение. Учитывая это замечание, сущность идеологии определяется как групповое созна-
1 Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М. : Говорящая книга, 2010.
13.3. Политическая идеология: сущность, структура и функции 527
ние, реализованное в системе теоретически обоснованных и эмоционально-психологически мотивированных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определенных социальных общностей, политических организаций, наций, государств, цивилизационных сообществ, которые направляют их деятельность на сохранение или преобразование различным способом существующего общественного устройства. Идеология «охватывает нематериальные аспекты человеческого существования, связанные с субъективной сферой идей, ценностей и мировоззрений в человеческой истории»1.
При более общем подходе идеология — это совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению общественных отношений, при этом основой идеологического отражения действительности выступают социальные интересы. В этом ракурсе идеология выступает как специфический процесс интерпретации опыта, идеалов, знаний, ценностей, традиций с целью общественного объединения людей, вовлечения их в социальную взаимосвязь. Этот процесс интерпретации социокультурно обусловлен, детерминируется социальными интересами и вместе с тем предстает в виде взаимодействующих традиций, идей, идеалов, их распространения в обществе. Следовательно, идеология — это и система теоретически организованных принципов, идей, ценностей, описывающих социальное положение индивида в обществе, и система нравственных, правовых, политических директив действия и организации общественной жизни.
Так как идеология представляет собой сложное системное образование, возможны разные подходы к ее структурированию. Структуру идеологии, если иметь в виду отражение в ней общественного бытия в целом, можно рассматривать в зависимости от того, какая сфера, сторона общества отражается, осмысливается и оценивается посредством идей. При таком подходе можно выделить политическую, правовую, экономическую, религиозную и другие формы идеологии, что соответствует формам общественного сознания, но не сводится к ним.
1 Мусихин Г. И. Идеология и культура // Полис. Политические исследования. 2011. № 6. С. 53.