Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. разуму, стремлениям улучшить общество, обеспечить сча­стье для всех

разуму, стремлениям улучшить общество, обеспечить сча­стье для всех. Европейским консерваторам «приходилось рассматривать человека как общественное существо, опи­раться на социальные факторы, составляющие первооснову личности и объясняющие, в конечном счете, почему обще­ство не сводимо к искусственной конфигурации, выстраи­ваемой на основе индивидов»1.

6. Частная собственность — гарант личной свободы и социального порядка. Отказ от политического вмешатель­ства в экономическую жизнь: по отношению к экономике политика должна быть нейтральной. Функции политиче­ской власти заключаются в установлении границ, в рамках которых могут действовать частные лица, в защите их прав и обеспечении безопасности.

7. Рассредоточение власти, которое осуществляется через изъятие значительной части полномочий централь­ной власти и передачи их на местный уровень, а также путем распределения экономической и социальной функ­ций власти среди заинтересованных групп.

Трансформации, произошедшие в либерализме в 30-х гг. XX в., «заставили» меняться и консерватизм. Последний все более делает упор на ценности, в сохранении которых заинтересованы все классы общества. На ведущую позицию и в либерализме, и в консерватизме вышло центристское течение, исповедующее прагматизм. Как следствие, обе идеологии стали более эластичными, способными вобрать в себя различные социальные интересы, а в случае прихода их представителей к власти — утверждать национальный консенсус. Но различия между этими двумя идеологиями не исчезли: цель консерватизма заключается в высвобожде­нии, активизации предпринимательской активности и эко­номической свободы, имеющих негативным следствием углубление неравенства, цель же либерализма — в ликвида­ции или смягчении крайностей неравенства, поддержании социальной справедливости.

Объективной основой появления неоконсерватизма стал структурный кризис в мировой экономике в 1970-х гг. и, как следствие, кризис левых и кейнсианских моделей общественного развития. Это предопределило изменение

1 Полякова Н. В. Антропология российского консерватизма // ред-кол.: И. Д. Осипов (пред.) и др. // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. Сб. науч. статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 255.

Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. разуму, стремлениям улучшить общество, обеспечить сча­стье для всех - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. разуму, стремлениям улучшить общество, обеспечить сча­стье для всех - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. разуму, стремлениям улучшить общество, обеспечить сча­стье для всех - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. разуму, стремлениям улучшить общество, обеспечить сча­стье для всех - student2.ru 13.4. Основные идеологические течения в современном мире 541

отношения к консерватизму как идеологическому фено­мену, с одной стороны, и изменение самого консерва­тизма — с другой.

Неоконсерватизм представляет собой динамичную и мо­бильную систему, направленную не в прошлое, а в будущее. Реагируя на «перегруженность» государства бюрокра­тическими структурами и излишне централизованными социальными программами, неоконсерваторы восприняли многие принципы и идеи классического либерализма, в частности — антиабсолютистские, антитеократические и даже антикапиталистические установки. В то же время они сами не соглашаются с определением консерватив­ной политики как «либеральной». Неоконсерватизм — это сплав различных идей, мотивов, настроений, который отме­чен наличием постоянных тем.

1. Защита традиционных ценностей, соблюдение их
иерархии, уважение авторитетов, дисциплины, морали,
норм и обязанностей индивида, основных общественных
институтов: семьи, религии, общины.

2. Тема примата рынка в экономической структуре обще­ства. Только свободные рыночные отношения могут вести к реальному развитию общества и человека. Главное право личности — право иметь собственность.

3. Свобода и равенство несовместимы, поэтому свои уси­лия необходимо сосредоточить на достижении свободы.

4. Тема культурного кризиса, страх перед эгалитариз­мом, в котором видится угроза западной культуре. В поли­тической сфере это проявляется в необходимости сочетать демократию и власть элит.

5. Критика «государства всеобщего благоденствия»,
выступающего в роли авторитарного опекуна общества
и с необходимостью порождающего гегемонию бюрократии
и инфантилизм общества. Государство не должно беско­
нечно идти навстречу своим гражданам, в противном слу­
чае оно потеряет авторитет и силу.

Неоконсерваторы выступают против вмешательства государства в экономическую жизнь общества, вместе с тем они — за самое сильное вмешательство государства в поли­тику. Для неоконсерватизма главный вопрос — о настоя­щей политике, которая начинается с приоритета общего над индивидуальным. Неоконсерватизм отличается от класси­ческого резкой политизацией: ориентацией на радикальные изменения «статус-кво». Современный неоконсерватизм

Наши рекомендации