Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. животных и среды их обитания

животных и среды их обитания. Все экологисты согласны с идеей кардинальных изменений не только искусствен­ной среды, но и комплекса убеждений, которые привели к нынешнему состоянию. Однако процесс реализации дан­ных целей порождает множество вопросов, стоящих перед экологистами: о средствах, используемых для достижения желаемых изменений; об убеждениях и позициях для про­паганды; о способах изменения искусственной и социаль­ной среды. По указанным проблемам нет единства мнений среди экологистов. Кроме того, приверженцы экологизма отрицательно относятся к силе и авторитарному законода­тельству. Поэтому вопрос о том, могут ли данные методы использоваться для реализации экологических целей, оста­ется открытым.

Коммунитаризм (от commynity — сообщество) — одна из самых молодых и перспективных идеологий, многое подчерпнувшая из либерализма (свобода личности), кон­серватизма (защита традиционных ценностей), социализма (коллективизм). Она возникла на рубеже XX и XXI вв. и вместе с экологизмом и феминизмом образует попытку выйти за пределы классических идеологий. Манифестом коммунитаризма стала работа А. Этциони «Дух общно­сти: права, обязанности и программа коммунитаризма» (1995). Коммунитаризм представляет собой реакцию части интеллектуалов на проблемы западного общества, попытку поиска баланса между индивидом и обществом, автономией личности и интересами сообщества, общим благом и инди­видуальной свободой, правами и обязанностями.

По мнению коммунитаристов, общество не может быть моральным, если рынок занимает в нем место главной цен­ности, а бюрократия квалифицируется как необходимый элемент государства. Общество не может быть свободным, если в нем господствует бюрократический индивидуализм, будь то в либеральном, социалистическом или консерватив­ном воплощении. Чтобы создать предпосылки морали, надо модифицировать традиционные принципы социального устройства через изменение пределов справедливости, учет ее конкретно-исторических форм, переосмысление отноше­ния между правами индивида и общим благом и понимание личности как погруженной в социальный контекст. Ука­занные параметры образуют в совокупности образ жизни, в котором реализовано братство.

Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. животных и среды их обитания - student2.ru Выводы 551

Полностью изменить общество еще никому не удалось. Но попытки такого изменения способствовали появлению новых видов братства. Братство по крови было ограничено братством по вере. В свою очередь, последнее способство­вало появлению братства по профессии. На его основе воз­никало братство по классу, которое не смогло отменить братство по образу жизни. В настоящее время эти виды братства конкурируют и устанавливают социальный кон­текст деятельности индивида. Братство (солидарность) в этом контексте рассматривается не только как морально-этический императив, но и составляет необходимое условие для выживания человечества.

Представители коммунитаризма не стремятся предла­гать свою помощь, но считают, что если оставить все как есть, то это, скорее всего, повлечет за собой целый «обвал» самых серьезных рисков. Следовательно, братство (солидар­ность) представляется им единственным средством, которое могло бы обеспечить дальнейшее движение вперед по пути прогресса. По мнению коммунитаристов, общее благо есть объективное состояние вещей, предопределяющее образ жизни общества. На его основании осуществляется публич­ная оценка разных концепций блага. Способность к оценке концепций блага (без которой невозможно братство) может развиваться только в обществе определенного типа. При­чем только политика общего блага позволяет сохраниться обществу, которое ориентировано на поддержку само­стоятельности индивидов. Братство недостижимо, если: а) общество не способствует культивированию глубокой разнородности культур, обеспечивающей осмысленный выбор образа жизни; б) в обществе нет публичного форума, на котором оцениваются данные выборы и образы жизни; в) не существует такой политической легитимности, кото­рая отбрасывает любую манипуляцию в сфере экономики, власти и идеологии; г) национализм становится значимой идеологической ориентацией.

Выводы

1. Базовым пластом политического сознания являются психоло­го-политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориентации в мире политики, в котором он может играть активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей.

2.

Наши рекомендации