Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий

ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий. Исторически такая связь сво­боды, морали и частной собственности реализовывалась в образе самодеятельного мелкого производителя товаров и услуг (ремесленника, фермера, адвоката и т.п.). Вознося индивида, либерализм поддерживает его собственностью, обеспечивающей ему безопасность. Такое понимание имеет мало общего с капиталистическим определением собствен­ности и экономическим видением жизни.

В рамках идеологии либерализма проявляется стремле­ние минимизировать роль государства, свести ее к функции «ночного сторожа». Признавая за либералами приоритет в формулировании концепции минималистского государ­ства, следует вместе с тем иметь в виду, что его предста­вители, особенно умеренного крыла, отнюдь не отвергали позитивные функции государства в тех сферах обществен­ной жизни, где без его участия невозможно обойтись. Для либералов с самого начала была аксиомой мысль об обязан­ности государства защищать права и свободы отдельного индивида. Симптоматично, что основатели либерализма прямо предписывали государству ответственность за мате­риальное обеспечение неимущих слоев населения.

При анализе основных ценностных установок либера­лизма необходимо концептуально эксплицировать поня­тия — «демократия» и «либерализм». На разных этапах исторического существования либерализма сложилось два подхода: демократия — угроза либерализму и демокра­тия — следствие либерализма. Как правило, в обыденном сознании эти два понятия воспринимаются как тождествен­ные, однако их не следует полностью отождествлять. Либе­рализм по своему происхождению буржуазен: в эпоху сво­его формирования он означал защиту прав именно буржуа, стесненных оковами феодального общества. Этого нельзя сказать о демократии: ее приоритет — воля большинства, народный суверенитет, право и возможность каждого человека участвовать в принятии политических решений. В странах Запада вплоть до первой половины XIX в. либе­рализм был или враждебен, или автономен по отношению к демократии. В демократии либералы видели угрозу инте­ресам и правам индивидуума, прежде всего праву на собст­венность. В течение XIX в., под давлением средних и низ­ших общественных слоев, либерализм в значительной мере вобрал в себя концепцию демократии. А уже в XX в. проис-

Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий - student2.ru 13.4. Основные идеологические течения в современном мире 535

ходит его качественная эволюция: либерализм становится не только демократическим, но и социально ориентирован­ным. Таким образом, можно говорить, что под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она пред­ставляет собой форму легитимации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти, с одной сто­роны; с другой — ценности либерализма выступают само­достаточной основой демократии.

Либерализм представляет собой гибкую систему, вос­принимающую влияние других течений и реагирующую на изменения в общественной жизни. Вследствие чего, при­спосабливаясь к новыми реальностям, либерализм видоиз­меняется, подтверждением этому является трансформация классического либерализма в неолиберализм.

Водоразделом, сделавшим классический либерализм достоянием истории, бесповоротно утвердившим прин­ципы государственного вмешательства в экономику, стала Великая экономическая депрессия 1929—1934 гг., «пере­черкнувшая» ряд важнейших постулатов классического либерализма. Западный либерализм XX в. рассматривает рыночную свободу и частную собственность как само­стоятельные ценности и нацелен на поиск той меры в их взаимоотношениях, которая позволяла бы им сосущест­вовать, а не враждовать. В результате был сформулирован ряд новых важных принципов либерализма, получивших название «новый либерализм», или социальный либерализм. На формирование принципов неолиберализма сильное влияние оказали марксизм и социал-демократия (в частно­сти, у них были «заимствованы» идеи социальной справед­ливости и солидарности). К основным элементам теорети­ческой и практической доктрины неолибералов могут быть отнесены следующие:

— активная роль государства в решении экономических и социальных проблем: рынок как совокупность всех сде­лок должен определять цены и производство, а государство контролировать рынок посредством системы налогообло­жения;

— требование социальной ответственности бизнеса;

— перераспределение материальных благ в пользу наи­менее обеспеченных слоев населения;

— отказ от крайностей индивидуализма;

— новое решение проблемы «равенства стартовых воз­можностей».

Наши рекомендации