Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. ций и обычаев. Традиция — это вторая природа человека
ций и обычаев. Традиция — это вторая природа человека. Она порождает многообразные различия между людьми. Не существует никаких абстрактных прав человека и универсальных политических идеалов. Универсальной может быть только мораль, поскольку она базируется на божественном откровении.
Помимо Берка, огромный вклад в становление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753—1821) и австрийский канцлер Клемент Меттер-них (1773-1859).
К настоящему времени консерватизм обладает длительной традицией в разных странах. Тем не менее отношение к консерватизму достаточно противоречиво. Прежде всего это обусловлено тем, что чаще в обыденном сознании консерватизм ассоциируется с сохранением отдельными социальными группами или классами узкокорыстных привилегий и отстранением, чаще всего силовым, от участия в социально-политической жизни широких групп населения. С другой стороны, до недавнего времени консерватизм характеризовался целым рядом негативных определений. Во второй половине XX в. можно было наблюдать, как эмоционально-негативное отношение к консерватизму сменяется все возрастающим интересом. Следует отметить, что консервативные установки в общественном сознании приобретают четкие очертания в периоды резких социальных изменений, когда прошлое начинает сравниваться с неустойчивым настоящим, переходящем в неопределенное будущее. Таким образом, политический консерватизм «рождается» из так называемого естественного консерватизма.
В отличие от других идеологий (либерализма, социал-демократии и др.) консерватизм не имеет однозначного идейного содержания и в различные исторические периоды принимает различные формы. Общей основой является лишь идея верности традициям, ценностям или сохранению существующего статус-кво. Характерной особенностью консерватизма является способность изменяться в ответ на перемены в обществе. Тем не менее в идеологии консерватизма можно выделить принципы и устойчивые ценностные установки.
1. Общество — органическая и целостная система, которая не сводима к совокупности сегодня живущих. Общество представляет собой систему норм, обычаев, традиций,
13.4. Основные идеологические течения в современном мире 539
институтов, уходящих корнями в историю, поэтому любые политические принципы должны быть приспособлены к ним. Попытки изменить часть системы чреваты опасностью разрушить весь организм. Так как человеческий разум ограничен в возможностях восприятия общества в его полном объеме, то любые революционные попытки осуществить умозрительные модели идеального общества не могут быть успешными в принципе. Следовательно, существующему институту следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой.
2. Идея сохранения традиций. Только три силы, по мнению консерваторов, могут держать «далеко не совершенную натуру человека в узде»: религия, страх перед наказанием и давление общественных традиций. Отсюда вывод: необходимо всемерно укреплять традиционные ценности и институты, такие как семья, государство, ритуалы и пр.
3. Существующему институту следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой. В связи с убывающим влиянием религии консерваторы обращаются к истории с целью укрепления национального единства, формированию чувства коллективной идентичности. Поэтому сохранение традиционных институтов — не только уважение своей истории, но и фактор политический. Консерваторы — «поборники славного прошлого».
4. Ориентация на государственный авторитет, выступающий проводником единой воли. Консервативная трактовка государства, часто называемая патриархальной, исходит их патерналистской роли государства. Государство понимается как некий «большой отец», как в патриархальной крестьянской семье. «При этом роль государства двояка и двуедина: с одной стороны, полномочия государства в отношении своих подданных практически беспредельны, но, с другой стороны, именно поэтому и наделено чрезвычайными полномочиями, что несет полную социальную ответственность за судьбы своих подданных, государственные репрессии становятся оборотной стороной государственной заботы и призрения»1.
5. Неверие в возможность социального равенства между людьми. Консерваторы пессимистически оценивают человеческую природу и скептически относятся к человеческому
1 Меркурьев А. В. Взаимодействие государства, общества и идеологии. С. 70.