Азиатско-Тихоокеанского региона

В последние годы пальму первенства по темпам экономического рос­та прочно удерживают страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Китай, Япония; Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Вьетнам. Стреми­тельный экономический рывок стран Азиатско-Тихоокеанского реги­она на рубеже XX—XXI вв. сделал этот район земного шара важным геополитическим центром силы, где пересекаются интересы круп­нейших мировых держав. Современное экономическое процветание «азиатских драконов» было достигнуто такими стремительными темпами, что до сих пор этот случай является беспрецедентным в миро­вой истории.

Несколько десятилетий назад, в 1970-е гг., доля Восточной Азии (включая Японию) составляла лишь около 4% мирового ВНП, в то время как Северная Америка занимала ведущее положение в мире и ее доля составляла 35—40% мирового ВНП.

Но уже к середине 1990-х гг. оба региона имели примерно равные результаты (около 25%). Совре­менный Китай достиг рекордно высоких темпов роста ВВП — 9,6% в год — и успешно продолжает удерживать этот уровень, все более опре­деленно заявляя о своей роли регионального лидера. Анализ этих тен­денций позволяет сделать вывод, что новые геополитические вызовы в XXI в. придут из Азиатско-Тихоокеанского региона, и именно поэто­му так важно отслеживать динамично меняющиеся геополитические реалии в этом ареале1.

Сложившийся сегодня геополитический баланс сил здесь опреде­ляют сложные отношения между четырьмя главными геополитичес­кими акторами, образующими стратегический параллелограмм: Япо­ния—США—Китай—Россия. Для того чтобы держать ситуацию в АТР под контролем, США стремятся усилить двухсторонний союз с Япо­нией, создают тихоокеанское мини-НАТО (Япония—Южная Корея-Австралия—Новая Зеландия), препятствуют возвращению Тайваня Китаю, оказывают существенную военную помощь в обороне тай­ваньскому режиму, продавая последнему большие количества современных вооружений. Однако главное геостратегическое значение для США все-таки имеют отношения с Японией.

Политическая история свидетельствует, что начиная с 1950-х гг. американская политика на Дальнем Востоке опиралась на Япо­нию, внешнюю политику которой определяли четыре основных принципа, провозглашенные послевоенным премьер-министром С. Ёсидой:.

4) Япония должна быть легко вооружена и избегать участия в международных конфликтах;

2) основной целью Японии должно быть экономическое развитие;

3) японская дипломатия должна быть неидеологизированной и уделять международному сотрудничеству

первоочередное внимании;

4) Япония должна следовать за политическим руководством Со­единенных Штатов и принимать военную защиту от Соединенных Штатов.

1 Известно, что в начальный период индустриализации Великобритании потребо­валось более 50 лет, а Америке чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время как и Китай, и Южная Корея добились этого результата примерно за 10 лет. Современные эксперты считают, что если в регионе не произойдет какого-либо массового потрясения, то в течение четверти века Азия, по-видимому по показателям ВНП обойдет и Северную Америку, и Европу (см.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. С. 183).

Если вначале Япония была лишь местом пребывания американ­ских оккупационных войск, то со временем стала основой американ­ского военно-политического присутствия в АТР и важным глобаль­ным союзником Америки, выполняя одновременно также роль протектората. Сегодня сложилось глубокое геополитическое проти­воречие между последними двумя факторами: Япония выступает од­новременно как всемирно уважаемый центр экономической власти и как геополитическая пролонгация американской мощи.

Сложившаяся ситуация становится неприемлемой для новых по­колений японцев, которых больше не травмирует опыт Второй миро­вой войны и которые больше не стыдятся ее. Как по причинам исто­рическим, так и по причинам самоуважения, Япония — страна, которая не полностью удовлетворена глобальным статус-кво. Она чувствует, что имеет право на официальное признание ее мировой державой, но также осознает, что ее зависимость от Америки в облас­ти безопасности сдерживает это признание1.

Современная американская стратегия в отношении Японии явля­ется очень гибкой и динамичной. Проблема в том, что геополитичес­кая переориентация Японии либо в сторону перевооружения, либо обособленного сближения с Китаем означала бы конец роли амери­канцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сорвала бы появление регионального стабильного трехстороннего соглашения с участием Америки, Японии и Китая. Это, в свою очередь, помешало бы форми­рованию в АТР геополитического равновесия, управляемого амери­канцами.

3. Бжезинский считает, что «дезориентированная Япония была бы похожа на кита, выброшенного на берег: она металась бы угро­жающе, но беспомощно. Она могла бы дестабилизировать Азию, но не смогла создать жизненную альтернативу стабилизирующему рав­новесию между Америкой, Японией и Китаем»2. Таким образом США стремятся через тесный альянс с Японией направить в нужное русло региональные устремления Китая и сдержать их не­предсказуемые проявления. Речь идет о сложном трехстороннем геополитическом урегулировании, которое затрагивает мировое могущество Америки, региональное преобладание Китая и между­народное лидерство Японии.

Американцы считают нежелательным сокращение в обозримом будущем существующего уровня войск США в Японии, как, впрочем, и в Корее.

1 См.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. С. 208. .2 Там же. С. 227-228.

Они всячески препятствуют любому значительному увели­чению в геополитическом масштабе и реальном исчислении объема военных усилий Японии. Вывод значительного числа американских войск, вероятнее всего, заставит Японию подумать о крупной нацио­нальной программе вооружений, в то время как давление Америки на Японию с целью заставить ее играть более важную военную роль может только навредить перспективам региональной стабильности, помешать более широкому сближению с большим Китаем, уведет Японию в сторону от принятия на себя более конструктивной между­народной миссии, в которой очень заинтересованы США.

Тайная цель геополитических маневров Америки в отношении Японии состоит в том, чтобы заставить эту мощную экономическую державу повернуть свое лицо к миру и отвернуться от Азии — тем са­мым (по идее американских стратегов) Япония удовлетворит свои растущие амбиции, но оставит за США пальму первенства в Азиат­ско-Тихоокеанском регионе — самом перспективном в геополитиче­ском отношении районе мира. Это тонкая игра, и она ведется весьма последовательно.

В настоящее время Япония уже получила особый экономический статус — она является особым партнером Америки в мировых делах, а это не только приносит плоды в политическом плане, но и экономи­чески выгодно. США рассматривают вопрос о заключении америка­но-японского соглашения о свободной торговле, создавая таким об­разом общее американо-японское торговое пространство. Такой шаг, придав официальный статус все более тесным связям между двумя странами,- обеспечил бы геополитическую опору как для длительного присутствия Америки на Дальнем Востоке, так и для соответствую­щих американским интересам глобальных обязательств Японии1.

Японские лидеры видят геополитическую миссию страны в XXI в. далеко не так однозначно, как их коллеги в США. Напомним, что уже в 1981 г. министр иностранных дел М. Ито был вынужден уйти в от­ставку из-за того, что использовал термин «союз» («домей») для ха­рактеристики американо-японских отношений, поскольку офици­ально в стране поддерживается миф о полунейтралитете. Многие японские политики находят нынешнее положение своей страны — одновременно глобальной экономической супердержавы и протекто­рата в сфере безопасности — аномальным. Однако большинство японцев понимают, что внезапное изменение стратегического курса может быть опасным.

1 Revolutionizing America's Japan Policy // Foreign Policy. Winter 1996/97.

Основной вопрос состоит в том, сможет ли Япония стать подлин­но глобальной державой, не рискуя американской поддержкой и не вызывая еще большую враждебность в регионе.

Этот вопрос обсуждался в рамках многочисленных специальных исследований и на конференциях, подготовленных различными японскими общественными и частными организациями, наметив­ших в общих чертах новые задачи для Японии в эпоху после «холод­ной войны». Строились предположения относительно продолжительности и актуальности американо-японского союза в области безопасности и отстаивалась более активная японская геополитика, особенно в отношении Китая. В докладе Комиссии Хигути были на­мечены «три столпа японской политики безопасности», где наряду с американо-японскими связями в области обороны подчеркивалась необходимость развития азиатского многостороннего диалога по бе­зопасности. Фактически доклад ставил под сомнение американскую стратегию «сдерживания Китая» и идею неофициальной уравнове­шенной коалиции, ограниченной островными государствами — Тайванем, Филиппинами, Брунеем и Индонезией. Однако попытка реально создать такую коалицию не только потребовала бы значи­тельного увеличения американского военного присутствия как в Японии, так и в Корее, но и привела бы к взрывоопасному геополи­тическому столкновению китайских и американо-японских регио­нальных интересов, что, возможно, привело бы к военному кон­фликту с Китаем.

Важное значение имеет также доклад Комиссии Одзавы «Про­грамма для Новой Японии» и план «Всеобъемлющая политика безо­пасности», отстаивающие среди прочих вопросов использование японских военнослужащих в миротворческих операциях за границей. Большой интерес в Японии вызвал доклад японской ассоциации управляющих («кейдзай доюкаи»), где обосновывалось требование большей симметрии в американо-японской системе обороны. Следу­ет назвать также книгу Я. Морено «Будущее поколение обосновывает силы самообороны», в которой было высказано предположение, что при некоторых обстоятельствах Соединенные Штаты, вероятно, не смогут защитить Японию, и, следовательно, Япония должна повы­шать свою обороноспособность.

Все обсуждаемые альтернативы были в целом относительно сдер­жанными, взвешенными и умеренными. Радикальные лозунги от­крытого пацифизма, имеющие антиамериканский оттенок, или идеи одностороннего и крупного перевооружения, требующие пересмотра конституции, находят в Японии мало сторонников.

Вместе с тем вполне определенно обозначился и курс Японии в сторону многосто­роннего азиатско-тихоокеанского сотрудничества, но пока он разви­вается не в ущерб американо-японским отношениям.

Следовательно, американо-японский союз в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе остается достаточно прочным, и обозначенные нами противоречия пока играют роль подводных камней, которые не ме­шают кораблю двигаться вперед при ясной погоде.

Значительно более сложными и противоречивыми являются отно­шения США с Китаем. Специфическую роль играют противоречия, касающиеся идеологии и общественного строя. Китай развивается по социалистическому пути «с китайской спецификой» под руководст­вом компартии, что для США неприемлемо, поскольку возникает потенциальная опасность превращения КНР в бывший Советский Со­юз. Во многом поэтому США настаивают на проведении в отношении Китая «политики сдерживания», используя в качестве предлога во­прос о нарушении «прав человека» и «демократии», чтобы вмеши­ваться во внутренние дела этой страны.

Серьезные противоречия между США и Китаем связаны с Тайва­нем. Одной из самых актуальных проблем для Китая является скорей­шее возвращение Тайваня и тем самым завершение великого дела объединения родины. Однако США всеми способами препятствуют этому процессу, чтобы помешать усилению Китая. Недовольство Ки­тая независимым статусом Тайваня растет по мере того, как позиции Китая укрепляются, а все более процветающий Тайвань начинает пользоваться своим формально независимым статусом как нацио­нальное государство.

Еще один уровень противоречий связан с размещением США и Японией (в рамках двустороннего договора) системы антиракетной обороны в регионе, под предлогом противостояния Северной Корее. Однако с китайской точки зрения это лишь удобный предлог, по­скольку острие этих действий США направлено против Китая.

Глубокие разногласия американо-китайских отношений в регио­не наиболее полно отражает следующий сложный вопрос: насколь­ко практически возможно и приемлемо, с точки зрения Америки, превращение Китая в доминирующую региональную державу и на­сколько реально его усиливающееся стремление к статусу мировой державы?

Темпы экономического развития Китая и масштабы иностранных капиталовложений в стране — те и другие в числе самых высоких в мире — обеспечивают статистическую основу для благоприятного прогноза, что в течение примерно двух десятилетий Китай станет ми­ровой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К этому времени по показателям ВВП Китай может значительно обогнать Японию, а сегодня уже намного опережает Россию. Новый экономи­ческий импульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей, л даже для бо­лее удаленных географически противников. Укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, возможно, в недале­ком будущем политически подчинив Тайвань, Великий Китай пре­вратится не только в господствующее государство Дальнего Востока, но и в мировую державу первого ранга.

Уже сегодня совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых являются китайцы, состав­ляют около 540 млрд долларов1. По другим оценкам они еще значительнее: ежегодный доход 50 млн китайцев, живущих за рубе­жом, составлял примерно указанную выше цифру и, таким обра­зом, по грубым расчетам, был равен ВВП самого Китая. Утвержда­лось, что проживающие за границей китайцы контролируют около 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, 50—60% малайзийской экономики, а также полностью — экономику Тайва­ня, Гонконга и Сингапура2. Озабоченность таким положением дел даже заставила бывшего посла Индонезии в Японии публично пре­дупредить об «экономической интервенции Китая в регионе», ре­зультатом которой может стать не только извлечение материальной пользы, но и создание поддерживаемых Китаем «марионеточных правительств»3.

Пессимистический прогноз свидетельствует, что нельзя так одно­значно использовать в прогностике политического развития механи­ческую зависимость от статистического анализа. Именно эта ошибка была допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет Соединенные Штаты как ведущая экономически развитая страна мира и что ей суждено стать новой политической сверхдержа­вой. Известно, что этот прогноз не осуществился, поскольку не были приняты во внимание факторы экономической уязвимости Японии - от притока иностранных капиталов и рынков сбыта.

1 Asiaweek. Sept. 25. 1994.

2 International Economy. Nov. 1996.

3 Saydiman Suryohadiprojo. How to Deal with China and Taiwan // Asahi Shimbun (Tokyo). 23 Sept. 1996,

Сегодня действительно обозначился ряд факторов, которые могут стать препятствием на пути превращения Китая в сверхдержаву миро­вого масштаба.

Прежде всего Китаю сложно будет сохранить высокие темпы рос­та в течение двух ближайших десятилетий. Для поддержания этих темпов в течение исторически продолжительного периода времени потребуется необычно удачное сочетание эффективного националь­ного руководства, политической стабильности, социальной дисцип­лины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и региональной стабильности. Ничто не может гарантировать Китаю сохранение всех этих позитивных факторов в течение длительного времени.

Помимо этого, настоящей проблемой для страны может стать во­прос о новых источниках сырья и энергии. Потребление Китаем энергии растет такими темпами, что уже сейчас они намного превы­шают возможности внутреннего производства. Этот разрыв может увеличиваться, если темпы экономического роста Китая будут оставаться очень высокими.

Другой сложной проблемой является продовольственная. Даже с учетом снижения темпов демографического роста население Китая продолжает увеличиваться в абсолютном выражении, и импорт про­довольствии приобретает все более важное значение для внутреннего благополучия и политической стабильности. Зависимость от импор­та не только увеличит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению1.

Необходимо подчеркнуть, что международная обстановка в Азиат­ско-Тихоокеанском регионе в целом остается нестабильной. Сложи­лось несколько очагов напряженности, каждый из которых так или иначе может втянуть Китай в международные конфликты:

Проблема Парасельских островов и острова Спрэтли в Южно-Китайском море, где существует опасность столкновения между Ки­таем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна. Китай при этом в .последнее время рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность.

1 См.: Дейч Т.Л.Китай: ответ на вызовы глобализации // Российские стратегичес­кие исследования. М., 2002.

•Проблема острова Сенкаку, который оспаривается Японией и Китаем (при этом соперники — Тайвань и материковый Китай — яростно отстаивают единую точку зрения по этому вопросу), и ис­торически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символиче­ское значение.

•Вопрос о разделе Кореи и нестабильность, присущая Северной Корее, которая приобретает еще более опасный характер из-за ее стремления стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение может втянуть полуостров в войну, что в свою очередь вовлечет в конфликт Соединенные Штаты и косвенным об­ разом Японию и Китай.

•Скрытые территориально-этнические конфликты: русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-ин­дийские пограничные вопросы (этнические волнения в провинции Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ)1.

Перечисленные выше очаги потенциальных конфликтов позволя­ют предположить возможность наступления этапа политической не­стабильности, о чем предупреждают как китайские, так и междуна­родные эксперты. В некоторых исследованиях даже содержатся выводы о том, что Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что может окончательно остановить его продвижение к мировому могуществу2.

Однако до сих пор китайскому руководству удается достаточно ус­пешно справляться с политическими и экономическими трудностя­ми. Современный Китай является доминирующей региональной дер­жавой в Восточной Азии, и его дальнейшему движению вперед на пути к мировому лидерству могут помешать только внешнеполитиче­ские факторы. Для противостояния американской стратегии сдержи­вания Китай стремится расширять свои политические связи с Росси­ей, Пакистаном, Бирмой и Северной Кореей.

Китай поддерживает союз с Пакистаном и военное присутствие на Бирме, чтобы создать противовес влиянию Индии в регионе. Военное сотрудничество Китая с Пакистаном развивается достаточно успеш­но, что создает серьезные проблемы в сфере безопасности для Индии, ограничивая ее возможности стать лидером в Южной Азии и геополи­тическим соперником Китая.

1 См.: Бжезинский 3. Указ. соч. С. 185.

2 Official Document Anticipates Disorder During the Post-Deng Period // Cheng Ming
(Hong Kong), Febr. 1995; Richard Baum. China After Deng: Ten Scenarios in Search of
Reality//China Quarterly, March. 1996.

Необходимы Китаю и военные контакты с Бирмой, чтобы получить доступ к военным объектам на нескольких бирманских прибреж­ных островах в Индийском океане. Эти конфликты открывают для китайцев новые стратегические возможности в Юго-Восточной Азии и особенно в Малаккском проливе. Речь идет о стремлении Китая контролировать Малаккский пролив, что позволило бы ему удержи­вать под своим контролем подходы Японии к ближневосточной неф­ти и европейским рынкам.

Не случайно волнует китайцев и вопрос объединения Кореи, он также имеет глубокие политические корни. В случае объединения Ко­рея неизбежно превратится в зону распространения американского и японского влияния, что нанесет сильный удар по политическим ам­бициям Пекина. Это является основной причиной, по которой Китай настаивает на том, чтобы объединенная Корея была нейтральным бу­фером между Китаем и Японией. Дело в том, что, по расчетам китай­цев, имеющая исторические корни враждебность Кореи по отноше­нию к Японии естественным образом втянет Корею в сферу китайского влияния. Но и существование сегодня разделенной Кореи . вполне устраивает Китай, поэтому он неизменно выступает за сохра­нение северокорейского режима.

Российско-китайские отношения в последние годы развиваются в русле совместной оппозиции американской гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом. 25 апреля 1996 г. в Совмест­ной российско-китайской декларации был выдвинут тезис о возмож­ности стратегического взаимодействия России и Китая в XXI в. В июле 2000 г., во время первого визита Президента В.В. Путина в Ки­тай, было подписано «Совместное заявление по вопросу об антираке­тах» в ответ на заявление Дж. Буша о создании системы национальной противоракетной обороны и о выходе США в одностороннем поряд­ке из противоракетного договора 1972 г.

Во время визита Цзянь Цзэминя в Россию в 2001 г. стороны вновь актуализировали эту проблему, подчеркнув, что КНР и Россия реши­тельно поддерживают друг друга в осуществлении политики и дейст­вий, направленных на защиту национального единства и территори­альной целостности. В ноябре 2002 г., во время визита В.В. Путина в Китай, обе стороны решительно осудили готовящуюся антитеррорис­тическую операцию США против Ирака.

Сегодня Россия и Китай выступают в области международной по­литики за демократический многополярный мир, в котором каждая страна имеет возможность отстаивать свои национальные интересы.

Как отмечает Чжай Дэцюань, заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации по контролю над вооружениями, «в современ­ной ситуации США не имеют возможности слепить антироссийскую или антикитайскую коалицию и вернуться к эре «холодной войны». Тем более вряд ли это будет возможно в будущем. Со своей стороны ни Россия, ни Китай, ни в одиночку, ни объединившись, не пойдут на прямую конфронтацию или конфликт с США, потому что их фунда­ментальные национальные интересы не позволяют им, или скорее не могут позволить им это сделать... для развития своих экономик как Россия, так и Китай нуждаются не только в международной стабиль­ности, но также в финансовых ресурсах, технологиях и западных уп­равленческих навыках, особенно из США»1.

Наряду с общими стратегическими задачами сохранения мира и противостояния гегемонии российско-китайские отношения имеют немало подводных камней и противоречий. Россию серьезно беспо­коит проникновение на российский Дальний Восток китайских им­мигрантов и торговцев во все увеличивающихся масштабах, что со­здают угрозу массового заселения этих территорий китайцами. Территориальные претензии Китая к России, пока не актуализиро­ванные, но и не забытые, также являются основанием для беспокой­ства российского руководства.

Вызывают опасения и прогнозы экспертов, предполагающих, что в случае усиления Китая в Средней Азии он может найти поддержку в лице Узбекистана — государства, которое проявляет наибольшую ре­шимость противостоять политическому влиянию России в Азии; та­кую же позицию может занять Туркменистан и, возможно, этнически расколотый и, следовательно, в области национальных отношений бо­лее уязвимый Казахстан. Став настоящим политическим и экономиче­ским гигантом, Китай сможет также оказывать более откровенное по­литическое влияние на российский Дальний Восток, в то же время поддерживая объединение Кореи под своим покровительством2.

Вместе с тем со стороны России в ответ возможна активизация во­енно-политического сотрудничества с Индией. Российско-индийский геополитический союз способен заставить Китай отказаться от своих притязаний. Одновременно для противодействия Китаю Россия могла бы использовать свои военно-политические отношения с Вьетнамом.

1 Чжай Дэцюань. Стратегические итоги 2001 г.: взгляд из Китая // Российские стра­тегические исследования. М., 2002. С. 76.

2 См.: Пульс планеты. 2000. 10 октября.

Сложившийся в регионе геостратегический расклад сил позволяет предположить, что, скорее всего, Китай будет действовать весьма ос­торожно в русле своей традиционной стратегии, определенной еще Дэн Сяопином: «Первое — противостоять гегемонизму и политике силы и защищать мир; второе — создать новый международный политический и экономический порядок».

Согласно первой цели, Китай будет стремиться уменьшить амери­канское превосходство, тщательно избегая при этом военного столк­новения, которое положило бы конец продвижению Китая вперед к экономическому могуществу. В русле второй цели — пересмотреть расстановку сил в мире, используя недовольство некоторых наиболее развитых государств нынешней неофициальной иерархией США. Однако при этом Китай воздержится от каких-либо серьезных конфлик­тов с ближайшими соседями и продолжит вести поиск путей достиже­ния регионального превосходства.

Можно прогнозировать, что значительное внимание будет уделено налаживанию китайско-российских отношений, поскольку Россия в настоящее время экономически слабее Китая. Однако трудно предпо­ложить, что Пекин будет делать ставку на долгосрочный российско-китайский союз против США. Это бы привело к расширению амери­кано-японского альянса, который Китаю хотелось бы постепенно расстроить.

Вероятно, Китай будет избегать каких-либо прямых столкновений с Индией, даже продолжая сохранять тесное военное сотрудничество с Пакистаном и Бирмой. Политика открытого антагонизма серьезно осложнила бы тактические выгоды сближения с Россией и в то же время могла бы подтолкнуть Индию к расширению сотрудничества не только с Россией, но и с Америкой.

Неожиданный геополитический сценарий развития отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе предлагает 3. Бжезинский. Он счи­тает, что Пекин может воспользоваться всевозрастающей изоляцией США в регионе, усилением американо-японских противоречий и бо­язнью американцами японского милитаризма. Это даст Китаю воз­можность натравить США и Японию друг на друга, как он уже это де­лал раньше, столкнув США и СССР. В духе мудростей древнего, китайского стратега Сунь Цзы (Sun Tsu) Бжезинский сформулировал главную линию китайской геостратегии следующим образом: «раз­мыть американскую власть в регионе до такой степени, чтобы ослаб­ленная Америка почувствовала необходимость сделать пользующий­ся региональным влиянием Китай своим союзником, а со временем иметь Китай, ставший влиятельной мировой державой, своим партнером.

К этой цели нужно стремиться и ее нужно добиваться таким образом, чтобы не подстегнуть ни расширения оборонительных мас­штабов американо-японского альянса, ни замены американского влияния в регионе японским»1.

Сценарий Бжезинского проливает свет на тонкие манипуляции американской дипломатии в Пекине: осторожно намекать китайцам на то, что главным стратегическим партнером США в XXI в, будет не постепенно слабеющая маленькая Япония, а мощный объединенный Китай и уже недалеко то время, когда Америка поймет, что для того чтобы сохранить свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ей ничего больше не остается, как обратиться к своему естественному партнеру в материковой Азии.

Сложившаяся ситуация позволяет прогнозировать два наиболее ве­роятных геополитических сценария в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сценарий 1:«континентальный блок» против «морской силы» — Китай и Россия против США, Японии и объединенной Кореи. В рам­ках этого сценария предполагается укрепление существующего союза США и Японии, что приведется к объединению двух Корей под эги­дой американского влияния. В результате обострятся противоречия как на российском Дальнем Востоке, так и внутри АТР, между Кита­ем, Японией и США. В итоге геополитические интересы России и Китая значительно сблизятся — для защиты от американского давле­ния в регионе они вынуждены будут пойти на более тесный военно-политический союз.

В результате в АТР могут образоваться две сферы влияния — аме­рикано-японско-корейская (западная) и китайско-российская (вос­точная). Трудно предположить, что это равновесие окажется мирным и устойчивым. Скорее всего, такой геополитический раскол может способствовать гонке вооружений и стимулировать образование бо­лее обширных военных блоков, что чревато эскалацией напряженно­сти в данном регионе.

Сценарий 2:противостояние США, Японии и объединенного Китая против России и Индии. Этот «американский» сценарий, разрабо­танный Бжезинским, предполагает, что процесс объединения Китая будет развиваться быстрыми темпами и в случае благоприятного за­вершения может привести к тому, что США и Япония не смогут ему противостоять, и им останется только держать процесс под контролем через стратегическое сближение с Китаем2.

1 Бжезинский 3. Указ. соч. С. 202—203.

2 См.: Бжезинский 3. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. С. 121.

Все это необычайно усилит региональную роль объединенного Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что неминуемо приведет к развитию противоречий в самом «стратегическом треугольнике». США будут провоцировать Китай на расширение его геополитичес­кой экспансии за счет давления на Россию и Индию в зонах пересече­ния геополитических интересов. В свою очередь, такой расклад сил приведет Индию и Россию к более тесному военно-политическому сотрудничеству. Таким образом расстановку сил в Азиатско-Тихооке­анском регионе будут определять два соперничающих центра силы: США +Япония + объединенный Китай против России и Индии.

Сложившееся неустойчивое двустороннее геополитическое проти­востояние будет достаточно динамичным и в конечном счете может привести к развязыванию серьезных конфликтов в регионе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Почему современные геополитики утверждают, что новые геополитические вызовы в XXI в. придут из Азиатско-Тихоокеанского региона?

2.­Какие действия предпринимают США, чтобы держать ситуацию в Ази­атско-Тихоокеанском регионе под контролем?

3.Назовите основные приоритеты китайской и японской геополитики.

4.Каковы основные геополитические противоречия между США, Кита­ем, Японией и Россией в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

5. Какие геополитические сценарии наиболее вероятны в Азиатско-Тихо­океанском регионе в XXI в.?

ГЛАВА9

Наши рекомендации