Азиатско-Тихоокеанского региона
В последние годы пальму первенства по темпам экономического роста прочно удерживают страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Китай, Япония; Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Вьетнам. Стремительный экономический рывок стран Азиатско-Тихоокеанского региона на рубеже XX—XXI вв. сделал этот район земного шара важным геополитическим центром силы, где пересекаются интересы крупнейших мировых держав. Современное экономическое процветание «азиатских драконов» было достигнуто такими стремительными темпами, что до сих пор этот случай является беспрецедентным в мировой истории.
Несколько десятилетий назад, в 1970-е гг., доля Восточной Азии (включая Японию) составляла лишь около 4% мирового ВНП, в то время как Северная Америка занимала ведущее положение в мире и ее доля составляла 35—40% мирового ВНП.
Но уже к середине 1990-х гг. оба региона имели примерно равные результаты (около 25%). Современный Китай достиг рекордно высоких темпов роста ВВП — 9,6% в год — и успешно продолжает удерживать этот уровень, все более определенно заявляя о своей роли регионального лидера. Анализ этих тенденций позволяет сделать вывод, что новые геополитические вызовы в XXI в. придут из Азиатско-Тихоокеанского региона, и именно поэтому так важно отслеживать динамично меняющиеся геополитические реалии в этом ареале1.
Сложившийся сегодня геополитический баланс сил здесь определяют сложные отношения между четырьмя главными геополитическими акторами, образующими стратегический параллелограмм: Япония—США—Китай—Россия. Для того чтобы держать ситуацию в АТР под контролем, США стремятся усилить двухсторонний союз с Японией, создают тихоокеанское мини-НАТО (Япония—Южная Корея-Австралия—Новая Зеландия), препятствуют возвращению Тайваня Китаю, оказывают существенную военную помощь в обороне тайваньскому режиму, продавая последнему большие количества современных вооружений. Однако главное геостратегическое значение для США все-таки имеют отношения с Японией.
Политическая история свидетельствует, что начиная с 1950-х гг. американская политика на Дальнем Востоке опиралась на Японию, внешнюю политику которой определяли четыре основных принципа, провозглашенные послевоенным премьер-министром С. Ёсидой:.
4) Япония должна быть легко вооружена и избегать участия в международных конфликтах;
2) основной целью Японии должно быть экономическое развитие;
3) японская дипломатия должна быть неидеологизированной и уделять международному сотрудничеству
первоочередное внимании;
4) Япония должна следовать за политическим руководством Соединенных Штатов и принимать военную защиту от Соединенных Штатов.
1 Известно, что в начальный период индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время как и Китай, и Южная Корея добились этого результата примерно за 10 лет. Современные эксперты считают, что если в регионе не произойдет какого-либо массового потрясения, то в течение четверти века Азия, по-видимому по показателям ВНП обойдет и Северную Америку, и Европу (см.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. С. 183).
Если вначале Япония была лишь местом пребывания американских оккупационных войск, то со временем стала основой американского военно-политического присутствия в АТР и важным глобальным союзником Америки, выполняя одновременно также роль протектората. Сегодня сложилось глубокое геополитическое противоречие между последними двумя факторами: Япония выступает одновременно как всемирно уважаемый центр экономической власти и как геополитическая пролонгация американской мощи.
Сложившаяся ситуация становится неприемлемой для новых поколений японцев, которых больше не травмирует опыт Второй мировой войны и которые больше не стыдятся ее. Как по причинам историческим, так и по причинам самоуважения, Япония — страна, которая не полностью удовлетворена глобальным статус-кво. Она чувствует, что имеет право на официальное признание ее мировой державой, но также осознает, что ее зависимость от Америки в области безопасности сдерживает это признание1.
Современная американская стратегия в отношении Японии является очень гибкой и динамичной. Проблема в том, что геополитическая переориентация Японии либо в сторону перевооружения, либо обособленного сближения с Китаем означала бы конец роли американцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сорвала бы появление регионального стабильного трехстороннего соглашения с участием Америки, Японии и Китая. Это, в свою очередь, помешало бы формированию в АТР геополитического равновесия, управляемого американцами.
3. Бжезинский считает, что «дезориентированная Япония была бы похожа на кита, выброшенного на берег: она металась бы угрожающе, но беспомощно. Она могла бы дестабилизировать Азию, но не смогла создать жизненную альтернативу стабилизирующему равновесию между Америкой, Японией и Китаем»2. Таким образом США стремятся через тесный альянс с Японией направить в нужное русло региональные устремления Китая и сдержать их непредсказуемые проявления. Речь идет о сложном трехстороннем геополитическом урегулировании, которое затрагивает мировое могущество Америки, региональное преобладание Китая и международное лидерство Японии.
Американцы считают нежелательным сокращение в обозримом будущем существующего уровня войск США в Японии, как, впрочем, и в Корее.
1 См.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. С. 208. .2 Там же. С. 227-228.
Они всячески препятствуют любому значительному увеличению в геополитическом масштабе и реальном исчислении объема военных усилий Японии. Вывод значительного числа американских войск, вероятнее всего, заставит Японию подумать о крупной национальной программе вооружений, в то время как давление Америки на Японию с целью заставить ее играть более важную военную роль может только навредить перспективам региональной стабильности, помешать более широкому сближению с большим Китаем, уведет Японию в сторону от принятия на себя более конструктивной международной миссии, в которой очень заинтересованы США.
Тайная цель геополитических маневров Америки в отношении Японии состоит в том, чтобы заставить эту мощную экономическую державу повернуть свое лицо к миру и отвернуться от Азии — тем самым (по идее американских стратегов) Япония удовлетворит свои растущие амбиции, но оставит за США пальму первенства в Азиатско-Тихоокеанском регионе — самом перспективном в геополитическом отношении районе мира. Это тонкая игра, и она ведется весьма последовательно.
В настоящее время Япония уже получила особый экономический статус — она является особым партнером Америки в мировых делах, а это не только приносит плоды в политическом плане, но и экономически выгодно. США рассматривают вопрос о заключении американо-японского соглашения о свободной торговле, создавая таким образом общее американо-японское торговое пространство. Такой шаг, придав официальный статус все более тесным связям между двумя странами,- обеспечил бы геополитическую опору как для длительного присутствия Америки на Дальнем Востоке, так и для соответствующих американским интересам глобальных обязательств Японии1.
Японские лидеры видят геополитическую миссию страны в XXI в. далеко не так однозначно, как их коллеги в США. Напомним, что уже в 1981 г. министр иностранных дел М. Ито был вынужден уйти в отставку из-за того, что использовал термин «союз» («домей») для характеристики американо-японских отношений, поскольку официально в стране поддерживается миф о полунейтралитете. Многие японские политики находят нынешнее положение своей страны — одновременно глобальной экономической супердержавы и протектората в сфере безопасности — аномальным. Однако большинство японцев понимают, что внезапное изменение стратегического курса может быть опасным.
1 Revolutionizing America's Japan Policy // Foreign Policy. Winter 1996/97.
Основной вопрос состоит в том, сможет ли Япония стать подлинно глобальной державой, не рискуя американской поддержкой и не вызывая еще большую враждебность в регионе.
Этот вопрос обсуждался в рамках многочисленных специальных исследований и на конференциях, подготовленных различными японскими общественными и частными организациями, наметивших в общих чертах новые задачи для Японии в эпоху после «холодной войны». Строились предположения относительно продолжительности и актуальности американо-японского союза в области безопасности и отстаивалась более активная японская геополитика, особенно в отношении Китая. В докладе Комиссии Хигути были намечены «три столпа японской политики безопасности», где наряду с американо-японскими связями в области обороны подчеркивалась необходимость развития азиатского многостороннего диалога по безопасности. Фактически доклад ставил под сомнение американскую стратегию «сдерживания Китая» и идею неофициальной уравновешенной коалиции, ограниченной островными государствами — Тайванем, Филиппинами, Брунеем и Индонезией. Однако попытка реально создать такую коалицию не только потребовала бы значительного увеличения американского военного присутствия как в Японии, так и в Корее, но и привела бы к взрывоопасному геополитическому столкновению китайских и американо-японских региональных интересов, что, возможно, привело бы к военному конфликту с Китаем.
Важное значение имеет также доклад Комиссии Одзавы «Программа для Новой Японии» и план «Всеобъемлющая политика безопасности», отстаивающие среди прочих вопросов использование японских военнослужащих в миротворческих операциях за границей. Большой интерес в Японии вызвал доклад японской ассоциации управляющих («кейдзай доюкаи»), где обосновывалось требование большей симметрии в американо-японской системе обороны. Следует назвать также книгу Я. Морено «Будущее поколение обосновывает силы самообороны», в которой было высказано предположение, что при некоторых обстоятельствах Соединенные Штаты, вероятно, не смогут защитить Японию, и, следовательно, Япония должна повышать свою обороноспособность.
Все обсуждаемые альтернативы были в целом относительно сдержанными, взвешенными и умеренными. Радикальные лозунги открытого пацифизма, имеющие антиамериканский оттенок, или идеи одностороннего и крупного перевооружения, требующие пересмотра конституции, находят в Японии мало сторонников.
Вместе с тем вполне определенно обозначился и курс Японии в сторону многостороннего азиатско-тихоокеанского сотрудничества, но пока он развивается не в ущерб американо-японским отношениям.
Следовательно, американо-японский союз в Азиатско-Тихоокеанском регионе остается достаточно прочным, и обозначенные нами противоречия пока играют роль подводных камней, которые не мешают кораблю двигаться вперед при ясной погоде.
Значительно более сложными и противоречивыми являются отношения США с Китаем. Специфическую роль играют противоречия, касающиеся идеологии и общественного строя. Китай развивается по социалистическому пути «с китайской спецификой» под руководством компартии, что для США неприемлемо, поскольку возникает потенциальная опасность превращения КНР в бывший Советский Союз. Во многом поэтому США настаивают на проведении в отношении Китая «политики сдерживания», используя в качестве предлога вопрос о нарушении «прав человека» и «демократии», чтобы вмешиваться во внутренние дела этой страны.
Серьезные противоречия между США и Китаем связаны с Тайванем. Одной из самых актуальных проблем для Китая является скорейшее возвращение Тайваня и тем самым завершение великого дела объединения родины. Однако США всеми способами препятствуют этому процессу, чтобы помешать усилению Китая. Недовольство Китая независимым статусом Тайваня растет по мере того, как позиции Китая укрепляются, а все более процветающий Тайвань начинает пользоваться своим формально независимым статусом как национальное государство.
Еще один уровень противоречий связан с размещением США и Японией (в рамках двустороннего договора) системы антиракетной обороны в регионе, под предлогом противостояния Северной Корее. Однако с китайской точки зрения это лишь удобный предлог, поскольку острие этих действий США направлено против Китая.
Глубокие разногласия американо-китайских отношений в регионе наиболее полно отражает следующий сложный вопрос: насколько практически возможно и приемлемо, с точки зрения Америки, превращение Китая в доминирующую региональную державу и насколько реально его усиливающееся стремление к статусу мировой державы?
Темпы экономического развития Китая и масштабы иностранных капиталовложений в стране — те и другие в числе самых высоких в мире — обеспечивают статистическую основу для благоприятного прогноза, что в течение примерно двух десятилетий Китай станет мировой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К этому времени по показателям ВВП Китай может значительно обогнать Японию, а сегодня уже намного опережает Россию. Новый экономический импульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей, л даже для более удаленных географически противников. Укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, возможно, в недалеком будущем политически подчинив Тайвань, Великий Китай превратится не только в господствующее государство Дальнего Востока, но и в мировую державу первого ранга.
Уже сегодня совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых являются китайцы, составляют около 540 млрд долларов1. По другим оценкам они еще значительнее: ежегодный доход 50 млн китайцев, живущих за рубежом, составлял примерно указанную выше цифру и, таким образом, по грубым расчетам, был равен ВВП самого Китая. Утверждалось, что проживающие за границей китайцы контролируют около 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, 50—60% малайзийской экономики, а также полностью — экономику Тайваня, Гонконга и Сингапура2. Озабоченность таким положением дел даже заставила бывшего посла Индонезии в Японии публично предупредить об «экономической интервенции Китая в регионе», результатом которой может стать не только извлечение материальной пользы, но и создание поддерживаемых Китаем «марионеточных правительств»3.
Пессимистический прогноз свидетельствует, что нельзя так однозначно использовать в прогностике политического развития механическую зависимость от статистического анализа. Именно эта ошибка была допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет Соединенные Штаты как ведущая экономически развитая страна мира и что ей суждено стать новой политической сверхдержавой. Известно, что этот прогноз не осуществился, поскольку не были приняты во внимание факторы экономической уязвимости Японии - от притока иностранных капиталов и рынков сбыта.
1 Asiaweek. Sept. 25. 1994.
2 International Economy. Nov. 1996.
3 Saydiman Suryohadiprojo. How to Deal with China and Taiwan // Asahi Shimbun (Tokyo). 23 Sept. 1996,
Сегодня действительно обозначился ряд факторов, которые могут стать препятствием на пути превращения Китая в сверхдержаву мирового масштаба.
Прежде всего Китаю сложно будет сохранить высокие темпы роста в течение двух ближайших десятилетий. Для поддержания этих темпов в течение исторически продолжительного периода времени потребуется необычно удачное сочетание эффективного национального руководства, политической стабильности, социальной дисциплины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и региональной стабильности. Ничто не может гарантировать Китаю сохранение всех этих позитивных факторов в течение длительного времени.
Помимо этого, настоящей проблемой для страны может стать вопрос о новых источниках сырья и энергии. Потребление Китаем энергии растет такими темпами, что уже сейчас они намного превышают возможности внутреннего производства. Этот разрыв может увеличиваться, если темпы экономического роста Китая будут оставаться очень высокими.
Другой сложной проблемой является продовольственная. Даже с учетом снижения темпов демографического роста население Китая продолжает увеличиваться в абсолютном выражении, и импорт продовольствии приобретает все более важное значение для внутреннего благополучия и политической стабильности. Зависимость от импорта не только увеличит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению1.
Необходимо подчеркнуть, что международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом остается нестабильной. Сложилось несколько очагов напряженности, каждый из которых так или иначе может втянуть Китай в международные конфликты:
Проблема Парасельских островов и острова Спрэтли в Южно-Китайском море, где существует опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна. Китай при этом в .последнее время рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность.
1 См.: Дейч Т.Л.Китай: ответ на вызовы глобализации // Российские стратегические исследования. М., 2002.
•Проблема острова Сенкаку, который оспаривается Японией и Китаем (при этом соперники — Тайвань и материковый Китай — яростно отстаивают единую точку зрения по этому вопросу), и исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое значение.
•Вопрос о разделе Кореи и нестабильность, присущая Северной Корее, которая приобретает еще более опасный характер из-за ее стремления стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение может втянуть полуостров в войну, что в свою очередь вовлечет в конфликт Соединенные Штаты и косвенным об разом Японию и Китай.
•Скрытые территориально-этнические конфликты: русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские пограничные вопросы (этнические волнения в провинции Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ)1.
Перечисленные выше очаги потенциальных конфликтов позволяют предположить возможность наступления этапа политической нестабильности, о чем предупреждают как китайские, так и международные эксперты. В некоторых исследованиях даже содержатся выводы о том, что Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что может окончательно остановить его продвижение к мировому могуществу2.
Однако до сих пор китайскому руководству удается достаточно успешно справляться с политическими и экономическими трудностями. Современный Китай является доминирующей региональной державой в Восточной Азии, и его дальнейшему движению вперед на пути к мировому лидерству могут помешать только внешнеполитические факторы. Для противостояния американской стратегии сдерживания Китай стремится расширять свои политические связи с Россией, Пакистаном, Бирмой и Северной Кореей.
Китай поддерживает союз с Пакистаном и военное присутствие на Бирме, чтобы создать противовес влиянию Индии в регионе. Военное сотрудничество Китая с Пакистаном развивается достаточно успешно, что создает серьезные проблемы в сфере безопасности для Индии, ограничивая ее возможности стать лидером в Южной Азии и геополитическим соперником Китая.
1 См.: Бжезинский 3. Указ. соч. С. 185.
2 Official Document Anticipates Disorder During the Post-Deng Period // Cheng Ming
(Hong Kong), Febr. 1995; Richard Baum. China After Deng: Ten Scenarios in Search of
Reality//China Quarterly, March. 1996.
Необходимы Китаю и военные контакты с Бирмой, чтобы получить доступ к военным объектам на нескольких бирманских прибрежных островах в Индийском океане. Эти конфликты открывают для китайцев новые стратегические возможности в Юго-Восточной Азии и особенно в Малаккском проливе. Речь идет о стремлении Китая контролировать Малаккский пролив, что позволило бы ему удерживать под своим контролем подходы Японии к ближневосточной нефти и европейским рынкам.
Не случайно волнует китайцев и вопрос объединения Кореи, он также имеет глубокие политические корни. В случае объединения Корея неизбежно превратится в зону распространения американского и японского влияния, что нанесет сильный удар по политическим амбициям Пекина. Это является основной причиной, по которой Китай настаивает на том, чтобы объединенная Корея была нейтральным буфером между Китаем и Японией. Дело в том, что, по расчетам китайцев, имеющая исторические корни враждебность Кореи по отношению к Японии естественным образом втянет Корею в сферу китайского влияния. Но и существование сегодня разделенной Кореи . вполне устраивает Китай, поэтому он неизменно выступает за сохранение северокорейского режима.
Российско-китайские отношения в последние годы развиваются в русле совместной оппозиции американской гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом. 25 апреля 1996 г. в Совместной российско-китайской декларации был выдвинут тезис о возможности стратегического взаимодействия России и Китая в XXI в. В июле 2000 г., во время первого визита Президента В.В. Путина в Китай, было подписано «Совместное заявление по вопросу об антиракетах» в ответ на заявление Дж. Буша о создании системы национальной противоракетной обороны и о выходе США в одностороннем порядке из противоракетного договора 1972 г.
Во время визита Цзянь Цзэминя в Россию в 2001 г. стороны вновь актуализировали эту проблему, подчеркнув, что КНР и Россия решительно поддерживают друг друга в осуществлении политики и действий, направленных на защиту национального единства и территориальной целостности. В ноябре 2002 г., во время визита В.В. Путина в Китай, обе стороны решительно осудили готовящуюся антитеррористическую операцию США против Ирака.
Сегодня Россия и Китай выступают в области международной политики за демократический многополярный мир, в котором каждая страна имеет возможность отстаивать свои национальные интересы.
Как отмечает Чжай Дэцюань, заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации по контролю над вооружениями, «в современной ситуации США не имеют возможности слепить антироссийскую или антикитайскую коалицию и вернуться к эре «холодной войны». Тем более вряд ли это будет возможно в будущем. Со своей стороны ни Россия, ни Китай, ни в одиночку, ни объединившись, не пойдут на прямую конфронтацию или конфликт с США, потому что их фундаментальные национальные интересы не позволяют им, или скорее не могут позволить им это сделать... для развития своих экономик как Россия, так и Китай нуждаются не только в международной стабильности, но также в финансовых ресурсах, технологиях и западных управленческих навыках, особенно из США»1.
Наряду с общими стратегическими задачами сохранения мира и противостояния гегемонии российско-китайские отношения имеют немало подводных камней и противоречий. Россию серьезно беспокоит проникновение на российский Дальний Восток китайских иммигрантов и торговцев во все увеличивающихся масштабах, что создают угрозу массового заселения этих территорий китайцами. Территориальные претензии Китая к России, пока не актуализированные, но и не забытые, также являются основанием для беспокойства российского руководства.
Вызывают опасения и прогнозы экспертов, предполагающих, что в случае усиления Китая в Средней Азии он может найти поддержку в лице Узбекистана — государства, которое проявляет наибольшую решимость противостоять политическому влиянию России в Азии; такую же позицию может занять Туркменистан и, возможно, этнически расколотый и, следовательно, в области национальных отношений более уязвимый Казахстан. Став настоящим политическим и экономическим гигантом, Китай сможет также оказывать более откровенное политическое влияние на российский Дальний Восток, в то же время поддерживая объединение Кореи под своим покровительством2.
Вместе с тем со стороны России в ответ возможна активизация военно-политического сотрудничества с Индией. Российско-индийский геополитический союз способен заставить Китай отказаться от своих притязаний. Одновременно для противодействия Китаю Россия могла бы использовать свои военно-политические отношения с Вьетнамом.
1 Чжай Дэцюань. Стратегические итоги 2001 г.: взгляд из Китая // Российские стратегические исследования. М., 2002. С. 76.
2 См.: Пульс планеты. 2000. 10 октября.
Сложившийся в регионе геостратегический расклад сил позволяет предположить, что, скорее всего, Китай будет действовать весьма осторожно в русле своей традиционной стратегии, определенной еще Дэн Сяопином: «Первое — противостоять гегемонизму и политике силы и защищать мир; второе — создать новый международный политический и экономический порядок».
Согласно первой цели, Китай будет стремиться уменьшить американское превосходство, тщательно избегая при этом военного столкновения, которое положило бы конец продвижению Китая вперед к экономическому могуществу. В русле второй цели — пересмотреть расстановку сил в мире, используя недовольство некоторых наиболее развитых государств нынешней неофициальной иерархией США. Однако при этом Китай воздержится от каких-либо серьезных конфликтов с ближайшими соседями и продолжит вести поиск путей достижения регионального превосходства.
Можно прогнозировать, что значительное внимание будет уделено налаживанию китайско-российских отношений, поскольку Россия в настоящее время экономически слабее Китая. Однако трудно предположить, что Пекин будет делать ставку на долгосрочный российско-китайский союз против США. Это бы привело к расширению американо-японского альянса, который Китаю хотелось бы постепенно расстроить.
Вероятно, Китай будет избегать каких-либо прямых столкновений с Индией, даже продолжая сохранять тесное военное сотрудничество с Пакистаном и Бирмой. Политика открытого антагонизма серьезно осложнила бы тактические выгоды сближения с Россией и в то же время могла бы подтолкнуть Индию к расширению сотрудничества не только с Россией, но и с Америкой.
Неожиданный геополитический сценарий развития отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе предлагает 3. Бжезинский. Он считает, что Пекин может воспользоваться всевозрастающей изоляцией США в регионе, усилением американо-японских противоречий и боязнью американцами японского милитаризма. Это даст Китаю возможность натравить США и Японию друг на друга, как он уже это делал раньше, столкнув США и СССР. В духе мудростей древнего, китайского стратега Сунь Цзы (Sun Tsu) Бжезинский сформулировал главную линию китайской геостратегии следующим образом: «размыть американскую власть в регионе до такой степени, чтобы ослабленная Америка почувствовала необходимость сделать пользующийся региональным влиянием Китай своим союзником, а со временем иметь Китай, ставший влиятельной мировой державой, своим партнером.
К этой цели нужно стремиться и ее нужно добиваться таким образом, чтобы не подстегнуть ни расширения оборонительных масштабов американо-японского альянса, ни замены американского влияния в регионе японским»1.
Сценарий Бжезинского проливает свет на тонкие манипуляции американской дипломатии в Пекине: осторожно намекать китайцам на то, что главным стратегическим партнером США в XXI в, будет не постепенно слабеющая маленькая Япония, а мощный объединенный Китай и уже недалеко то время, когда Америка поймет, что для того чтобы сохранить свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ей ничего больше не остается, как обратиться к своему естественному партнеру в материковой Азии.
Сложившаяся ситуация позволяет прогнозировать два наиболее вероятных геополитических сценария в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сценарий 1:«континентальный блок» против «морской силы» — Китай и Россия против США, Японии и объединенной Кореи. В рамках этого сценария предполагается укрепление существующего союза США и Японии, что приведется к объединению двух Корей под эгидой американского влияния. В результате обострятся противоречия как на российском Дальнем Востоке, так и внутри АТР, между Китаем, Японией и США. В итоге геополитические интересы России и Китая значительно сблизятся — для защиты от американского давления в регионе они вынуждены будут пойти на более тесный военно-политический союз.
В результате в АТР могут образоваться две сферы влияния — американо-японско-корейская (западная) и китайско-российская (восточная). Трудно предположить, что это равновесие окажется мирным и устойчивым. Скорее всего, такой геополитический раскол может способствовать гонке вооружений и стимулировать образование более обширных военных блоков, что чревато эскалацией напряженности в данном регионе.
Сценарий 2:противостояние США, Японии и объединенного Китая против России и Индии. Этот «американский» сценарий, разработанный Бжезинским, предполагает, что процесс объединения Китая будет развиваться быстрыми темпами и в случае благоприятного завершения может привести к тому, что США и Япония не смогут ему противостоять, и им останется только держать процесс под контролем через стратегическое сближение с Китаем2.
1 Бжезинский 3. Указ. соч. С. 202—203.
2 См.: Бжезинский 3. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. С. 121.
Все это необычайно усилит региональную роль объединенного Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что неминуемо приведет к развитию противоречий в самом «стратегическом треугольнике». США будут провоцировать Китай на расширение его геополитической экспансии за счет давления на Россию и Индию в зонах пересечения геополитических интересов. В свою очередь, такой расклад сил приведет Индию и Россию к более тесному военно-политическому сотрудничеству. Таким образом расстановку сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут определять два соперничающих центра силы: США +Япония + объединенный Китай против России и Индии.
Сложившееся неустойчивое двустороннее геополитическое противостояние будет достаточно динамичным и в конечном счете может привести к развязыванию серьезных конфликтов в регионе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Почему современные геополитики утверждают, что новые геополитические вызовы в XXI в. придут из Азиатско-Тихоокеанского региона?
2.Какие действия предпринимают США, чтобы держать ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе под контролем?
3.Назовите основные приоритеты китайской и японской геополитики.
4.Каковы основные геополитические противоречия между США, Китаем, Японией и Россией в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
5. Какие геополитические сценарии наиболее вероятны в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI в.?
ГЛАВА9