Геостратегический вызов азиатско-тихоокеанского региона

Сегодня геополитический баланс здесь определяют сложные отношения между четырьмя главными геополитическими акторами, образующими стратегический параллелограмм сил: Япония-США-Китай-Россия. Для того чтобы держать ситуацию в АТР под контролем, США стремятся усилить двусторонний союз с Японией, создают тихоокеанское мини-НАТО (Япония-Южная Корея-Австралия-Новая Зеландия), препятствуют возвращению Тайваня Китаю, оказывают существенную военную помощь в обороне тайваньскому режиму, продавая последнему большие количества современного вооружения. Однако главное геостратегическое значение для США все-таки имеют отношения с Японией.

Основной геополитический маневр Америки в отношении Японии состоит в том, чтобы заставить эту мощную экономическую державу повернуть свое лицо к миру и отвернуться от Азии — тем самым (по идее американских стратегов) Япония удовлетворит свои растущие амбиции, но оставит за США пальму первенства в Азиатско-Тихоокеанском регионе — самом перспективном в геополитическом отношении районе мира. Это тонкая игра, и она ведется весьма последовательно.

Япония уже получила особый экономический статус — она является особым партнером Америки в мировых делах, а это не только приносит плоды в политическом плане, но и экономически выгодно.

По существу, основной вопрос состоит в том, может ли Япония стать подлинно обширной глобальной державой (во всех проявлениях), не рискуя американской поддержкой и не вызывая еще большую враждебность в регионе?

Например, в докладе Комиссии Хигути были намечены «три столпа японской политики безопасности», где наряду с американо-японскими связями в области обороны подчеркивалась необходимость развития азиатского многостороннего диалога по безопасности.

Большой интерес в Японии вызвал доклад японской ассоциации управляющих («кейдзай доюкаи»), где обосновывалось требование большей симметрии в американо-японской системе обороны.

Однако все обсуждаемые альтернативы, как видим, были в целом относительно сдержанными, взвешенными и умеренными.

Таким образом, американо-японский союз в Азиатско-Тихоокеанском регионе остается достаточно прочным, и обозначенные нами противоречия пока играют роль подводных камней, которые не мешают кораблю двигаться вперед при ясной погоде.

Гораздо более сложными и противоречивыми являются отношения США с Китаем. Особую роль здесь играют противоречия, касающиеся идеологии и общественного строя. Китай развивается по социалистическому пути «с китайской спецификой» под руководством компартии, что для США неприемлемо, поскольку возникает потенциальная опасность превращения КНР в бывший Советский Союз.

Второй уровень противоречий между США и Китаем связан с Тайванем. Одной из самых актуальных проблем для Китая является скорейшее возвращение Тайваня и тем самым завершение великого дела объединения Родины.

Третий уровень противоречий связан с размещением США и Японией (в рамках двустороннего договора) системы антиракетной обороны в регионе под предлогом противостояния Северной Корее. Однако с китайской точки зрения это лишь удобный предлог, поскольку острие этих действий США направлено против Китая.

международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом остается нестабильной. Можно назвать несколько наиболее значимых взрывоопасных вопросов, каждый из которых так или иначе может втянуть Китай в международные конфликты:

• Парасельские острова и острова Спрэтли в Южно-Китайском море создают опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна. Китай при этом в последнее время рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность.

• Острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем (при этом соперники — Тайвань и материковый Китай — яростно отстаивают единую точку зрения по этому вопросу), и исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое значение.

• Раздел Кореи и нестабильность, присущая Северной Корее, которая приобретает еще более опасный характер из-за ее стремления стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение может втянуть полуостров в войну, что в свою очередь вовлечет в конфликт Соединенные Штаты и косвенным образом Японию и Китай.

• В число других скрытых территориально-этнических конфликтов входят русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские пограничные вопросы (этнические волнения в провинции Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ).

Отношения Китая с Россией в последние годы развиваются в русле совместной оппозиции американской гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом.

Однако помимо общих стратегических задач сохранения мира и противостояния гегемонии российско-китайские отношения имеют немало подводных камней и противоречий.

Российские эксперты предполагают, что в случае усиления Китая в Средней Азии он может найти поддержку в лице Узбекистана, в ответ на это со стороны России возможна активизация военно-политического сотрудничества с Индией.

Все это позволяет прогнозировать два наиболее вероятных геополитических сценария в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сценарий 1: «морская сила» против «континентального блока» (США-Япония-Объединенная Корея против Китая-России). Этот сценарий предполагает укрепление существующего союза США и Японии, что приведет к объединению двух Корей под эгидой американского влияния. В результате обострятся противоречия как на российском Дальнем Востоке, так и внутри АТР, между Китаем, Японией и США. В итоге геополитические интересы России и Китая значительно сблизятся — для защиты от американского давления в регионе они вынуждены будут пойти на более тесный военно-политический союз.

При развитии этого сценария в АТР могут образоваться две сферы влияния — американо-японско-корейская (западная) и китайско-российская (восточная). Трудно предположить, что это равновесие окажется мирным и устойчивым. Скорее всего такой геополитический раскол может способствовать гонке вооружений и стимулировать образование более обширных военных блоков, что чревато эскалацией напряженности в данном регионе.

Сценарий 2: трехстороннее противостояние (США + Япония, объединенный Китай + объединенная Корея, Россия + Индия). Этот сценарий предполагает, что процесс объединения Китая развивается быстрыми темпами и в случае благоприятного завершения может привести к тому, что США и Япония не смогут осуществить объединение двух Корей по модели американского протектората. Китай будет настаивать и добьется нейтралитета объединенной Кореи, что объективно приведет эту страну в русло китайского влияния (учитывая историческую неприязнь корейцев к Японии и аллергию на американское господство).

Наши рекомендации