Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона

В современных условиях особым динамичным развитием отличается Азиатско-Тихоокеанский регион, на страны которого приходится порядка 50 % ВМП и 40 % мировой торговли. Здесь расположены такие промышленно развитые страны, как Япония, Австралия, Новая Зеландия, новые индустриальные страны: Республика Корея, Сингапур, Малайзия и др., Китай, который возглавил новую волну индустриализации.

Ведущие страны АТР обладают собственными или адаптированными западными технологиями, которые могли бы быть использованы как самой Россией, так и при сооружении нашими компаниями крупных промышленных и энергетических объектов в странах данного региона.

Развитие связей со странами АТР будет способствовать экономическому подъему Сибири и Дальнего Востока. При этом российскому государству необходимо повысить внимание к развитию своих восточных регионов с тем, чтобы их интеграция с соседними странами укрепляла, прежде всего, отечественную экономику.

В 1998 г. Россия стала полноправным членом такой интеграционной группировки, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, в состав которой входит 21 страна. Направления и принципы деятельности АТЭС отвечают экономическим интересам России. Проводимая им работа по укреплению торгово-экономических связей, либерализация торговли и инвестиционной деятельности, созданию условий для упрощенного движения товаров и капиталов в целом способствует более эффективной интеграции России в экономическое пространство АТР, а также решению внутренних экономических проблем.

Данный регион весьма перспективен для развития торговли, инвестиционного обмена и других направлений взаимодействия. Основными торговыми партнерами России среди стран, входящих в АТЭС, являются: КНР (7,6 % внешнеторгового оборота РФ), Япония (3,9 %), США (3,7 %), Республика Корея (2,5 %).

Что касается отношений с отдельными государствами региона, то важнейшее значение имеет сотрудничество с КНР. В последние годы стремительное развитие китайской промышленности, науки и техники лишило Россию ее традиционной, в двусторонних отношениях, роли поставщика машин и оборудования. Российские предприятия обрабатывающей промышленности с трудом выдерживают натиск китайских экспортеров. Все это создает ощутимую угрозу для развития всего машиностроительного комплекса России.

В то же время Россия могла бы опираться в Китае на свои традиционно сильные позиции в сооружении энергетических объектов, особенно в строительстве атомных электростанций, участвуя в осуществлении обширной китайской программы по увеличению выработки электроэнергии на АЭС.

С повышением технологического уровня китайской промышленности проявляются перспективы для углубления научной и промышленной кооперации между двумя странами.

Существует проблема массовой китайской иммиграции на российскую территорию, но ее возможные негативные последствия можно предупредить, не перекрывая доступ китайским рабочим и торговцам. Россия нуждается в рабочих руках не меньше, чем Китай – в рабочих местах. Здесь интересы двух стран совпадают.

Требуется лишь упорядочить приток китайской рабочей силы в рамках совместно выработанной и осуществляемой миграционной политики. В долгосрочном плане в двусторонних отношениях будет возрастать роль демографического фактора.

В Японию Россия поставляет товары с низкой добавленной стоимостью – круглый лес, первичный алюминий, морепродукты, уголь, нефть, газ, а покупает в основном машины и оборудование потребительского и производственного назначения.

Японские компании заинтересованы в строительстве трубопроводов, по которым они получали бы российские энергоносители, в участии в разработке месторождений нефти, газа и угля, других видов природного сырья. Они могли бы помочь в создании новых железнодорожных сетей в России и модернизации морских портов на Дальнем Востоке.

Японию привлекает потенциально емкий российский рынок. Ведущие японские автомобильные фирмы открыли производство на российской территории. К перспективным направлениям связей можно отнести освоение космоса, информационные технологии, медицину, охрану окружающей среды.

Расширяются внешнеэкономические связи России с Республикой Корея. Российский экспорт в РК представлен в основном металлургической продукцией, энергоносителями и другими сырьевыми товарами. Главная проблема заключается в транспортном обеспечении поставок энергоносителей.

Основными статьями южнокорейского экспорта в РФ являются автомобили и бытовая электроника. Южнокорейские корпорации одними из первых стали развивать в России собственное производство, в частности автомобилей и бытовой техники, а также хотели бы участвовать в разработке месторождений углеводородов на территории РФ.

Однако в отношениях со странами АТР сполна проявляются все те недостатки, которые характеризуют участие России в международном разделении труда в целом: специализация на вывозе сырья и энергоресурсов, неспособность предложит современную конкурентоспособную продукцию гражданского назначения, слабый уровень взаимопроникновения капитала, производственной и научно-технической кооперации. Иностранные предприятия, действующие на российской территории, представляют собой сборочные производства с чрезвычайно низкой степенью локализации.

Наши рекомендации