Правовое государство и гражданское общество – основа современной политической системы Российской Федерации
Сегодня исторически сложилось два различных подхода отношения человека и государства:
1. Либеральный.
Указывает, что государство должно быть минимизировано, его вмешательство в общественные отношения граждан должно заключаться в установлении единых правил поведения, государству недопустимо вливаться в их отношения регулирования. Государство – «ночной сторож», обеспечивающий должный порядок, с помощью институтов власти. Но граждане, при таком подходе рассматриваются, как буржуа, главная цель жизни которых – самосохранение и защита собственности. Как эта собственность появилась, какие источники этой собственности для государства значения быть не должно; такой подход позволяет неправедно, несправедливо присваивать чужой продукт, считает нормальным условием эксплуатацию со стороны капитала и минимальными угнетения со стороны власти.
Такой подход, к отношению государства и человека, предусматривает обязательное наличие единства власти и правового начала. Их лозунг: «Власть должна ограничиваться правом, капитал – властью». Этот порядок именуется капитализмом. Это приводит к сращиванию власти и капитала, при господстве капитала над властью.
Идеалом является рыночная экономика, предусматривающая недопущение монополизации рынков капитала и власти, постоянную борьбу интересов партии власти, партии капитала и партии трудящихся. Идеал выразил Джон Локк: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». «Власть – право требовать подчинения».
Определение свободы сделано с субъективной стороны, а философская основа состоит в том, что сформулировал И. Кант: « Не делай другим то, чего не хочешь, чтоб делали тебе».
Человек всегда рассматривается, как средство, но провозглашается свободным «от», а не свободным «для». Такой подход основан полностью на греческой философии: неравенстве, лукавстве, фальши, цинизме, обмане и иных пороков. М. Аврелий сформулировал такое определение: «Там где порок по нраву, там нравы извращены». Там нравственность спит, а порок торжествует. В таком обществе справедливость – это призрак и фантом, а требование справедливости – фикция и утопия.
2. Консервативный.
Он предусматривает необходимость наличие государства, признаёт, что государство – это зло, но необходимое зло. В случае отсутствия такового наступит анархия и хаос. Такой подход определяет человека как «неразумное дитя», над которым необходим опекун, наставник, чтобы учить народ уму – разуму.
Философская концепция такого подхода заключается в том, что человеку нельзя сразу давать свободу, его нужно научить быть свободным, что свобода отравляет, делает общество неуправляемым. Певцом такого подхода явился Макс Вебер, изложивший принцип рациональной бюрократии:
1) принцип иерархии (неравенства);
2) принцип вассалитета;
3) принцип индивидуально ответственности.
Макс Вебер подчеркнул, что достаточно нарушить этот принцип, вся система может рухнуть.
Второй подход – это феодальный абсолютизм или подход тоталитарной номенклатуры. Несмотря на то, что установился позднее, он более реакционный, чем либеральный, так как приводит к застою и стагнации общества. Именно такому подходу необходимы дополнения в лице якобы противоборствующих партий, а на самом деле поддерживающих, всячески, режим власти.
Гражданское общество, правовое общество – этому режиму «поперёк горла», ибо они уничтожают его основы.
Обе системы хорошо известны и дополняют друг друга, заставляют человека и общество жить в постоянном страхе и боязнью между ссылой многоголовой бюрократии и харибдой свободного рынка, сотрясаемыми кризисами.
Существует три подхода, известных более 3 тыс. лет. Этот подход формировался постепенно и не сразу. Такой подход преследовался, из-за него гибли люди, устраивались массовые репрессии, уничтожались народы. Этот подход называется гуманизм. В этом подходе, человек является целью, а не средством. Необходимо раскрыть природу человека. Он отвергает властную парадигму, требует уважения человека, его достоинства. Подход гуманизма, в котором свобода рассматривается, как объективно-необходимая, только при таком подходе возможно воплощение в человеке его истинной человеческой природы.
Становлению гуманизма всячески препятствовали, превращали идеалы в утопии, считая, что достичь этих идеалов невозможно, как бы человечество не старалось. Но при этом прежнюю систему не давали повергнуть сомнению.
Для поддержания такого порядка нужна новая система образования и воспитания, которое разделяет общество на элиту и остальных.
Сегодня такое общество уже сформировалось и носит название «элитаризм». Это общество уже для человека, общество свободных, но не равных и не честных. В этом обществе заложены основы жизни, позволяющие человеку быть счастливым, быть творцом, созидателем, но ещё не стать им. Ибо невозможно быть счастливым, быть достойным, унижая других. Это общество создаёт условия, чтобы воплотить принципы действительного гуманизма: свободное развитие каждого является свободой развития всех; свобода – осознанная необходимость; от каждого по способностям, каждому по потребности. Все три принципа возможно к установлению, при признании всех людей равными и свободными. Для такого общества необходимыми предпосылками являются правовое государство, гражданское общество, а их единство образует политическую систему, в которой право и правосудие составляют ядро. В этой системе нравственность является основой справедливости, справедливость – основой права, право – основой закона и на основном законе Конституции находится государство, именуемое правовым.
В Конституции РФ воплощена именно такая политическая система, что и отражено в её приамбале:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединённые общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принимая Конституцию на референдуме, 12 декабря 1993 года, народ Российской Федерации фактически заключил общественный договор, который принял обязанности и права, который возложил права институту правового государства, предоставя ему правовые полномочия, издавать акты на всей территории Российской Федерации, указав, что высшей ценностью для правового государства является человек, его права и свободы, которые действуют, закреплены договором, определяют смысл, содержание законов, а также деятельность всех органов власти и должны быть обеспечены действенной системой правосудия.
Для того, чтобы сформировать такую государственную систему необходим особый государственный механизм, построенный на новых принципах, использующий новые методы управления, которые предусматривают уважение положения граждан, как равных и свободных личностей. Со своей стороны граждане должны уважительно относиться друг к другу, что выражается в соблюдение прав и свобод их и соблюдать законы, издаваемые по их поручению или с их метода представительными и законодательными органами власти и подписываемые Президентом, как гарантом соблюдения Конституции.
Федеративное устройство предусматривает возможность в соответствии с Конституцией статьи 72 по вопросам, отнесенным к совместному ведению издавать законы на уровне субъектов Российской Федерации, если эти вопросы не урегулированы на уровне Российской Федерации.
Уважение к закону и есть уважение к государству, а соблюдение закона – проявление уважения. В Российской Федерации воплощен принцип общего запрета для государства, для граждан – общего дозволения. В связи с чем законодательство, регулирующее отношение государства и человека в любой сфере, должно быть ясным и четким. Содержание закона должно исходить из статьи 2 «Признание прав и свобод граждан», а действие органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии со статьей 18 должны определять смысл, содержание и примечание законов этими органами, исполнение законов в соответствии с этой статьей обеспечивается правосудием. Именно такой подход и наличие системы правосудия нуждается в создание институтов гражданского общества.
Для устойчивого, стабильного функционирования системы правового государства необходимо развитое гражданское общество, в котором каждый знает свой публичный интерес – как должное уважение его прав и свобод со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В таком обществе гражданин не просит, а требует такого уважения, в том числе через суд, требует восстановления и соблюдения справедливости, как недопущения вреда его чести, в том числе имущественным. Именно для этого в Российской Федерации создан специальный институт « общественная палата » федеральным законом на право создания таких палат на уровне субъекта и муниципальном образование.
Общественная палата избирается из 3 частей, всего в ней 126 человек, из них 42 человека – гражданина, не состоящих в партии, предоставляются Президентом. Они уже избирают из представителей общественных объединений, не являющихся партиями, еще 42 члена на уровне Российской Федерации и уже 84 члена выбирают из общественных организаций и муниципальных образований остальных. Палата избирает совет палаты и председателя палаты. Все члены палаты работают на постоянной основе, финансирование палаты осуществляется за счет средств администрации Президента, и фиксируются как отдельная статья расхода в бюджете. Таким образом, обеспечивается финансовая независимость общественной палаты от органов законодательной и исполнительной власти, что способствует беспристрастному и справедливому рассмотрению проблем, возникающих во всех сферах жизни человека и общества.
Общественная палата не является органом власти, не издает законодательных нормативно – правовых актов, но:
a) дает заключение по всем федеральным законам так или иначе затрагивающих права и свободу человека.
b) проводит антикоррупционную экспертизу наряду с антикоррупционным комитетом.
В случае установления коррупций законе любой член палаты в праве на прямую обратиться к Президентом. У членов совета палаты есть прямая связь с Президентом.
Палата обеспечивает Президента всей необходимой информацией о состояние всех дел в гражданском обществе. Имеет рычаги воздействия на власть любого уровня. Способствует соблюдению конституционных гарантий человека и гражданина.
Рекомендации общественной палаты обязательны к рассмотрению и по ним должно быть принято мотивированное решение.
С учетом вышесказанного, говорят о системе государственного устройства и форме правления Российской Федерации, можно сделать вывод, что положение статьи 1 Конституции РФ полностью соответствует конституционным принципам демократического государства, что и дало право Д.А. Медведеву сказать, что Российская Федерация является современным демократическим государством. Демократия в России установилась. Однако это не может удовлетворить полностью, так как не до конца раскрыт потенциал государства.
Для раскрытия потенциала необходимо:
1) формирование независимой судебной системы, системы правосудия, опирающейся на систему права, а не систему законов.
2) необходим справедливый суд: честное и непредвзятое судейство.
Несменяемость судей должна быть воплощена в законе, но у лица – Президента, назначаемого судей, должно быть право отстранение их от должностей, в противном случае существует опасность превращения судейского общества в закрытую касту. Воплощение в действительность форм непосредственной демократии, развития ее институтов, особенно на уровне муниципальных образований.