Гражданское общество и государство – основа политической системы

Введение

ВЛАСТЬ

ПОЛИТИКА

ЭТИКА/ИДЕОЛОГИЯ

ПРАВО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

МОРАЛЬ/МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Власть – возможность требовать подчинения.

«Власть – право требовать подчинения» (Дж. Локк).

В первом случае власть присваивалась с согласия или не согласия других. во втором случае право наделялось только согласием.

Право – возможность требовать должного, отдавая каждому своё, не терпя и не чиня вреда.

Справедливость – соглашение между людьми о том, чтоб не чинить вреда и не терпеть вреда. Закон, не соблюдающий этих условий, не имеет природы справедливости.

Мораль (нравственность) – один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием и т.д.

Предписание права суть таковым: честно жить – другим не вредить, каждому своё отдавать.

Справедливость – Aeguitas.

Решение обустроить систему управления в обществе равных, честных людей они решили путём позиционирования на право как публичное начало в праве и частное начало в праве, объединив их в одно право граждан.

Право публичное уважает положение (статус) гражданина всех и каждого.

Право частное – к пользе каждого.

Именно эту систему управления они назвали республикой.

Пентаграмма «Схема истинного познания»

Вещь/предмет Образ/идея Идеат - научный предмет Идеал - осознанный предмет Дух - энергия/синергия - познание, ведение
Цель/польза (utilita) Средства (instrumentia)/про-цесс Способ - механизм/процедура, стандарт Метод/техника (operatio) Принцип/основные положения
Слово/термин (характер, характеристика) Понятие/свойства Категория/признак Феноме (явление)/ ноомен (бытие) Концепт/этимон
Форма/структу-ра (конструкция) Содержание Сущность/субстанция Смысл Квинт эссенция - пятая сущность
Ум - ноус Рацио - разум Рассудок (интелект=разум+интуиция) Мышление (cogito) - знание, сознание Мудрость - ведение

На ряду определения концептуальным существует определение, данное правовой наукой – юриспруденцией – наукой об изучении права.

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в соответствии с устоями социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сфер жизни человека и общества.

       
    Гражданское общество и государство – основа политической системы - student2.ru
  Гражданское общество и государство – основа политической системы - student2.ru
 

Гражданское общество и государство – основа политической системы - student2.ru

Гражданское общество и государство – основа политической системы - student2.ru

Гражданское общество и государство – основа политической системы - student2.ru



Политико-правовая – это и есть государственная система управления, это и есть государство.

Право занимается обеспечением реализации политики. Политика неразрывно связана с нравственным или порочным устройством общества. А право опирается на свой дух. Безнравственная политика всегда скрывается, её способы, средства и методы передаются в тайне, система управления, система межноменклатурных связей запутано, закодировано, является тайной «за семью печатями», выдаётся за общее благо, давая возможность лицам, стоящим у власти (политической элите) безнаказанно эксплуатировать и угнетать. Такая политика не совместима с понятием справедливости, такой политике и не нужно право, ей нужно право как фикция.

Нравственной политике нужны совсем другие методы, которые должны быть признаны обществом. Такой политике нужна открытость, свобода, такая политика не для избранных, а для всех и для каждого. Такой политике не нужны тайны, но необходимо инновационное и эффективное государство, как система управления. Такая политика нуждается в новом праве, в котором немыслимо отсутствие справедливости.

«Там где порок по праву, там нравы извращены, там нравственность спит, там невозможно достичь истины и справедливости» (Сенека).

Раскрывая содержание и сущность определения права нужно ответить на его составляющие вопросы:

1) система;

2) норма и правовая норма;

3) формальность и определённость;

4) общественное отношение;

5) обеспечиваемость государством.

Определение системы можно дать с трёх сторон. В любой системе есть три составляющие: элементы, структура и функции или связи. Существующий на сегодняшний день научный подход опирается на структурно-функциональное определение системы или элементарно-функциональное. Оба подхода опираются на концептуальную парадигму Ньютона, допуская некое влияние теории относительности, именно такой подход они называют системным.

Согласно теории системы, разработанной Спартаком Никаноровым, главным является не функции, а взаимосвязи элементов, которые образуют структуру. Согласно его подходу можно дать следующее определение: система – структурированные связи элементов.

Система включает в себя подсистемы и входит в надсистему. Она может быть в стабильном или нестабильном состоянии.

Норма – это правила, каноны, догмы, но одновременно это и мера, и пропорция. Эта мера всегда едина, т.е имеет два противоположных начала и их связь.

Любые нормы подразделяются на технические и социальные. Исходя из понятия «норма меры» они могут быть количественными и качественными. Особым видом нормы является пропорция, соотношение, как качественная норма, именуемая гармонией, красотой, благом. Любое слово, поступок, действие вызывает эмоциональное состояние – отклик души. Взаимосвязь слов, фразы, предложения, также воздействуют на эмоциональнее состояние, но дополнительно возбуждает и побуждает человека мыслить. Любая норма всегда мыслима как стандарт или процедура.

Социальная норма – это регулятор общественных отношений.

Техническая норма – это способ и средство решения технических проблем.

Регулирование с помощью социальных норм, в том числе правовых, осуществляется путём:

1) запрета;

2) дозволения;

3) предписания.

Именно этот набор именуется механизмом правового регулирования. Механизм правового регулирования предусматривает два принципа: принцип общего дозволения и принцип общего запрета.

Принцип общего дозволения – всё что не запрещено, разрешено.

Принцип общего запрета – всё что разрешено, запрещено.

Используя эти принципы, не формируя их в основном законе, Конституции, а только в науке права, закладывая их в основу, при правотворчестве можно построить тираническое тоталитарно-тираническое государство, также демократическое правовое государство.

Механизм правового регулирования на основе указанных принципов для установления полномочий органов государственной власти определяется как запрет или предписание.

Для регулирования отношений между гражданами и государством в части прав граждан должны регулироваться дозволениями или запретами.

Механизм предписания раскрывается следующим образом: только так и не иначе. Указанный механизм позволяет ограничить возможность органов государственной власти, должностных лиц действовать по своему усмотрению. Именно такой подход обеспечивает уничтожение, замену отношения частной собственности на власть, порождающих коррупцию, взяточничество, произвол на истинно-правовые отношения, обеспечивающих надлежащие права и свободу человека. Для реализации защиты человека, его собственности, его жизни, общество на протяжение всего своего развития создавало определённые структуры.

Задача человечества заключается в стремление сохранить свой род. Человек, таким образом, ставил целью найти механизм, способы обеспечения этого сохранения.

По мере увеличения населения стал вопрос о разделение функций внутри рода, племени, союза. Одновременно с развитием религии, обращения человека к осознанию добра и зла, а также появление излишков продукта, общество разделилось на: воинов, жрецов и вождей (мудрецов, судей). На сегодняшний день государство в той или иной мере повторяет это деление.

С древних времён, в системе управления выделяется функция суда для достижения мира в племени, необходимо было выработать некие правила – нормы поведения. Первыми из них стали табу (запреты), вторые – обвязывания, родившиеся из отношений связывания (на охоте, во время боевых действий, при разделе добычи) и только последним, для избранных, стали зарождаться привилегии. Именно привилегии в последствие стали одной из частей рождения власти. Другой составляющей привилегии стало возможно применение насилия или угроза применения насилия. Именно с возникновением власти связано возникновение первых государств.

Главным оружием власти была, есть и остаётся тайна - скрытые знания и умения манипулировать людьми. Именно этому служил особый язык, терминология, обряды и ритуалы, носящий сакральный, божественный характер, которому допускались только избранные, те которые по мнению властителей не могли причинить системе вреда. Именно это послужило делению на касты, классы, при этом у каждой был свой кастовый или классовый интерес. У вождей стремление обеспечить мирный переход власти к своим наследникам. У воинов – обеспечить своё существование за счёт войн как при нападении, так и при защите. У жрецов – обеспечить своё существование и поддержку системы вождей и воинов с целью угнетения, подавления и эксплуатации использования народа. Именно жрецы в последствии дали рождение системе управления, исполнительной власти, бюрократии. В результате развития этих отношений стали складываться организации, системы, которые получили название «государство».

Государство характеризуется двумя признаками: форма государственного устройства (форма правления) и политический режим.

Форма государственного устройства: монархия, республика и империя.

Политические режимы: автократия, автореторизм, демократия, охлократия, теократия, олигархия, деспотия, тирания.

На сегодняшний день существуют и действуют:

1) монархии ограниченные (Англия, Дания, Испания);

2) республика:

а) парламентские;

б) президентские;

в) смешанная (Россия).

Все государства используют принцип разделения властей, обоснованный Ш. Монтескье.

Власть: законодательная, исполнительная, судебная.

В парламентской республике высшим органом власти является парламент (однопалатный или двухпалатный, в зависимости от федеративного или унитарного устройства). Парламент избирает руководителя государства и формирует исполнительный орган.

В президентской республике право формировать исполнительный орган принадлежит президенту.

В смешанной республике высшим органом законодательной власти является федеральное собрание, главой государства, гарантом соблюдении Конституции является президент.

Глава государства утверждает состав правительства, может выразить недоверие к президенту и отстранить его от правления, но и президент может распустить федеральное собрание. Президент назначает (по его представлению) силовых министров (министр обороны, руководитель ФСБ, министр Внутренних дел, министр ЧС) и их заместителей. Президент предлагает кандидатуру генерального прокурора и назначает на должность всех судей РФ.

Право-научная дисциплина.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование отношений, в соответствии с устоями духовно-нравственных, социально-экономических, политических сфер общественной жизни человека.

Таким образом содержание права раскрывается в его системности, формальной определённости, общеобязательности, гарантированности, обеспеченности.

Главным отличием от других социальных норм является то, что оно утверждается и подтверждается путём издания специальных актов, содержащих правовые нормы:

ü федеральные законы;

ü законы субъектов;

ü нормативно-правовые акты;

ü нормативные акты;

ü правовые акты, в том числе судебные решения.

Все указанные акты имеют один и тот же источник их общеобязательности подтверждение от имени государственной власти: законодательного, исполнительного или органа правосудия – суда. Никакие другие органы, нормы права издавать не могут.

Особым субъектом, не относящимся к органам власти, но уполномоченным издавать нормы права – органы местного самоуправления, муниципального образования.

Систематизация норм права предусматривает их объединения по: отраслям, подотраслям, институтам, разделам, главам, статьям.

Формирование правовой нормы возникает с момента осознания необходимости в регулировании определённых общественных отношений. Такое осознание прежде всего возникает у научного сообщества, у практиков юристов, у управляющих органов власти.

Немаловажным фактором является гражданское общество и политические партии.

Указанные органы формируют запрос на необходимость разработки правовых норм и правовых актов.

После принятия нормативно-правового акта определяется круг отношений, которые он регулирует. Уже на этом уровне возникает система. Любой нормативно-правовой акт уже системен, в нем как минимум есть статьи, указывающие на предмет правового регулирования и связывающие механизмы правового регулирования, включая методы, способы и средства, принципы правового регулирования.

Обыденное мышление на уровне любого человека, гражданина разумного, способного понять право и руководствоваться им в своей деятельности, то что называется правопониманием. Для большинства граждан этого вполне достаточно, поэтому общий подход государства и общество связывает такое понимание со знанием. Отсюда и принцип: «Незнание закона не освобождает от ответственности!»

Вторым этапом инкорпорации нормативно-правовые акты начинают объединяться (инкорпорироваться). Целью инкорпорации считается объединение по предмету правового регулирования (по отношениям). Инкорпорация способствует изучению, обобщению права, но еще не определяет четкие отраслевые признаки. Здесь схожесть еще не видна, но предчувствуема.

Следующим шагом систематизации является классификация, где начинается процесс появления единого метода, связанным с предметом регулирования. Начинает формироваться отрасль права. Одновременно идут 2 процесса:

· практический

· научный

Последний способ систематизации - кодификация, формируется отрасль права. В ней четко выделяется предмет правового регулирования, предмет, принципы, способы, механизм правового регулирования.

Издание кодекса завершает процесс систематизации, формирование отрасли права. Появляется научная дисциплина и учебная.

Кодексы характерны следующими особенностями:

1) Своды законов, имеющие общие положения, которые так и называются «общая часть» или «основные положения» и часть особенная, в которых одновременно конкретизируются основные положения с учетом конкретных обстоятельств, видов отношений, видов объектов и субъектов отношений.

Такой подход человеку, желающему знать право, позволяет быстро ориентироваться в кодексах, закона, поскольку знание закона – это не запоминание его наизусть, а умение его применить в конкретных необходимых случаях.

2) Формальная определенность понимается как установление пределов, границ внешних, как структуры и содержание внутреннего (внутри конституции).

Любая правовая норма с этой точки зрения всегда содержится в правовом акте – это и есть ее внешнее проявление. Одновременно она имеет внутреннюю конституцию:

Гипотеза – предположение

Диспозиция – положение, расположение

Санкция – ответственность

Выражается: если…, то …, иначе…!

3) Общая обязанность вытекает из единства публичного и частного начала в праве. Она реализуется через легальность, законность и легитимность (признание).

4) Понятие обеспеченность имеет огромное значение для жизни права. Право превращается в функцию, если не обеспечена. Исходя из внешней и внутренней формальности, обеспеченность имеет внутренние и внешне признаки.

Норма любая, особенно социальная и правовая, это не застывшая конструкция, а живой организм. Если норма не применятся, не реализуется длительное время – она отмирает. Ее реализация связана с функцией. Исходя из этого мы разделяем нормы на:

ü Запрещающие (никак иначе)

ü Предписывающие (только так, никак иначе)

ü Дозволяющие (так или иначе)

Норма права – это мера возможного и должного. Пока она находится в нормативно-правовом акте, она как бы «спит», но как только люди вступают в правоотношения, норма «просыпается» и приходит в динамическое равновесие. Как только одно лицо исполняет обязанность, весы изменяются и другое лицо в праве требовать права, для установления баланса интересов.

Для того, чтобы норма права могла выполнять свою внешнюю функцию она должна быть способна этому внутренне. В ней должен быть потенциал, который реализуется во внешней функции.

Норма права должна быть ясна, точна, не двусмысленно выражать внешнюю функцию.

Главная задача государства при обеспечении нового права - создать такие условия, при которых гражданин в максимально-возможной степени может действовать по своей воле и своим интересам, но не нарушая интересов других, а органы государства могли действовать только в законных интересах граждан, обеспечивающих их свободу, для чего органы власти должны быть лишены возможности действовать по своему усмотрению и в своих интересах, они должны реализовать волю государства и органов местного самоуправления, в соответствии с предписаниями закона.

Право и правоприменение.

Экономика

Организация:

Ø форма / структура

Ø деятельность / структурирование

Технология

С точки зрения применения право является социальным регулятором.

С точки зрения объекта регулирования право выполняет определенную функцию, функционирует. Именно с точки зрения функции мы говорим о действии права, о правовом поле, о правовом механизме – механизме правового регулирования.

На ряду с этим существует понятие «реализация права» - воплощение правовой нормы в действительность.

Само по себе функционирование права не говорит о его реализации и нельзя судить о эффективности и неэффективности права.

Реализация права всегда связана с правовым поведением, тогда как функционирование права может быть вызвано правовым и внеправовым поведением.

Реализация права – достижение некого идеала на уровне сознания, осознания, признания – легитимности.

С реализацией права, в отличие от правоприменения связано понятие правосознание, правовой культуры, поскольку право в отличие от власти не приемлет принуждения, а только понуждение, как единство прав и обязанностей при автономии (свободного волеизъявления), реализация права тяготеет к правой культуре.

Начиная с позиции нигилизма – отрицание права, отождествленного законом, основанном на произволе, связанным со страхом боязни принуждения, насилия.

Человечество перешло к иной стадии, именуя комформизм, считая что право – зло, но наименьшее зло по сравнению с беспорядком, анархией.

Третий этап – положительное правосознание, когда наличие права осознанно как необходимое благо, но это благо связано с определенными интересами человека, группы, класса, клана и общие интересы, осознаваемые как единые, только для всех (интересы большинства).

Правоприменение при всех трех этапах развития правосознания имело свои особенности:

На первом этапе большинство норм носило запретительный характер.

На втором этапе большинство норм носило обязывающий предписывающий характер.

На третьем этапе большинство норм носило дозволительно-разрешительный характер.

Однако исходя из интересов большинства, выдаваемых за интересы групп, классов, фактически устанавливался режим, в котором реализовывался принцип для граждан – общего запрета, для государства – общего дозволения. Предпосылкой к этому было разделение на государственное и частное.

На сегодняшний день мы постепенно от уровня правосознания переходим к правовой культуре, когда право рассматривается нами как зло или благо в интересах кого-либо или только в интересах собственных, личных, связанных с удовлетворением наших потребностей, но мы рассматриваем право как механизм, способный обеспечить одновременно уважение и достоинство нашей личности, создать справедливое устройство общества, обеспечить права и свободу. Мы рассматриваем право как социо-культурный феномен, начиная осознавать его истинную культуру, нет природосвободы и природоравенства.

Применение права с этой точки зрения принимает свои особенные черты, проявляя не столько букву, форму, содержание, сколько дух и смысл. Изучение права на этой стадии необходимо насущно переводить из сферы разума в сферу рассуждения и мышления. Познание права, его природы возможно только обладая мудростью ведения. Таким образом правоприменение неразрывно связано с правоведением, правознанием. А знание права означает как умение применить нормы права в конкретных случаях защищая свои права и свободу, отстаивая справедливость.

Реализация права связана с правосознанием, правовой культурой и правоприменением, в их правовом единстве, объединенных субъектом, применяющим право.

Sanctio – возмещение

Sanatio – лечение, выздоровление

Sacrales – святость

Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, переводимой как ответственность. Между тем в латыни sanction переводится как возмещение и на ряду с ним правосудие осуществлялось на основе трех принципов: sanction, sanatio, sacrales, как триедином принципе начала правосудия.

Лиц, которые осуществляли правосудие, именовали жрецами. Это название означало одновременно мудрый, подобный Сократу, имело связь с греческой философией, поэтому основа правосудия, его природа одновременно носила и духовный (мифологический, языческий) и философский характер.

«По праву нас именуют жрецами, ибо наша задача служить благу и справедливости.

Правосудие – есть искусство добра и справедливости!»

Правоприменение начинает процесс реализации права, осуществляется на всех стадиях реализации и заканчивается только после реализации права, т.е воплощения его в действительность, что связано с таким понятием как эффективность, действенность права и правовых норм.

Эффективность – применение гипотезы и диспозиции нормы права и в случае нарушения прав и свобод, применение санкции, ответственности с учетом требований разумности и справедливости.

Правонарушение.

Правонарушение связано с применением права. Правонарушение всегда связано с выходом за пределы нормы права, которое выражается в неисполнении или несоблюдении правовых требований.

Правонарушение – это общественно-вредное, противоправное, виновное действие или бездействие дееспособного субъекта, влекущее юридическую правовую ответственность (санкцию).

Любое правонарушение имеет признаки.

1. Прежде всего правонарушение – это всегда деяние людей либо в индивидуальной форме, либо в коллективной как юридического лица или органа гос.власти или местного самоуправления. Как правонарушение не могут характеризоваться мысли, мотивы, убеждения, если они не были воплощены в действия – реализованы, при этом под деянием понимается как активное действие, так и пассивное бездействие.

2. Это деяние всегда противоправное, т.е. противоречит нормам права, правовым запретам, правовым предписанием, пределом правовых дозволений.

3. Правонарушение общественно вредное деяние, т.е. оно наносит вред признанным в обществе ценностям, тем самым посягает на установленный правопорядок, а высшей ценностью является человек.

4. Правонарушение – виновное деяние, т.е. осуществляется под воздействием сознания и воли человека, как полностью дееспособного лица – субъекта.

Все 4 признака и влекут наличие пятого - юридическую ответственность (санкцию), ибо государство и общество не может быть равнодушно к такому роду деяний. Правонарушители привлекаются от имени и по поручению государства, его органов, специально на это уполномоченных государством, к ответственности – наказанию, включающему возмещение вреда и восстановление справедливости, кары – собственного наказания.

Виды правонарушений.

Совершаемые правонарушения неоднородные по своему характеру, по степени общественной опасности и юридическому правовому оформлению их можно объединить в 2 группы: - преступления

- проступки, среди которых выделяются деликты.

Преступление – наиболее общественно-опасное деяние. Все эти деяния, их классификация закреплены в Уголовном Кодексе РФ. Для преступлений характерен принцип: «Нет преступления без указаний в законе!». Преступление признается общественно-опасным, противоправным, виновным и наказуемым деянием, в соответствии с УК РФ.

Проступки – представляют меньшую общественную опасность, подразделяются на:

§ Административные

§ Гражданско-правовые (деликты)

§ Дисциплинарные

Самые разнообразные из них административные проступки. Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое кодексом РФ или законами субъектов РФ «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность.

Особым видом административных правонарушений являются налоговые правонарушения, в которых на ряду с административными санкциями, штрафами применяются имущественные санкции: взыскание налога, неуплаченного в бюджет за определенный срок, и взыскание пени за просрочку уплаты налога.

Гражданско-правовой проступок – деликт – это нарушение правовых предписаний, норм гражданского права в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Законодательство не дает четкой дефиниции (определения) гражданско-правового деликта, его проявления разнообразны.

Деликты могут быть договорного характера в связи с невыполнением условий, в связи с причинением вреда личности или имуществу субъекта гражданских правовых отношений.

Дисциплинарный проступок – связан исключительно с деятельностью в рамках трудовых отношений, при нарушении работником правил внутренне-трудового порядка, служебной дисциплины, невыполнение должностных обязанностей. Например: опоздание на работу, прогул и другие, закрепленные в трудовом кодексе, а также в локальных актах конкретного работодателя.

В юридической практике имеет место еще один вид правонарушений – издание противоправных актов. Имеет место, когда правоприменительный и правотворческий орган создает правовые акты, противоречащие закону. Наиболее частой санкцией является решение вышестоящего органа или суда об отмене таких актов и взыскание причиненными этими актами ущерба, вреда, или возврата незаконно-взысканного имущества.

На ряду с правонарушениями выделяется еще 2 вида противоправного поведения:

a) объективно-противоправное деяние не связанное с наличием вины.

b) злоупотребление права, когда право употребляется исключительно во вред.

Вина – обязательный признак преступления административного проступка и определенных делитных отношений. Вина неразрывно связана с такой правовой категорией, как состав правонарушения, включая в себя: субъекта правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный – преступник).

Субъектом может быть как индивид, так и организация.

Объект правонарушения – то отношение, чему правонарушением нанесен вред, к таковым относится жизнь, здоровье, общественный порядок.

Объективная сторона – внешне-выраженное деяние, его последствия, включая степень опасности, вредности.

Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е его вина, которая характеризуется мотивом и целью.

Мотив всегда связан с образом, идеей, потребностью, желанием или необходимостью должным. Любые события в правовой сфере происходят в силу возможного (желаемого) или должного, включая действие и бездействие.

Правовая наука признает 2 формы вины, связанные с волевым отношением к деянию:

1. умысел (умышленная вина)

2. неосторожность (неосторожная вина)

В свою очередь умысел делится на прямой и косвенный, а неосторожность делится на небрежность и халатность.

Умысел всегда связан с четкой формулировкой цели, за которой скрывается мотив. Умысел характеризуется активным действием или пассивным бездействием, неразрывно связан с понятием воли, волевой поступок.

Различием прямого и косвенного умысла являются последствия.

Прямой умысел – лицо, осознает противоправность совершаемого деяния, осознает последствия этого деяния и желает их наступления – воля активна.

Косвенный умысел – лицо осознает, что совершает преступление, осознает наступление последствий, не желает их, но сознательно допускает – воля актива частично, только на совершение деяния, а не на последствия.

Неосторожная форма вины:

Ø халатность – лицо не осознает противоправных действий, но осознает возможность наступления последствий и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

Ø небрежность – лицо не осознает совершения противоправных деяний, не осознает возможности последствий, хотя в силу своего уровня развития должно было и могло было их предотвратить.

Гражданское общество и государство – основа политической системы.

Политическая система – это устройство жизни современного общества. Слово политика зародилось в Древней Греции и неразрывно связано с понятием демократии. «Полис» в переводе – город, а политика – механизм управления городом. Древние полисы именовались городами-государствами, поскольку в них была организована система управления, необходимая и достаточная для обеспечения условий жизни жителей городов, учета интересов, но с учетом классового деления и неравенства (иерархии). Именно в Греции появилось слово «политика», как искусство согласовывать и отстаивать, реализовывать различные интересы правящих групп, именующихся партиями (часть).

Управляли таким городом-государством с помощью законов.

Закон – обязательный нормативный акт, издаваемый высшим органом законодательной власти, принимаемый большинством жителей (свободных граждан) на специальных собраниях, а в последствии собранием представителей, которых выдвигали по квотам (количество мест от определенной группы). Квоты определялись неравно, непропорционально. Большинство мест занимали представители жрецов (законники), воинов, демиургов (мудрецы), которых потом было меньшинство. Таким образом борьба шла между этими тремя партиями, которые пытались с помощью ораторского мастерства, инструментов софистики, подлога фактов, выпячивания достижения и скрытия недостатков привлечь на свою сторону большинство людей. Именно таких людей, умеющих и знающих каким образом привлечь на свою сторону, именовали политиками. Тогда и появилось понятие «политический интерес», подчас расходившийся с истинным интересом большинства, тем более с насущной потребностью каждого человека.

В вышеуказанных условиях закон был выражением воли высших правящих групп, а государство – институтом власти. Для такого государства необходимо было иметь эффективную управленческую систему, построенную на единоналичие, бюрократии и вооруженной силе, используемой как для защиты внутри полиса (полицией), так и защиты от внешних врагов (армией).

Наиболее удобными системами управления были: монархия и военная демократия.

Одним из видов военной демократии стало спартанское царство, государство Троя. Своеобразное царство (зародилось в междуречье Китая, т.е. пришла с Востока и называлась деспотией, от слова «деспот» - властитель), где верховная власть передавалась по наследству или в порядке избрания всеми представителями.

Именно под влиянием внешних угроз города-государства начали объединяться, выстраивая систему коллективной безопасности, совместно формировать армию и флот, от семейно-родовой формы организации городов стали переходить к государственной форме управления, в которой были возложены на властителя обязанности по обеспечению безопасности всего населения определенной территории. Стали появляться союзы городов, имеющие общую систему управления. Именно такая форма на сегодняшний день и существует в современных государствах (США). Внутри государства устанавливались единые законы, но по ограниченному кругу вопросов. Вполне естественно, что если было разделение на классы, страты, по противоположным интересам, по сумме доходов, в таком обществе и не могло быть равенства и справедливости, которая обязательным образом предусматривает отсутствие вреда для каждого человека (Эпикур) и рассматривалась как уравнительная, распределительная, принципом которой был: «Отнять и поделить». В соответствии с такой политикой формировались законы, которым должны были подчиняться все граждане (политика – власть – закон – политика). Для обоснования такого устройства общества необходимо было и особое мировоззрение, убеждающее всех и каждого, что иной порядок невозможен и обосновать это, вводя систему доказательств. Именно 2 эти фактора:

1) политика – искусство необходимого

2) различия интересов

породили систему философии – идеологии, главной задачей которой является обоснование:

ü свободы для избранных

ü наличие привилегий

ü неравенство людей от рождения.

Главным связующим этой триады является обоснование неравенства. И здесь греки применили выдающийся подход «Подмена понятий, искажая содержание, путем изменения предпосылок!» Такая система мировоззрения, обосновывающая систему политики, насилия, этики, идеологи, существует и до сих пор. Именуется она государственной властью, политической властью, партийной властью, властными элитами, бюрократией, охлократией и другими подобными словами. Система всячески обосновывает необходимость ее для общества, говоря об эффективной бюрократии, эффективной власти и управлении.

Такое мировоззрение право всегда рассматривает как принуждение, навязанное свыше законом от имени власти. Единственной целью в этой системе является борьба за власть ради власти, действующей в интересах групп партий.

Гражданское общество.

Понятие «гражданское общество» сформировалось в 17 веке в Англии и особое значение приобрело в конце 18 века – начале 19 века в связи с изданием в 1804 году Гражданского кодекса Наполеона. Фактически, хотя кодекс и назывался гражданским, по своей сути он стал горожанским (буржуазным), что неудивительно, т.к. единое римское право было разорвано на части, от частного начала была отторгнута его основа, его дух, его смысл, а именно публичное начало. При переводе на французский манер она была переведена как «дело народа», подменив слово публика, скрыв, что слово публикум – это исключительно правовое понятие, у которого четкие и ясные критерии. Таким образом публичное начало права стало выдаваться за публичный интерес, который стал выдаваться за государственный интерес, а право разделили на публичное и частное.

Гражданский кодекс и гражданское право, на сегодняшний день, наиболее разработанная норма права, наряду с уголовной отраслью и административной отраслью. Именно эти три отрасли права больше всего претерпели изменений в связи с развитием экономических отношений . В процессе развития, общество переходило от регрессивно-административных мер, использующих нормы запреты и предписания к гражданским правовым нормам дозволений, обязывний.

Путь от дикости, через варварство в цивилизацию различные страны прошли за разные периоды времени. На сегодняшний день цивилизационный подход, понятие «цивилизация» неотъемлемы от понятия от понятия «гражданское общество» и «правовое государство». Однако, ещё существуют пережитки, когда гражданское общество отождествляется с экономическим обществом, где доминируют полит-экономические категории (товар, стоимость, продукт, производство), всё упирается в удовлетворение материальных ценностей.

Между тем, гражданское общество не отрицает материальные потребности. Вместе с тем, на первое место ставит удовлетворение духовных и культурных потребностей. В центр ставит культурную, всесторонне развитую личность, отвечающую за состояние того общества, в котором эта личность живёт и действует. Именно такие личности, мы именует гражданами, в отличие от подданных. Объединение таких личностей и формирует гражданское общество. Граждане выражают свою волю активно, участвуют в политической жизни, не только через партии, но и через различные институты гражданского общества, в том числе через:

ü общественную палату РФ;

ü общественные организации и объединения;

ü некоммерческие организации;

ü активное участие на блогах руководителей государства.

Формы гражданской активности не ограничены. Именно гражданскому обществу, как ядру политической системы необходимо новое государство.

Правовое государство является как раз механизмом для эффективной реализации власти народа – демократии: «Во имя народа и от имени народа» (Конституция США). Для реализации власти необходимы органы власти, то есть системы, структуры способные, действуя в интересах всех и каждого, уважая положения граждан, регулировать, с помощью политико-правовых механизмов, общественные отношения.

В правовом государстве предусмотрено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Но особенность правового государства заключена в том, что не власть определяет что и как регулировать, а право. И в случае возникновения конфликтом между органами власти, между человеком и органами власти единственным возможным разрешением конфликта является система органов правосудия.

Законодательная власть.

Законодательная власть представляет из себя систему органов законодательной (представительной) власти местного самоуправления. Правовое государство требует установления иерархии нормативно-правовых актов. Высшим законом, имеющим непосредственное влияние на РФ, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года на Всероссийском референдуме. Никакие законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречит Конституции РФ. Следующими по уровню являются федеральные законы. Указанные нормативно-правовые акты принимаются органами государственной власти.

Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное собрание – высший законодательный орган и единственный, только он может принимать федеральные законы, но они подписываются президентом (гарант Конституции).

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, согласовываются или утверждаются Советом Федерации (в необходимых случаях) и подписываются президентом. Весь процесс, начиная от внесения проекта Федерального закона в Государственную Думу и до его подписания, именуется законотворческим процессом. От законотворчества следует отличать правотворчество, который включает в себя законотворческий процесс, но этим не ограничивается. Правотворчество существует двух видов:

1) правотворчество законодательных и нормативных правовых актов;

2) правотворчество при правоприменение – в судебном процессе.

Единственным органом, которому разрешено творить нормы права в судебном процессе является конституционный суд, который осуществляет это право в толкование Конституции или уточнение норм Федеральных законов. Общий порядок правотворческого процесса начинается с разработки концепции. Разработка концепции очень важный первый шаг. Любая концепция проекта Федерального закона или иного нормативно-правового акта разрабатывается на основе научной теории и учитывает практику общественных отношений и применение ранее действующего законодательства.

Необходимость принятия Федерального закона:

1) топора на теорию;

2) учёт практики;

3) обоснование необходимости.

Концепции разрабатываются научными институтами, академиями, то есть научным сообществом. Затем она передаётся президенту или в правительство – высший орган исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией, субъектами с законодательной инициативой является:

— президент РФ;

— депутаты Государственной Думы;

— члены Совета Федерации, а также Высший арбитражный суд РФ, верховный суд РФ, конституционный суд РФ, судьи конституционного суда, генеральный прокурор РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ – по вопросам, отнесённым к их компетенции.

На основание представленной концепции, в которой указывается цель, средства, способы и механизмы, используемые в указанной концепции, подготавливается проект Федерального закона или иного нормативно-правового акта.

В необходимых случаях, проект выносится на всеобщее обсуждение, до внесение в Государственную Думу. Проект может быть, а некоторые должны быть, направлены в общественную палату, которая даёт заключение по проекту. Для подготовки проекта могут быть привлечены учёные, любые граждане, обладающие знаниями и соответствующей квалификацией, обладающие законодательной техникой.

Исполнительный орган.

Высшим исполнительным органом является правительство РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, решение которого принимается большинством членов правительства. Формы, порядок издания, структура правительства и иные вопросы закреплены в Федеральном конституционном законе «О правительстве РФ». Правительство РФ избирается – назначается Государственной Думой, а руководители силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС) вносятся президентом на утверждение. Указанные министры и руководители служб могут быть, по решению президента, выведены из своих должностей и заменены (для этого не требуется роспуск правительства), все остальные министры, входящие в правительство, могут быть заменены путём роспуска правительства. Не следует путать роспуск правительства с новым избранием президента.

Правительство возглавляет и ведёт заседание – председатель правительства (премьер-министр). В РФ, в соответствии с Федеральным законом, для подготовки и внесения правительства, документов, согласование наиболее проблемных позиций и ситуаций создан Президиум правительства, куда входят:

ª министры по направлениям :

§ министр финансов;

§ министр здравоохранения и социального развития;

§ министр экономики и торговли;

§ министр промышленности и предпринимательства;

ª силовые структуры.

На заседании приглашается генеральный прокурор и представитель конституционного суда.

В правительство, для принятия решений, все предложения вносятся через президиум. Именно президиуму поручается исполнять и реализовывать поручения президента.

Президент РФ является высшим должностным лицом РФ, главой государства. В соответствии с Конституцией, он является гарантом соблюдения прав и свобод человека, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Представляет РФ внутри страны и международных отношениях, для чего надел ён правами подписи всех документов, издаваемых от имени РФ и правом подписи международных договоров и соглашений от имени РФ.

Наши рекомендации