Гражданское общество и правовое государство. Будучи орудием политической власти, средством властвования в пределах всего общества, государство не совпадает с ним

Будучи орудием политической власти, средством властвования в пределах всего общества, государство не совпадает с ним, выделено из общества в виде специального аппарата, специфического института (публичный характер государства). Поэтому в рамках человеческого общества можно различать его политическую часть – государство и оставшуюся часть (экономическая, социальная идеологическая системы, отдельные элементы политической системы). Указанные компоненты могут взаимодействовать по-разному.

Возможен и другой характер отношений между государством и обществом. Определяющим в этих отношениях является общество. Государство же призвано обеспечить организованность и нормальное функционирование последнего, осуществить интересы его членов. Такое общество носит название гражданского, а соответствующее ему государство – правового.

Термин «гражданское общество» употребляется в «Политике» Аристотеля, «Диалогах» Цицерона, в работах Т. Гоббса и Дж. Локка, Г. Гегеля, К. Маркса и других мыслителей.

Гражданское общество – это свободное демократическое, ориентированное на конкретного человека общество, создающее атмосферу доверия и миролюбия, глубокого уважения к правовым законам, традициям, нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия, органично вырабатывающее механизмы ограничения деятельности государства и контроля за ней.

Совместимы ли формы гражданского общества с сущностными чертами российской цивилизации, органичны ли для нее эти формы?

В целом на протяжении всего своего исторического пути Россия развивалась по «европейскому» типу. Но она представляет собой более мягкий, «уживчивый», менее агрессивный и в то же время несколько замедленный по отношению к Западу вариант этого типа. Россию сближает с остальной Европой спонтанный генезис капитализма в недрах феодального общества. Это же отделяет ее от Востока, куда капитализм пришел вместе с европейскими колонизаторами.

Важным показателем стабильности государства является степень развития гражданского общества. Оно может быть более или менее продвинутым, его может не быть вообще, но чем более развито гражданское общество, тем больше гарантий благополучия его членов. Гражданское общество может существовать в государстве с преобладанием как капиталистических, так и социалистических черт. Сам термин пришел к нам с Запада. Надо признать однако, что без воплощения в России принципов гражданского общества страну будет постоянно лихорадить. Гражданское общество – это каркас, на котором держится правопорядок и законность.

За годы перестройки и радикальных экономических преобразований формирование гражданского общества прошло несколько этапов. На первом этапе – этапе гласности и либерализации коммунистического режима, чтобы как-то сдвинуть монолит коммунистической системы, проводящее сверху реформы руководство КПСС разрешило создание неформальных организаций: клубов, групп по интересам и т.п. некоторые из них имели явную политическую направленность.

Но реальному оформлению в качестве социально-профессиональных интересов и их переносу в сферу политики и оформлению массовых политических партий, выражающих различные социальные, национальные, профессиональные, региональные и иные интересы, мешал тотальный контроль государства над собственностью.

Отмечая специфические лексические трудности проблематики гражданского общества, М. Ильин пишет: «Само по себе выражение «гражданское общество» в его латинском (societas civilis) и греческом (koinonia politike) вариантах существует с незапамятных времен и связано с фигурой гражданина (civis, polites). Совокупность таких граждан как раз и образует гражданское общество, которое противостоит как деспотии, так и сообществам варваров. Само его возникновение связано, таким образом, с появлением гражданина как самостоятельного и политического актера, обладающего определенными правами и наделенного обязанностями.[91]

Гражданское общество предполагает наличие у него комплекса существенных признаков: Гражданское общество – общество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником, обладающим средствами для нормального существования, обеспечивающими ему свободу для творческой или предпринимательской деятельности. В социальном плане свобода означает возможность самостоятельной самоорганизации индивида. Он может иметь или не иметь семью, самостоятельно выбирать национальность и иную социальную общность, к которой он хочет принадлежать.

В политической сфере свобода означает независимость личности от государства, возможность быть членом любой политической партии или движения, участвовать в избрании государственных органов или отказаться от участия в выборах. Только такое высокоорганизованное общество и может выработать нужную ему политику, сформировать эффективный механизм государства и обеспечить контроль за его деятельностью.

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813) и И. Х. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Р. фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие

К концу ХХ столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения некоторых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно утверждающие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН.

Основы либерального миропонимания, прообраз концепции Отстаивая реформаторский путь развития России, утверждение модели парламентской монархии, Чичерин выступал против революции и против конституций, созданных революционным путем. Реформаторство было, по его мнению, лучшим средством для предлагаемой им политики «либеральных мер и сильной власти».

Правовое государство – основанная на праве организация политической власти, обслуживающая интересы гражданского общества, обеспечивающая его функционирование и развитие. Правовое государство – особый уровень развития государственности, которой присущи определенные особенности, признаки, не свойственные государству тоталитарному, не являющемуся правовым:

1. Господство (верховенство) права: именно право, отражающее уровень свободы общества, интересы и потребности отдельного человека, является основой и базой деятельности правового государства.

2. Широкие права и свободы личности: они закрепляются в Конституции и обеспечиваются системой экономических, политических и социальных гарантий. Реальность этих прав и свобод обеспечивается и тем, что никакие органы, в том числе и государство, не могут их ограничить, за исключением случаев, когда это необходимо в целях защиты интересов общества и других лиц.

3. Связанность самого государства правом: нормы права (несмотря на то, что они издаются государством) в равной степени обязательны для исполнения органами государства.

4. Правовой характер взаимоотношений государства и личности: поведение личности, ее взаимоотношения с государственной властью осуществляются только на основании правовых актов.

5. Правовая защищенность гражданина: высокая роль правосудия в разрешении любых споров и противоречий. Все споры между гражданами, гражданами и властью разрешаются судом, как наиболее демократическим и справедливым органом правосудия.

Взаимосвязь демократии и гражданского общества отмечает и Ю.Г. Ершов, когда соглашается с идеей, что «гражданское общество есть нечто более высокое, чем просто человеческое общество, коль скоро оно состоит из людей, чье правосознание поднимается до необходимости признать и воплотить в жизнь естественные и неотъемлемые права человека и гражданина. Степень воплощения в жизнь прав человека может служить критерием соответствия данной государственно-правовой системы потребностям гражданского общества и определения её в качестве демократической и правовой».[92]

Выступая на II Общероссийском гражданском форуме, Президент РФ Д. Медведев отмечал, что «Россия, без преувеличения, – это страна правового нигилизма. Таким уровнем пренебрежения к праву не может «похвастаться» ни одна европейская страна. Между тем правовым государством может быть только такое, в котором хорошо знают и уважают законы своей страны, а уровень правового сознания людей настолько высок, что позволяет эффективно контролировать действия чиновников. … В том числе проявляется и в форме коррупции в органах власти. Коррупции, которая имеет сегодня огромные масштабы и борьба с которой должна превратиться в национальную программу. Если мы хотим стать цивилизованным государством, нам нужно, прежде всего, стать государством правовым».[93]

Исторически государственность прошла в своем развитии ряд этапов. К. Маркс определил их как конкретно-исторические типы государства и права. В основу их классификации Маркс положил способ производства, на основе которого формировалась государственно-правовая надстройка. На различных этапах исторического развития существовали рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический способы производства и соответствующие им рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства. Маркс полагал, что социалистическое государство, базирующееся на общественной форме собственности, будет высшим, последним историческим типом государства, которое с развитием общественных отношений, исчезновением классовых различий отомрет, будет ненужным

Однако тенденции развития общества и государства не дают оснований для такого вывода. Исторический опыт показывает, что роль государства в регулировании общественных отношений не снижается, а, напротив, возрастает. Государство, оставаясь организацией публичной, отделенной от общества власти, не противопоставляется ему, а все больше зависит от общества, обеспечивая его потребности и интересы. Такое государство и является правовым. В современных условиях государства в различной степени приблизились к правовому государству как идеалу государственности. На путь построения правовой государственности встала и Россия, в Конституции которой закреплено, что она – «демократическое правовое государство». Конечно, до формирования правового государства нам еще далеко, но сам факт конституционного закрепления этой задачи показывает, что наше государство встало на путь цивилизованного развития в рамках общей тенденции государственно-правового строительства.

Наши рекомендации