I. выбор темы и написание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………4

I .ВЫБОР ТЕМЫ И НАПИСАНИЕ РАБОТЫ……………………………………………....5

1.1. Выбор темы…………………………………………………………………………..5

1.2. Составление плана работы …………………………………………………………...6

1.3. Составление списка литературы…………………………………………………….6

1.4. Изложение текста…………………………………………………………………....7

II СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …………………………………………………10

2.1. Основные элементы структуры дипломной работы……………………………….10

2.2. Содержание элементов структуры работы ………………………………………....10

III ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….14

3.1. Процедура допуска работы к защите……………………………………………….14

3.2. Критерии оценки дипломной работы………………………………………………15

IV ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ……………………...17

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….22

7
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Форма выпускной квалификационной работы для квалификации «дипломированный специалист» установлена, согласно Приказу Минобразования № 1155 от 25 марта 2003 г., это дипломная работа (проект). (См. приложение 1)

Дипломная работа представляет собой самостоятельную законченную научную работу, сочетающую теоретическое освещение вопросов выбранной темы, анализ нормативно-правовых документов, а также практические исследование практики.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования РФ 17 марта 2000 г., предусмотрел требования к итоговой государственной аттестации менеджеров по специальности «Государственное и муниципальное управление», в том числе требования к выпускной квалификационной работе в форме дипломной работы. Согласно Государственному стандарту выпускная квалификационная работа менеджера по специальности «Государственное и муниципальное управление» выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области управления. Выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.

Таким образом, выпускная квалификационная работа в форме дипломной работы должна:

- быть актуальной, т.е. соответствовать современному состоянию общества и решаемым задачам;

-носить научно-исследовательский характер в области государственного и муниципального управления;

-содержать анализ нормативно-правовой базы, регулирующей выбранную сферу исследования;

- использовать мировую практику и накопленный международный опыт;

-представлять самостоятельное исследование проблемы в области государственного и муниципального управления, на основе чего необходимо сделать выводы и разработать соответствующие предложения;

Выполненная дипломной работы и ее защита в Государственной аттестационной комиссии (далее ГАК) являются проверкой подготовки специалиста к самостоятельной практической деятельности по избранной специальности, его способности самостоятельно анализировать сложившееся состояние дел и разрабатывать необходимые предложения по совершенствованию ситуации.

I. ВЫБОР ТЕМЫ И НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Выбор темы

Выбор темы имеет исключительно важное значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы необходимо учитывать длительность занятий избранной областью знаний (в т.ч. написание курсовых работ, рефератов), предыдущий «задел» в научном исследовании, результаты прохождения практики, наличие своих творческих идей, опыт выступлений в научных кружках или на конференциях, знание иностранных языков и т. п.

Выбрать тему помогут следующие приемы:

- ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике;

- ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, т. к. на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения;

- беседы и консультации со специалистами-практиками (в ходе прохождения практики), в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в теоретическом плане и требующие своего практического решения;

- просмотр каталогов защищенных дипломных работ в библиотеке ПетрГУ;

- и т.п.

Примерный перечень тем дипломных работ или направления предлагаются выпускающей кафедрой. (См. приложение 2).

Выбрав тему, необходимо уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы. После этого необходимо составить рабочий план.

1.2. Составление плана работы

Рабочий план начинается с разработки темы, т. е. замысла предполагаемого дипломного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена лишь гипотеза, что позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу. Первоначально рабочий план дает характеристику предмета исследования в основных чертах и в дальнейшем уточняется.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя «эскизно» представить исследуемую проблему в различных вариантах. Систематически включая в план все новые и новые данные, его можно довести до окончательной структурно - фактологической схемы дипломной работы.

Изложение текста

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

Фразеология дипломной прозы также весьма специфична. Она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как привести результаты, как показали результаты анализа, на основании анализа полученных данных, резюмируя сказанное, отсюда следует, что и т. п.), с другой стороны, обозначать определенные понятия, являющиеся, по сути дела, терминами (такие, например, как государственное право и т. п.). Особенностью языка дипломной работы является отсутствие экспрессии.

Дипломная работа характеризуется строгой логической последовательностью, в связи с этим отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Поэтому для текста дипломной работы, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги в течение, в соответствии с., в результате, в отличие от..., наряду с., в связи с... ит. п.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения - основная ее стилевая черта, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте дипломных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения мате­риала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Стиль дипломной речи - это безличный монолог в повествовательной форме. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, т. к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Поэтому не употребляются формы первого и второго лица местоимений единственного числа. Авторское «Я» как бы отступает на второй план.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте дипломной работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелатель­ную тональность.

Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением.

Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением автора придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов во фразе.

Краткость - необходимое и обязательное качество дипломной речи, более всего определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести до сути дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста дипломной работы.

Содержание элементов структуры работы

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам, на котором помещается следующая информация:

- наименование ведомства, наименование ВУЗа, факультета, кафедры;

- название работы;

- фамилия, имя и отчество студента, специальность, номер группы;

- фамилия и инициалы, ученая степень и звание научного руководителя;

- название города и год написания работы.

Номер страницы на титульном листе не указывается.

Образец оформления титульного листа приведен в приложении 3.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки (это главы и параграфы) дипломной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т. е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой номер, как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена. Оглавление это вторая страница дипломного текста на котором также не проставляется номер. Образец оформления оглавления приведен в Приложении 4.

Во введении к дипломной работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель исследования и содержание поставленных задач, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, краткий обзор привлеченных источников литературы, разработанность данной темы в научной литературе. Также возможно отражение и других моментов исследования, например, краткое изложение структуры работы и т.п.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Дипломная работа является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность обуславливает цель исследования, которая должна корреспондировать с названием работы.

Раскрывая цель дипломного исследования, указывают на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (исследовать..., определить..., установить..., выявить... и т. п.).

Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения дипломной работы является указание на методы исследования, которые служат инструментом в поиске фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Для оценки состояния разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство дипломника со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, а потому перечень работ, их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Поскольку дипломная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по ее вопросам, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно дипломнику из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме дипломной работы, должны быть названы и критически оценены. Во введении также указывается на базе какой организации выполняется практическая часть работы.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В конце вводной части желательно раскрыть структуру дипломной работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение дипломника сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Как правило, содержание основной части включает в себя теоретическое осмысление рассматриваемой проблемы и изложение, анализ эмпирического материала, который аргументировано подтверждает или опровергает теоретические положения. Обычно вначале излагается теория, исследование нормативно-правовой базы, а затем практика. Содержание основной части обязательно делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы. Главы и параграфы должны быть соразмерны друг другу. Каждая глава и параграф обязательно имеют свое название. Названия должны быть краткими, четкими, стилистически грамотно сформулированными, отражать суть рассматриваемой проблемы. Заголовки глав и параграфов дипломной работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не рекомендуется включать в заголовок слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка, а также слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера, сокращенные слова и аббревиатуры.

Заголовок не должен содержать лишних слов, однако и чрезмерная его краткость нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова, т. к. по ним сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

Встречается и другая крайность, когда автор дипломной работы хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие.

Параграф не может быть менее 6-7 страниц, поскольку в этом случае автору не удается избежать поверхностного, описательного, тезисного характера излагаемого материала. Излишняя дробность плана, желание охватить большой круг проблем также может привести к поверхностному изложению материала. Как правило, дипломная работа включает 2-3 главы, в каждой главе 2-4 параграфа.

Дипломная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется - «заключение». Как и всякое заключение, эта часть исследования выполняет роль концовки, обусловленной логикой его проведения и имеющей форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отношению к исходному знанию и выносится на обсуждение и оценку ГАК в процессе публичной защиты дипломной работы.

Выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме (если это присутствует в работе), а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения дипломного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна (если таковая имеется), теоретическая значимость и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные результаты получены, какие встают новые научные и практические задачи в связи с проведением дипломного исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня дипломной работы, а также показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора.

Заключение должно включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично дипломником.

После заключения принято помещать список использованных источников и литературы. Этот список составляет одну из существенных частей дипломной работы и показывает самостоятельную творческую работу дипломника.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, помещают в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т. п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения оформляются как продолжение дипломного исследования на последних его страницах.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Оформление – одна из важнейших стадий работы над дипломом. Существуют универсальные требования к оформлению письменной работы, свойственные академическому миру в целом. Необходимыми элементами научной работы выступают грамотность изложения, литературный слог, аккуратность выполнения, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала.

Тщательно отредактированный и вычитанный текст работы необходимо правильно оформить в соответствии со следующими требованиями:

1.Дипломная работа выполняется на стандартных листах формата А4 (210×297), которые сшиваются любым способом слева и помещаются в обложку (папку). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.

2. Объем работы 60-70 страниц, отпечатанный:

- шрифтом Times New Roman Cyrilling;

- кегль - 14пт;

- межстрочный интервал -1.5;

- текст печатается в текстовом редакторе Microsoft Word;

- абзац (красная строка) - 1.25 см;

- табуляция – 1.25 см;

- количество символов в одной строке 60-64;

- на одной странице должно быть не более 30 строк;

- поля и отступы: левое поле 30 мм, правое поле 15 мм, верхнее и нижнее поля по 25 мм;

- позиционирование номера страницы на листе осуществляется от центра вверху, страницы нумеруются арабскими цифрами.

Оформлять границы полей в виде рамок не допускается.

Возможно написание текста дипломной работы от руки на стандартных листах для машинописи. В этом случае текст должен быть выполнен разборчивым, аккуратным почерком.

3. Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер на нем не проставляется, то же самое касается и второй страницы, на которой располагается «Оглавление» работы. В «Оглавлении» напротив соответствующих разделов (глав и параграфов) в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.

4. «Приложения» нумеруются по порядку арабскими цифрами без знака № (сквозная нумерация), т.е. включаются в общее количество страниц текста. В объем же дипломная работа приложения не считаются. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами печатается слово «Приложение» (См. приложение 7).

Приложения как элемент работы оформляются на последних страницах и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте работы, данных в круглых скобках. Например, (Приложение 3). Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет содержательный заголовок, напечатанный посередине страницы прописными буквами. В случае необходимости текст приложений разбивается на разделы, подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения в соответствии с общими требованиями. Если приложение размещается на нескольких страницах, то на каждой последующей странице в верхнем правом углу делается пометка «Продолжение Приложения 1». Все приложения должны иметь обязательно сноски.

При использовании в качестве приложения документа, имеющего самостоятельное значение, его вкладывают в работу в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер.

5. Сноски (ссылки) в тексте могут быть как постраничными, которые располагаются под текстом на той же странице с отделением от него небольшой горизонтальной линией (подстрочные сноски), так и сквозной внутри текста (затекстовые сноски). В последнем случае они должны корреспондировать со списком литературы, приведенном в конце работы. Например, сноска типа [6, с.45] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 6 и на текст, размещенный в нем на 45 странице. Если в работе приводится не цитата, а просто автор ссылается на заимствованную идею, то в этом случае указывается только источник без указания страницы, например, [6]. В случае необходимости ссылки на несколько источников, в квадратных скобках через запятую указываются все заимствованные источники, например, [6, 10, 12] (См. приложение 8).

Подстрочные сноски печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают выше текста строки. Их нумерация осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой станицы. На каждой последующей странице нумерацию ссылок начинают с первой. (См.приложение 8).

7. Все виды графических материалов: схемы, графики, диаграммы и т.п., называются в тексте рисунками (сокращенно – рис.). Весь графический материал должен быть пронумерован и иметь свое название, которое указывается под каждым из них. Нумерация осуществляется арабскими цифрами и состоит из двух цифр, разделяемых точкой. Первая цифра означает номер главы, вторая номер материала в главе по порядку. (См. приложение 9). Как правило, на графический материал делаются сноски.

8. Формулы также должны быть пронумерованы. Нумерация осуществляется числами в скобках, в той же строке, справа от самой формулы. Она также состоит из двух цифр. Все переменные, неизвестные, константы и т.п., приведенные в формулах, должны быть единожды объяснены и расшифрованы.

9. Таблицы имеют свою нумерацию. Номер (арабскими цифрами) указывается вверху справа после слова «Таблица», без значка № перед цифрой и точки после нее, затем над таблицей по центру располагается ее название. Точка в конце заголовка не ставится. Например: Таблица 2.4 (глава 2, таблица 4).

На все таблицы должны быть ссылки. В случае, если таблица разработана самим автором – это указывается в сноске. При переносе таблицы на следующую страницу «шапку» таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение Таблицы (номер)». Если «шапка» громоздкая, то ее можно не повторять. В этом случае необходимо пронумеровать столбцы и перенести их нумерацию на следующую страницу. (См. приложение 10).

10. Оформление списка литературы (См. приложение 11). В списке должно быть не менее 50 источников. Структура расположения, списка следующая:

А. Нормативно-правовые акты. Располагаются в следующем порядке: международные правовые акты; федеральные нормативно-правовые акты (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, постановления палат ФС РФ, кодексы, федеральные законы, указы президента, постановления правительства, акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб, государственных комитетов, инспекций и т.д.);региональные нормативно-правовые акты (Конституция РК, постановления ЗС РК, законы РК, указы Главы РК, постановления Правительства РК); акты органов исполнительной власти РК (министерств, государственных комитетов и т.д.), акты органов местного самоуправления (уставы, решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.д.); внутриорганизационные нормативные акты и документы.

Нормативно-правовые акты одного вида располагаются в алфавите названий.

Б. Источники (архивные документы, статистические сборники, данные социологических исследований, программы политических партий и общественных движений, мемуары, письма, переписка и т.д.). Источники располагаются по видам документов, внутри – в порядке алфавита.

В. Научная и учебная литература по теме (учебные пособия, монографии, статьи из журналов, статьи из сборников, авторефераты диссертаций). Расположение документов в порядке алфавита.

! Статьи и книги располагаются в едином алфавитном ряду.

Г. Справочные издания (энциклопедии, словари, справочники). Расположение документов – в порядке алфавита.

Д. Литература на иностранных языках. Описание дается на языке оригинала. Расположение документов - в порядке алфавита.

Е. Электронные ресурсы. Расположение документов – в порядке алфавита.

! Нумерация в списке источников и литературы – сквозная

11. Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, названия глав и заключение) печатаются заглавными буквами, выделяются жирным шрифтом полностью и выравниваются по ширине, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными буквами, и располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, не выделяются жирным шрифтом.

Названия глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

12. К фотографиям прибегают, если необходима особая документальность и наглядность изображения.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ПРИКАЗ от 25 марта 2003 года N 1155

Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4135; 2000, N 29, ст.3001, N 33, ст.3348; 2002, N 26, ст.2517) и подпунктом 30 пункта 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 258 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст.1496; N 43, ст.4239; 2002, N 6, ст.579, N 23, ст.2166) приказываю:

1. Утвердить Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

2. Ввести в действие Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений с 1 сентября 2003 года.

3. Считать утратившим силу постановление Госкомвуза России от 25.05.94 N 3, зарегистрированное в Минюсте России 16.06.94 N 600, с 1 сентября 2003 года.

Министр

В.М.Филиппов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

5 мая 2003 года,

регистрационный N 4490

УТВЕРЖДЕНО

приказом Минобразования России

от 25 марта 2003 года N 1155

ПОЛОЖЕНИЕ

об итоговой государственной аттестации выпускников

высших учебных заведений Российской Федерации

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120, N 33, ст. 3348; 2002, N 7, ст. 631, N 12, ст. 1093, N 26, ст. 2517, N 30, ст. 3029) освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (далее именуется — Положение) распространяется на выпускников, обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования.

Для итоговой аттестации выпускников неаккредитованных высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, настоящее Положение является примерным.

Итоговая государственная аттестация выпускников, завершивших обучение в высших учебных заведениях по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, проводится в соответствии с положениями об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

I. Общие положения

1. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

2. Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в аккредитованных высших учебных заведениях (и их филиалах) по всем основным образовательным программам высшего профессионального образо-вания, имеющим государственную аккредитацию.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

3. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

Экстернат в государственных и муниципальных высших учебных заведениях осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации от 14 октября 1997 года N 2033, зарегистрированным в Минюсте России 30.10.97 N 1403.

Приложение 2

Примерная тематика (направления) дипломных работ по специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»

(специализация 080504.65-25 «Региональное управление»)

1. Природа и сущность государственного управления

2. Природа и сущность муниципального управления

3. Государство как субъект управления общественными процессами

4. Система функций, формы и методы государ

Наши рекомендации