Гражданское общество как часть политической системы
Гражданское общество –общественные отношения, направленные на удовлетворение потребностей и интересов личности и социальных групп, объединений.
Структура гражданского общества:
- негос социально-экономические отношения (собственность, труд, предпринимательство);
- общественные объединения;
- политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования;
- негосударственные СМИ;
- семья;
- церковь
Гражданское общество и государство дополняют друг друга. Гражданское общество – связующее звено между индивидом и государственной волей.
Ф-ция ГО
1)Защитная:
-защита частных сфер жизни от жесткой регламентации государства
- обеспечение соблюдение прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
2)Регулирующая:
- формирование общественного самоуправления
- социальный контроль по отношению к своим членам
3)Политическая:
- рычаг в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству (акции протеста или поддержки, независимые СМИ)
- участие в формировании государственных органов (выборы и референдумы).
4)Коммуникативная:
- информирование государства о интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
Понимание ГО:
Либеральная трактовка ГО (Гоббс, Локк). ГО - переход человека от природного к цивилизованному существованию. В основе развития ГО - частная собственность.
Трактовка ГО Гегеля. ГО -совокупность индивидов, удовлетвор с помощью труда свои повседневные потребности. Движущая сила прогресса ГО – гос-во. Гос-во защищ человека, обеспеч справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гос-во первично ГО.
Трактовка ГО Маркса.Гос-во - защита интересов экономически господствующего класса-собственника, обладающего средствами производства. Граждане - имущие классы и социальные группы. ГО - фундамент глобального общества. Возможность преодоления разрыва между ГО и гос-вом - создание нового типа общества - коммунистического общества без государства, где индивидуально-личностное полностью растворятся в коллективном.
Теории политических элит и политическое лидерство
Моска, Парето ("Господствующий класс", "Трактат по общей социологии"). Власть должна находиться в руках меньшинства (господствующего класса, элиты).
Элита -группа, осущ властные функции и влияющую на общество.
Виды элиты:
1.аристократическая (не пополняется людьми вне ее круга) и демократическая (люди из широких масс с качествами полезными для осуществления власти).
2. Львы (опора материальную или религиозную силу, использование насилия при осуществлении господства) и лис (опора на хитрость и искусство манипулирования)
Парето определил элиту по ее врожденным психологическим свойствам.
Структура элиты: малочисленная группа «высшего начальства» ( «сверхэлита» внутри элиты) и «начальники среднего звена».
Контрэлита - люди с элитарными качествами, но не в руководящей группе.
Тенденции развития элиты:
1-стремление представителей элиты сделать свои привилегии наследственными
2-стремление новых сил сменить действ элиту
Если преобладает первая тенденция, то правящий класс становится закрытым, у общества сокращаются способности к развитию, оно стагнирует, рождается недовольство элитой внутри общества. Тогда смена элиты осуществляется с помощью революции.
Если доминирует вторая тенденция (демократическая), то доступ в правящий класс не вызывает затруднений и происходит его быстрое обновление.
Подходы к определение элиты (Моска, Миллс, Дарендорф):
1)структурный. Элита -лица, занимающие формальное положение в органах власти (президент, министры, руководство армии).
2)функциональный. Элита - группы, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие решений.
Политическое лидерство
Подходы к определение лидера:
1) Примитивное общ-во. Существуют интересы целого рода, племени. Функции лидера проявляются слабо. Гл задача: обеспечение выживания общинников. Лидер – герой, наделенный особыми физ качествами и нравств достоинствами.
2) Средневековье. Лидер избран богом, в отличие от простых смертных.
3) Теория лидерства Макиавелли. При осуществлении власти надо ориентироваться на мотивы поведения массы – страх и любовь. Для личной выгоды правителя лучше держать людей в страхе.
Положения теории:
1- власть лидера в поддержке его сторонников
2- подчиненные должны знать, что ожидать от лидера, и понимать, что он ожидает от них
3- лидер должен обладать волей к выживанию
4- правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Кач-ва мудрого лидера: качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство).
4) Теория черт лидера. Лидер - совокупность психологических черт, кот способствуют его выдвижению.
5) Теория ситуационного анализа. Лидер появляется в результате стечения обстоятельств. Лидер облад хотя бы одним превосходящим, кот востребовано сложившимися условиями. Лидер -функция определенной ситуации.
6) Личностно-ситуативная теория.Четыре фактора переменных лидерства:
1. политические убеждения лидера;
2. политический стиль лидера;
3. мотивы лидера;
4. реакция лидера на давление и стресс;
5. обстоятельства, благодаря которым лидер впервые оказался в положении руководителя;
6. предшествующий политический опыт лидера;
7. политический климат, в котором лидер начинал свою политическую карьеру.
Ф-ции лидеров:
1)интеграция:объединение групп на основе базовых ценностей, признанных обществом;
2)ориентация:выработка политического курса, согласно тенденциям прогресса и потребностям населения;
3) выбор инструментов:определение способов решения поставленных перед обществом задач;
4)мобилизация:инициирование необходимых изменений
5)коммуникация: обеспечение политической самоорганизации на основе тесных контактов собщественностью, организациями, группами и слоями;
6) гарант справедливости, законности и порядка
Политические идеологии
Подходы в определении И:
- ПИ определяет направленность политических взглядов.
- Маркс и Энгельс. Идеология не отражает действительность. Это конструирование мнимой модели
Политика и идеология не могут существовать друг без друга. Общие черты идеологии и политики:
- политика и идеология - явления сознания.
- направлены на интеграцию общества. политика осуществляет это через социальные проекты, идеология — через общественные идеалы;
Ф-ции ПИ:
• гносеологическая - создание модели мира и определение места человека в нем;
• аксиологическая - оценка прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей;
• программно-целевая - формулирование цели группы, разработка программы ее достижения;
• футурологическая - моделирование развития своей группы и общества в целом;
• интегрирующая - сплочение людей;
• защитная - конкурентное взаимодействие с другими идеологиями;
• социально-организационная - определение принципов управления жизнью общности.
Уровни функционирования политической идеологии:
• теоретико-концептуальный, в основе формулировка основных положений, раскрывающих ценности определенного этноса, класса, группы, государства;
• программно-политический, социальные принципы и идеалы переводятся в лозунги, программы и требования политических элит, направленных на принятие управленческих решений
• актуализированный, степень освоения гражданами принципов и целей идеологии, которая выражается в их политическом участии.
Основн типы политических идеологий: либерализм, консерватизм и социализм.
Либерализм (Локк, Гоббс, Смит). Священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства.
Условия развития индивида: зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм.
Условия процветания государства: частная собственность; невмешательство государства в экономику.
Неолиберализм.Цель общества - прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономику, принцип разделения властей, многопартийность.
Консерватизм. Общество и государство - результат естественной эволюции. Принципы и установки консерватизма:
1) преклонение перед традициями и историческим прошлым;
2) Власть принадлежит элите
3) государство и правящая элита - воплощение мудрости нации;
4) позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком 5) критическое отношение к совершенствованию человека и общества с помощью политических средств и методов
6)только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют поступать плохо.
Неоконсерватизм. идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.
Социал-демократизм (Бернштейн). Интеграция мыслей различных направлений (марксизма, либерализма). Идеология выраж интересы широких слоев западного общества - рабочих, интеллигенции, предпринимателей.
Социализм- не жесткая социальная конструкция, а процесс постоянного движения к реализации гл ценностей (свобода, справедливость, солидарность). Реализовать их ценности можно лишь при условии укрепления экономической, политической и духовной демократии, Концепция «социального государства»:общественный прогресс может обеспечиваться лишь сотрудничеством предпринимателей и наемных работников и учет интересов друг друга.
Политические режимы
ПР-методы власти, степень политической свободы индивида:
1.Тоталитаризм (Германия, СССР).Основные признаки:
- полный контроль над всеми сферами жизни общества и каждым человеком
- Монополия на средства вооруженной борьбы, насилия. политизация армии, полиции, спецслужб. их использование в политических целях.
- Монополия на власть единой массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером, власть формируется закрыто
- официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и объединяет граждан для построения нового общества
- Монополия партии на СМИ, цензура
- Централизованный контроль экономики
Виды тоталитарного режима:
Правый(итальянский фашизм и германский национал-социализм): рыночная эк-ка, наличие собственности.
Левой (советский коммунистический): распределительная плановая эк-ка, уничтожает рынок.
2.Авторитаризм:
- монополия на власть одной партии или лица
- полный или частичный запрет на деятельность оппозиции, НО беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в полит жизни
- отсутствие возможности ненасильственной смены власти
- активное использование силовых структур для удержания власти
- характер отношений власти и общества – принуждении, НО нет четко разработанной идеологии
Отличие авторитаризма от тоталитаризма: наличие автономных областей (эк,культурная, частная).
Причинами введения авторитаризма:
а) сохранение традиционного типа общества;
б) значительное влияние религиозных норм (ислама, буддизма)
в) экономическая отсталость
г) неразвитость гражданского общества
д) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах
Виды А:
1-Военные режимы - власть принадлежит военным, сильная персонализация власти. Причин захвата
власти военными: кризис политических структур, политическая нестабильность, конфликт по поводу перераспределения власти и ресурсов. Возникают чаще всего в результате государственных переворотов.
2-гражданские диктатуры (единоличная власть гражданского лица)
3-теократические режимы (Иран).
Демократия.
Подходы к определению демократии:
Д - власть народа, осуществляемая в общих интересах. Частные потребности приносят в жертву ради общего интереса.
Д - многообразие интересов и необходимости их выражения (признания прав и свобод человека, автономии отдельной личности).
Признаки:
- признание политических прав и свобод граждан
- гарантии прав и свобод человека
- органа власти, формир на основе свободных выборов
- построение гос власти по принципу разделения властей
- публичность власти
- допускается наличие оппозиции
Теории демократии:
Либеральная теория демократии.Источник власти - народ, выражающий свою волю посредством представителей, которым он делегирует полномочия на определенный срок.
Теория прямой Д. Отрицает принцип представительности. Д прямое правление народа, на собраниях. Решение народа - основа деятельности законодательных и исполнительных органов.
Элитарная теория Д.Общераспространенность закона, конкурирующая политика, наличие политических партий, наличие гражд, политических и социальных прав.