Современные политические теории и политологические школы

Америка

Мерриам, Лассуэлл. Американская демократия - форма политического правления наиболее соотствущ естественной природе человека. Развитие АД должно привести к раскрытию творческих возможностей человека и в конечном итоге - к установлению нового типа политических отношений.

3 типа политиков (Лассуэлл): администратор, агитатор и теоретик.

В реализации власти важную роль играют ценности и их распределение в обществе (зависит от элит).

Моргентау, прагматизм. Во внеш пол-ке гл роль нац интересы: защита территорий, населения и государственных институтов от внешней опасности; развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса.
Теории авторитаризма и тоталитаризма (Бжезинский, Хантингтон, Даль, Моор, Алмонд и Д. Коулмен). Два подхода: анализ тоталитарных стран Европы; применение этих режимов на страны третьего мира:
Теория перехода от авторитаризма к демократии через:

-социальное разнообразие и освобождения от влияния религии.

-динамику власти и реализацию опыта запада.

Элитарные и плюралистские теории политической власти (Миллс)

Американское общество имеет 3 слоя. Верхний слов: властвующая элита (руководители корпораций, политические лидеры, высшие государственные служащие и армейские чины, интеллектуалы). Они принимают главные решения в интересах своей группы, правда, при этом говорят об интересах США.

Европа

Дарендорф - господство и подчинение ведет к конфликтам. Дарендорф считал, что конфликты в обществе представляют собой вполне нормальное, закономерное явление.

Сформулировал различия американского и европейского подхода подхода В Европе конфл трактуеся как мотивационная основа политической жизни.

Дюверже.Власть двулична (Пол-ка - борьба между индивидами и группами за власть, в которой победители пользуются привилегиями в ущерб побежденным и направляют все ресурсы государства на построение социального порядка, выгодного им.

Сартр, Мерло-Понти и Альтюссер (западный марксизм). Предложили новую, отличающ от марксовой, трактовку взаимоотношений человека и природы: господство над природой было достигнуто разделением труда, подчинение природы происходило одновременно с формированием классов, развитие техники только совершенствовало механизм тирании.

Политическая мысль в России

1) Древняя Русь. (Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Иларион «Слово о законе и благодати», Ярослав Мудрый «Русская Правда», «Повесть временных лет»,

Владимир Мономах «Поучение» - княжение идеальная форма правления).

Характер пол-ки: византийское влияние, не было абсолютной власти князя (монархическая, но не абсолютная), ограничена вечем и советом бояр.

Осн вопросы:

- происхождение государства и княжеской династии (обоснование законности Рюриковичей),

- укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон),

- суть великокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной),

- взаимоотношения церкви и государства (государь главенствуют над церковью).

обсуждаются вопросы о началах исторического бытия русского народа и государства, о природе добра и зла в истории.

Московское гос-во

Фелофей Псковский – теологическая концепция

Иван 4 - идея патерналистского правления: только государь знает об истинных нуждах гос-ва, только он вправе заботиться о них.

Курбский – идея сословно-представительной монархии

Характер пол-ки: неограниченная самодержавная власть, теологическое обоснование власти.

3)Период становления империиХарактер: четкий курс на Запад, некоторые политические концепции запада переиначиваются

Феофан Прокопович - использует теорию общественного договора и обосновывает самодержавную власть: в момент совершения договора (обусловленного Божьей волей) народ полностью и навсегда отказывается от своих прав и свобод.

4) С Серед 18 в. складываются классические направления Нового времени — консервативное, либеральное и революционно-демократическое (радикальное).

- Консерватизм в отечественной политической мысли.

Осн признаки:

• необходимости следовать по собственному пути развития, отличному от западного;

• признание незыблемости самодержавной власти в России. Возможность проведения реформ, не затрагивающих форму правления;

• критика парламентаризма (угроза целостности России. представленные в парламенте депутаты будут отстаивать местные интересы, забывая об интересах государства), либерализма и социализма;

• православное мировоззрение

• сохранение общественной иерархии как основы самодержавной власти

• высшая нравственная задача личности — служение общему благу – гос-ву

Победоносцев«Московский сборник». Власть - гарантия общественной стабильности, нравственная сила, объединяющая людей, посредник между сословиями.

- ЛиберализмЕкатериной II, княгиня Дашкова, граф Панин, Витте, Столыпин,

Сперанский«Введение к Уложению государственных законов»: правовое государство, разделение властей, конституционное ограничение самодержавия.

При отсутствии гражданского общества гос власть сама инициировала процесс распространения либеральных ценностей. 2 направления:

Славянофилы —Хомяков, Киреевские, Аксаковы самобытный путь развития России, на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллективизме.

Западники— Грановский, Кавелин, Катков, Чичерин – опыт Европы, идеи правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения власти.

Чичерин «История политических учений».

Государство – союз народа, связанного законом в юридическое целое и управляемого верховной властью, обеспечивает безопасность, определяет и защищает гражданские права и свободы.

Свобода – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода. Частное благо - цель не государства, а гражданского общества.

Соловьев«философии всеединства»–компромисс в спорах славянофилов и западников о путях развития России. Миссия России - духовное объединение христианских стран и способствование созданию вселенского теократического государства.

- Радикализм

Вера в самостоятельность России и ее особый путь развития. Революционное переустройство общества.
Русский анархизм (Бакунин, Кропоткин). Гос-во - зло, мешает естественному существованию людей, их свободе. Вместо государства после социальной

революции - новый строй на идее свободы, равенства, справедливости.

- Марксизм (Плеханов, Ленин, Струве, Булгаков)

Главная задача– критика либералов, доказывание, что страна вступила на путь капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.

В. И. Ленин развил марксистскую теорию (учение об империализме, о диктатуре пролетариата, о путях строительства социализма и коммунизма).

Наши рекомендации