Методы государственного регулирования экономики в России на современном этапе.ИЗ ЛЕКЦИИ
Государственное регулирование- это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого регулируются экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств и инструментов.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это политика макроэкономической стабилизации. Его можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости, стабильного уровня цен и снижения инфляции. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Не менее важной по значимости является налоговое регулирование,которое осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. Одновременно с этим, взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая базасоциальной политики.
Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Такое регулирование способно изменить денежные потоки инакопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнеминфляции.
Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могутбыть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - меньшие.
Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями.
Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий стипендий. Это одно из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством;
Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такоезаконодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.
Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды - меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний поосуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды;
Государственное антимонопольное регулирование направленона ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий монополистов;
Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечение экономической безопасности.
Среди многообразия форм воздействия государства на экономику особое место занимает планирование ипрогнозирование.Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет составную часть управления экономикой. Оно может применяться на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм.
В широком смысле слова Планирование – есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики.
Принципы и сущность всех видов современного планированиязаключаются в том, что каждый субъект хозяйственной деятельности самостоятельно разрабатывает свой план, который не нужно утверждать в вышестоящих органах.
Сущность планирования в рыночной экономике заключается еще и в том, что оно осуществляется преимущественно экономическими методами, основными регуляторами которых являются налоги, таможенная, финансовая и кредитная политики государства.
Определенную роль в части составления и выполнения планов и программ играют правовые и организационно-распорядительные рычаги органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В настоящее время в МО применяется стратегическое и текущее, так называемое индикативное планирование.
Особенности всех видов планирования заключаются в том, что на разных уровнях (местном, региональном и федеральном) они учитывают все факторы территориального развития.
Стратегическое (перспективное) планирование – есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
Перспективные планы отражают долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Как правило, они разрабатываются на срок от 5до 10лет и включают в себя основные концептуальные предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего в цифровых и финансовых показателях.
К примеру, на федеральном и региональном уровне в 2007-2008 годах приняты Стратегии социально-экономического развития России и субъектов РФ до 2020 года. Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, реализация которой позволит создать условия для стабильных темпов экономического роста и повышения качества жизни наших людей.
Индикативное (среднесрочное) планирование - это процесс разработки и реализации прогнозов, программ и бюджета, обеспечивающих управляемость экономических процессов посредством координации действий хозяйствующих субъектов и государства и ориентирование хозяйствующих субъектов на достижение целей социально-экономического развития.
Индикативные, среднесрочные планы формируются как правило региональными органами власти и разрабатываются на срок от 1 до 3 лет. К примеру, в крае у нас уже более 10 лет стало нормой перед рассмотрением проектов бюджетов всех уровней, рассматривать и утверждать индикативный план социально-экономического развития региона, города или района на трехлетний период.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Помимо косвенных экономических методов применяются и административные методы. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, ни и абсолютно необходимо.
Просматривается, по крайней мере, шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.
Необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками.Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо государственное регулирование цен.
Вторая область преимущественно административного регулирования - побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.
Третью область административного регулирования составляют стандарты. Разработка таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы.
Четвертая область - определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.
Пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано является защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.
Шестая и последняя область - реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.
Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.