Схема анализа воспитательного мероприятия
1. Общая характеристика детской группы:
- состав;
- возраст;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.
2. Место и время проведения.
3. Тема, цель, форма проведения.
4. Анализ качества подготовки мероприятия:
- наличие плана;
- определение задач;
- активность детей и педагога;
- участие и заинтересованность родителей и др.
5. Анализ хода мероприятия:
- содержание и воспитательная направленность;
- отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;
- характеристика педагогических средств;
- создание условий для влияния на детей.
6. Выводы, замечания, предложения:
- оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;
- недостатки в ходе подготовки и проведения, пути их устранения;
- пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.
Схема анализа воспитательного дела
1. Актуальность темы.
2. Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития
школьников данного класса.
3 Характеристика подготовительного периода, его основных этапов: степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника; уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке воспитательного дела, способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников; характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения классного руководителя с учениками.
4. Оценка содержания и методики проведения КТД, соответствие
содержания его форме и поставленным воспитательным задачам, оформление на каждом из этапов КТД; общественная, познавательная и эмоциональная направленность КТД.
5. Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность, инициативность, способы дисциплинирования школьников воспитателем.
6. Характер использованной литературы при подготовке КТД.
7. Предложения по совершенствованию методики подготовки и
проведения подобного КТД.
Анализ КТД
1. Фамилия, имя, отчество руководителя КТД.
2. Возраст участников.
3. Дата проведения, место, форма, количество участников.
4. Оптимальный выбор времени, продолжительность с учетом
возраста, использование ТСИ (Технических средств информации)
5. Тема, цели и задачи:
• актуальность
• соответствие возрастным особенностям
• соответствие интересам и уровню воспитанности детей
• формирование у детей педагогически ценных мотивов участия в деле
6. Примерная структура хода мероприятия, содержания основных компонентов:
• создание ситуации готовности
• организационное начало
• содержательность
• оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации.
• степень заинтересованности на протяжении всего КТД
• степень самостоятельности
• организованное завершение
7. Педагогический самоанализ:
• оценить, насколько реализованы планируемые воспитательные задачи
• проектирование последствий КТД
• создание воспитывающих ситуаций
• корректировка воспитательных целей, задач и методов организации КТД в системе воспитательной работы
Рабочие планы на неделюпозволяют вносить коррективы в заранее планируемую работу, отражают ранее принятые решения. Рабочие планы позволяют четко реагировать на изменяющуюся ситуацию. Жестких требований к оформлению рабочих планов на неделю нет, они являются рабочим документом организации.
Личный план- в форме еженедельника, дневника, куда, кроме дружинных, отрядных, общешкольных, районных, городских дел, заносятся все педсоветы, совещания, семинары, курсы повышения квалификации, участие в клубе вожатых. Также заносятся сроки написания отчетов, справок, различных методических работ, личное участие в конкретных мероприятиях, индивидуальная работа с детьми, свои выводы и наблюдения, так называемые "заметки на полях" и др.
Ежедневный рабочий план дняотражает в себе организационные и содержательные решения в течение рабочего дня. Он является документом, позволяющим анализировать эффективность и результативность приемов и способов организации рабочего времени.
Таким образом, сочетание перспективно-календарного ежедневного планирования поможет:
- увидеть сочетаемость идей и их практическую реализацию на практике;
- дает возможность использовать динамизм и изменчивость как отношений, складывающихся между членами организации, так и видов, форм детской инициативы;
- наглядно демонстрирует резервы, возникающие в ходе подготовки того или иного мероприятия, или проблемы, возникающие при этой подготовке;
- позволяет значительно экономить рабочее время;
- дает богатый материал для анализа деятельности организации и самоанализа эффективности труда старшего вожатого.
Примерная схема анализа работы старшего вожатого
Анализ работы старшего вожатого (ФИО) _____________________ за ________ уч.год.
1. Проанализируйте цели и задачи, которые вы поставили перед собой в этом учебном году.
2. Что удалось выполнить, по каким показателям можно об этом судить?
3. Какие задачи не удалось реализовать и по какой причине?
4. Проанализируйте обеспечение образовательного процесса:
- разработаны учебные пособия;
- разработаны и оформлены документы;
- разработаны программы и т.п.
5. Проанализируйте работу с педагогическими кадрами:
- оказана методическая помощь педагогам по разработке конкретных мероприятий;
- проведены консультации (групповые, индивидуальные); и т.п.
6. Разработаны, составлены и систематизированы методические материалы.
7. Проанализируйте работу ДОО и органов ученического самоуправления:
- Какие педагогические меры воздействия сильнее всего влияют на поведение ребят?
- Насколько работоспособен школьный актив?
- Какие проблемы детской жизни в состоянии решить ДОО самостоятельно?
- Какие проблемы развития ОУС и ДОО сопряжены с трудностями, требуют помощи со стороны взрослых?
8. Общая оценка результатов работы по итогам проведенных мероприятий.
9. Каким образом вожатый повышал свою квалификацию в течение учебного года?
10. Выводы и предложения по улучшению деятельности в следующем году.
Приложение № 1.
Требования к оформлению сценария
1. Титульный лист содержит:
- название образовательного учреждения;
- наименование материала;
- возраст детей, на которых ориентирован данный материал;
- ФИО автора;
- место и год написания.
2. Поэтапное описание (изложение основного действия):
- время и место проведения;
- действующие лица;
- оборудование, реквизит;
- оформление;
- содержание.
3. Рекомендации (советы и подсказки о том, как избежать возможных ошибок и лучше справиться с задачей. Рекомендации можно расположить и в тексте, особо выделяя, или после него).
4. Литература, использованная при составлении разработки.
Рецензия
на сценарий праздника_______________________________________________
__________________________________________________________________ разработанный (кем, когда)_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Данный сценарий рассчитан на (возраст, количество участников)____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Цель мероприятия______________________________________________________________________
Форма, используемые методы (целесообразность выбора)
Оформление праздника
Оборудование, целесообразность его использования
Общее впечатление
Сценарий может (не может) быть рекомендованным для дальнейшей работы потому, что...__________________________________________________________________________________
Подпись. Должность Число
Приложение №2
Методическая разработка – это один из видов методической продукции. Отличие методической разработки от сценария в том, что в методической разработке дается полное описание не только мероприятия, но и подробное описание его подготовки.
Структура методической разработки:
1. Титульный лист, на котором указывается:
· полностью название учреждения,
· фамилия, имя, отчество автора,
· название документа,
· название города,
· год разработки.
2. На втором листе указываются цель и задачи мероприятия (образовательные, воспитательные, развивающие).
3. Форма проведения мероприятия.
4. Оформление – перечень плакатов, таблиц, стендов, сцены и прочее.
5. Оборудование – наличие современных технических средств и оборудования, различный реквизит.
6. Схема подготовки мероприятия – разработка сценария, выбор при необходимости оргкомитета, проведение его заседания, составление программы мероприятия, распределение обязанностей между всеми организаторами, распространение афиш, приобретение призов, сувениров и прочее.
7. План проведения мероприятия:
· Вступительная часть
· Основная часть
· Подведение итогов, награждение
8. Ход мероприятия (подробный сценарий)
9. В конце на отдельных листах:
· Список использованной литературы;
· Список дополнительной литературы;
· Советы организаторам.
Приложение № 3
Основные требования к профессии и организации труда
Старшего вожатого
(для всех типов образовательных учреждений)
Основные требования к профессии старшего вожатого разработаны на основе тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ (Приказ Минобразования РФ от 31.08.1995 г. № 463/8268) и являются методическими рекомендациями для руководителей образовательных учреждений, МО старших вожатых, аттестационных комиссий при определении целей, результатов, сущности, специфики, содержания и функций труда вожатого, его должностных обязанностей.
Данный документ используется для:
- составления локальных актов, трудовых договоров при определении функциональных обязанностей старшего вожатого;
- определения уровня профессиональных качеств, достигаемых старшим вожатым в процессе трудовой деятельности по мере накопления опыта, овладения профессиональным мастерством;
- профориентации, отбора, повышения квалификации и аттестации кадров вожатых;
- для планирования работы методических объединений старших вожатых, их самообразования.
Предмет труда старшего вожатого: дети и подростки, коллективы, в которые они объединены (детские общественные объединения).
Цель труда: обеспечение деятельности школьного детского общественного объединения в соответствии с его целями, задачами, функциями и принципами деятельности.
Результат труда:
а) состояние воспитанности членов детских общественных объединений, характеризующееся степенью сформированности идейно - нравственных качеств, согласуемых с общими целями, задачами детских/пионерских объединений, законами пионеров, владение воспитанниками умениями работы в общественном объединении;
б) состояние коллектива школьной детской общественной организации, характеризующееся общественно-полезной направленностью, сплоченностью, активностью, самодеятельностью, творчеством, эффективным воздействием на воспитание членов организации.
Сущность труда:воспитание.
Специфика труда: специфика трудовой деятельности старшего вожатого состоит в том, что цели и результатов труда вожатый достигает только путем организации и всемерного развития общественно-полезной, нравственно направленной самодеятельности воспитанников.
Кадровый статус: вожатый - кадровый работник детского объединения и представитель образования в общественном детском объединении. Как кадровый работник детского общественного объединения, работает над осуществлением уставных целей детского объединения под руководством районных, городских детских организаций, как представитель образования находится в административном подчинении директора школы и решает задачи в интересах органов образования.
Содержание деятельности: реализация задач по гражданскому воспитанию и личностному развитию детей и подростков, их социальному определению, защите прав детей, созданию воспитывающей микросреды.
Функции вожатого:
1. Руководитель школьного детского общественного объединения.
2. Воспитатель членов детского общественного объединения.
3. Организатор деятельности детского общественного объединения.
4. Методист.
Указанные функции проявляются в едином трудовом процессе, взаимопроникают друг в друга. Их сущностью является воспитание, во имя которого осуществляются и руководящая, и организаторская, и методическая деятельность старшего вожатого.
Руководитель: эффективно оценивает работу школьного детского общественного объединения и отдельных его членов или группы ребят, вырабатывает меры по совершенствованию деятельности школьного детского общественного объединения.
Организатор: практически реализует замыслы и намеченные планы работы школьного детского общественного объединения, организует самодеятельность своих воспитанников.
Воспитатель: реализует в своей деятельности основные принципы социальной работы; является носителем идеологии детского движения, наставником, другом и товарищем своих воспитанников.
Методист: передает знания теории и методики работы в детском общественном объединении педагогам школы, отрядным вожатым, обобщает опыт работы и пропагандирует его; разрабатывает методические материалы, последовательно обучает членов детского объединения.
Функциональные обязанности старшего вожатого.
Как руководителя детского общественного объединения:
1) Изучает документы, 3аконы РФ по вопросам защиты прав детей, образования и воспитания молодежи, молодежной политики, документы и материалы по детскому движению. Основы социальной педагогики и психологии ребенка и коллектива; вопросы теории управления, овладевает методами научного изучения личности ребенка и детских коллективов.
2) Изучает коллектив школьного детского общественного объединения; интересы, запросы членов детского общественного объединения; происходящие в среде детей и подростков социальные процессы, специфику социальной среды, в условиях которой действует детское объединение.
3) Исходя из уставных целей и задач областной детской организации, решений слетов, сборов, заседаний руководящих органов, специфики и интересов школы, интересов, запросов детей и подростков, разрабатывает перспективы и конкретные задачи воспитания членовшкольного детского общественного объединения.
4) Обеспечивает планирование (или программирование) работы детского общественного объединения силами самих членов детских организаций.
5) Планирует личную работу.
6) Участвует в планировании работы школы (вносит в план работы школы массовые мероприятия, учебу и методическую помощь членам педагогического коллектива по вопросам детского движения).
7) Подбирает отрядных вожатых, направляет, контролирует и оценивает их деятельность при активном участии молодежных объединений и организаций, действующих в рамках школы.
8) Силами отрядных вожатых и членов детского объединения на основе самодеятельности, демократичности, широкой гласности и добровольности обеспечивает выборы органов детского самоуправления/пионерского актива, направляет их деятельность.
9) Представляет школьное детское объединение в педагогическом совете школы, Советах районных/городских детских организаций, других общественных и государственных учреждениях.
10) Постоянно анализирует эффективность проводимой работы, вырабатывает рекомендации и меры по повышению воспитательного воздействия деятельности коллектива.
11) Готовит информации, отчеты о деятельности детского объединения для администрации школы, районных, городских Советов детских организаций.
12) Постоянно совершенствует свои профессиональные знания, умения, личностные качества путем самообразования и самовоспитания.
13) 3аботится о здоровье и безопасности жизни доверенных ему детей.
14) Ведет необходимую документацию: план работы детского общественного объединения, протоколы общих сборов и слетов, заседаний органов самоуправления и т.д.
Как организатора детского общественного объединения:
1) Через отрядных вожатых, органы самоуправления детского объединения, путем включенности воспитанников в активную деятельность обеспечивает практическое выполнение намеченных планов, разнообразную деятельность объединения.
2) Организует работу группы младших школьников через вожатых, заботится о пополнении состава детского объединения.
3) Стимулирует активную работу детских коллективов и их членов через поощрение, воспитание на положительном примере.
4) Вместе с Советом актива организует работу и отдых с воспитанниками в период каникул.
5) Организует практическое участие в деятельности объединения старшеклассников, родителей и общественности.
6) Обучает отрядных вожатых, выборный актив и организаторов конкретных дел.
7) Информирует и инструктирует родителей, представителей общественности, участвующей в жизни детского объединения.
Как воспитателя в детском общественном объединении:
1) Обеспечивает проведение всей работы на основе самодеятельности, инициативы, творчества пионеров, органов детского самоуправления.
2) Обеспечивает общественно - полезную направленность всех проводимых мероприятий.
3) Обеспечивает проведение разнообразной работы, способствует всестороннему развитию детей и подростков, формирует у них активную гражданскую позицию.
4) Ведет пропагандистскую работу, разъясняет цели, задачи, принципы деятельности детского общественного объединения.
5) Препятствует проникновению в среду детей и подростков антигуманной идеологии, активно выступает против равнодушия, бесчеловечности.
6) Заботится о том, чтобы жизнь детского объединения была яркой, красочной, наполненной романтикой, вызывала заинтересованность и активность воспитанников.
7) Владеет навыками общения с детьми и взрослыми.
Как методиста:
1) Обучает актив детского объединения.
2) Ведет разъяснительную работу среди взрослых и детей - не членов организации.
Профессионально- значимые знания.
Общественно - социальные:
Основные закономерности общественного развития, вопросы общественной жизни страны и мира, права молодежи и детей, закономерности социального формирования личности, основные социальные факторы, участвующие в этом процессе, методы социологических исследований в целях повышения эффективности воспитания.
3нания о предмете труда:
Основные закономерности развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, факторы их удовлетворенности и неудовлетворенности характером, содержанием и условиями их деятельности.
3нания из области детской и возрастной физиологии и психологии:
Физиологические и психологические закономерности развития личности, физиологию и психологию ребенка и подростка, особенности мальчиков и девочек, основы индивидуального подхода к воспитанию, методы изучения личности ребенка и подростка, охрана жизни и здоровья детей.
Знания из области социальной психологии.
Специфику, закономерности развития и функционирования групп и коллективов, взаимоотношения личности и коллектива, основы руководства детским коллективом; формальные, неформальные лидеры и работа с детским активом, общение в коллективах и с коллективами детей и подростков, способы воздействия в процессе общения, методы изучения детских и подростковых коллективов.
Знания общих основ воспитания (педагогики).
Теорию и методику воспитания и самовоспитания, сущность воспитания.
Основные трудовые операции.
Вожатый: а) творчески, аналитически, конструктивно мыслит; б) пишет; в) читает; г) говорит; д) слушает; е) работает руками; ж) выполняет организаторские действия.
Психофизические аспекты труда: труд вожатого связан с большим физическим и нервным напряжением, которое вызывается: ответственностью за качественное и оперативное выполнение работы, жизнь и здоровье детей, многообразие видов деятельности и трудовых операций, сложностью общения с людьми разного возраста.
Организация труда:
Рабочее время старшего вожатого определяется в соответствии с закрепленной за ним ставкой и является, как правило, внеурочным, каникулярным по отношению к учебному процессу.
Дни, проведенные старшим вожатым на семинарах, учебно-методических сборах с отрывом от производства по направлению органа управления образованием считаются рабочими днями с сохранением средней заработной платы по каждому рабочему месту.
Администрация образовательного учреждения по согласованию с органом управления образованием и рай/гор Советом детской организации, МО старших вожатых, устанавливает для старшего вожатого методический день, который используется для участия в работе МО старших вожатых, работы в библиотеке при подготовке к мероприятиям, методических консультаций и др. Администрация не имеет оснований отказать старшему вожатому в праве участвовать в работе методических семинаров.
Рабочее место:
Старшему вожатому в образовательном учреждении предоставляется рабочее место – отдельный кабинет или часть помещения для организации работы с активом детского объединения, индивидуальной работы с воспитанниками.
Для проведения массовых мероприятий и дел администрация предоставляет имеющиеся в образовательном учреждении помещения – актовые и спортивные залы, спортивные площадки и т.п.
В образовательном учреждении определяется помещение или часть его для создания информационного и ритуального места детского объединения, где содержится общая и оперативная информация о деятельности детского общественного объединения, законы/правила членов объединения, символы, атрибуты и т.д. Кроме того, на территории образовательного учреждения выделяется участок под создание кострового/отрядного места детского объединения. Решение о создании кострового места, его оборудование и содержание принимается образовательным учреждением и детской организацией.
Другие вопросы, связанные с деятельностью детского объединения в рамках образовательного учреждения, оговариваются в Договоре между образовательным учреждением и детской общественной организацией.
Приложение № 4
Принят на Конференции
Марта 1991 года.
Изменения и дополнения
Приняты на Конференции
Октября 1996 года
Изменения и дополнения
Приняты на Конференции
Октября 2001 года
Утвержден в новой
Редакции на Конференции
Протокол №15
От 7 ноября 2006 г.
Утвержден в новой
Редакции на Общем собрании
Протокол №19
От 03 ноября 2010 г.
Устав