Организации и группы политических партий в сибири (1905-1917 гг.)
Политическое самоопределение различных классов и социальных слоев населения Сибири началось значительно позже, чем в европейской части России. Это объясняется рядом причин: экономической отсталостью Азиатской России, малочисленностью и «молодостью» местной буржуазии и рабочих, отсутствием помещичьего землевладения, малочисленностью интеллигенции, отсутствием земских учреждений, низким уровнем грамотности и общей культуры сибиряков.
Строительство Сибирской железнодорожной магистрали, подъем общественного движения в стране, водворение в край значительного количества политических ссыльных, среди которых было немало опытных революционеров-народников, марксистов, а также участников студенческих волнений - все эти факторы способствовали возникновению в 90-х гг. XIX в. - начале 900-х гг. в. как подпольных, так и легальных кружков и групп, прежде всего, в административных и культурных центрах Сибири по линии железной дороги. В 1896-1898 гг. появились первые марксистские («интеллигентские» и «рабочие») кружки в Томске, Омске, Иркутске, Чите. Одновременно организационно неоформленные группы либерально-оппозиционной интеллигенции возникли вокруг редакционных коллективов газет «Сибирский листок» (Тобольск), «Степной край» (Омск), «Сибирская жизнь» (Томск), «Восточное обозрение» (Иркутск), а также в Красноярске, Минусинске, Барнауле, Чите. Неонароднические группы революционного направления сложились в Кургане, Барнауле, Томске, Чите.
В 1901 г. возник «Сибирский социал-демократический союз» с центром в Томске. В 1904 г. завершилось оформление «Сибирского Союза ПСР (партии социалистов-революционеров)», базировавшегося также в Томске. Общесибирские объединения РСДРП существовали до 1908 г., ПСР - до 1910 г. Попытка воссоздания Сибирского Союза РСДРП на совещании в Троицкосавске в 1910 г. закончилась неудачей. Эсеры восстановили Сибирский Союз ПСР в 1916 г.
Мощный толчок к политическому самоопределению сибиряков дала революция 1905-1907 гг. Особенно быстро росло число организаций РСДРП и ПСР, беспартийных антиправительственных объединений. В то же время возникают отделы кадетов, октябристов, монархических союзов. Поражение революции, массовые репрессии правительства и сибирской администрации, рост политической апатии привели к сокращению сети сибирских организаций после июня 1907 г. Изменение в 1905 -1917 гг. их количества показано в таблице 3.
Таблица 3
За 1905-1907 гг. отмечена одна группа «Партии мирного обновления» (Томск). В 1906 г. депутат I Государственной думы И.П. Лаптев вошел в Партию демократических реформ.
Данные таблицы требуют некоторых пояснений. Количество организационных ячеек равно числу действовавших разновременно в течение указанного периода. Уровень организованности политических объединений был весьма различен. Так, если в 1905-1908 гг. у социал-демократов и эсеров было немало «комитетских» организаций, т.е. имевших руководящие органы в виде комитетов, то в 1911-1917 гг. таких насчитывались лишь единицы - преобладали слабо оформленные группы. К трудовическим организациям отнесены сибирские организации Всероссийского крестьянского союза; ряд групп, обеспечивших избрание в Государственные думы депутатов, вошедших во фракции трудовиков. К беспартийным революционно-политическим организациям отнесены военные союзы, местные организации профессионально-политических союзов (учителей, почтово-телеграфных, железнодорожных служащих, инженеров и т.п., активно участвовавших в общественно-политической жизни, ячейки политического «Красного креста», в которые входили члены различных нелегальных партий). Отделы партий кадетов и октябристов существовали как первичные ячейки в основном в 1905-1907 гг., а затем их группы, главным образом, составляли редакционные комитеты либерально-оппозиционных газет (кадеты определяли направление томской «Сибирской жизни», иркутской «Сибири», красноярского «Енисейского края», октябристы - томского «Времени»). В годы первой мировой войны они составляли актив сибирских военно-промышленных комитетов, отделений Союза городов. В течение всего периода они активно действовали в различных культурно-просветительных и профессиональных обществах, не создавая своих партийных отделов.
Это же относится и к организационному оформлению монархистских «Союза русского народа» и «Союза Михаила Архангела». Рост числа их отделений в период реакции связан с созданием на ряде промышленных предприятий и в волостях первичных ячеек при активном содействии администрации и церковнослужителей. Большинство из них быстро прекратили свое существование.
Судя по сети сибирских организаций различных политических партий России, можно прийти к выводу, что несмотря на ее значительное сокращение после поражения первой российской революции, уровень политического самосознания сибиряков, особенно в городах, в канун Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. был значительно выше, чем на рубеже XIX-XX вв.
Литература и источники: Зольников Д.М. Рабочие Сибири в годы первой мировой войны и Февральской революции. Новосибирск, 1982 С.160-167; Крестьянское движение в Сибири. 1861-1907гг.: Хроника и историография. Новосибирск, 1985. С. 71-99; Хазиахметов Э.Ш. Сибирская политическая ссылка 1905-1917гг.: Дисс. на соискание уч. ст. д.и.н. Рукопись. Омск, 1989. С. 308-315; Толочко А.П. Политические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъема (1910-1914 гг.). Томск, 1989; он же. Непролетарские партии в Сибири (1905-февраль 1917 г.). Омск, 1995; Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895-1917 гг./ Вып. I /. Томск, 1994; Вып.2. Томск , 1995.
Глава III
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ (1905-1917 гг.)
ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Одной из причин Первой российской революции стало противоречие между буржуазным развитием страны и феодальной монархией. Царское правительство пыталось преодолеть возникший «кризис верхов» (см. Документы 18 февраля 1905г.). В ходе Всероссийской Октябрьской политической стачки наступило равновесие сил: пролетариат и крестьянство еще не могли победить, а царизм уже не мог победить. 17 октября Николай II по совету С.Ю. Витте подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» и либеральная буржуазия пошла на союз с правительством. Однако после подавления Декабрьского вооруженного восстания революция пошла на спад, что позволило правительству ограничить Государственную Думу в законодательных правах. Государственный Совет был провозглашен высшей палатой парламента (20февраля). Государственную Думу ограничили в распоряжении бюджетом (8марта).
Следует проследить кому принадлежала законодательная власть (Свод основных законов 23 апреля 1906 г., ст. 1-11, 86, 87, 106-113), сохранял ли император права издавать указы, имеющие силу закона (ст. 87). Кто формировал правительство, чтобы ответить на вопрос стала ли Россия конституционной монархией.
Июня 1907 г. Николай II совершил государственный переворот: распустил Думу и объявил о созыве III Государственной Думы на основе нового избирательного закона. Но по ст. 87 Основных законов царь не имел права изменять порядок выборов.
III Государственная Дума закрепила союз дворянства и реакционной буржуазии и началась политика бонапартизма. Бонапартизм проявился в политике Наполеона I и Наполеона III во Франции, Бисмарка в Германии, Столыпина, Керенского в России. Основной чертой бонапартизма стало лавирование монархии между интересами различных социальных групп.
Булыгинская дума
После падения Порт-Артура 20 декабря 1904 г. и событий 9 января 1905 г., положивших начало революции, кризис «верхов» проявился с очевидностью в трех правительственных актах, подписанных Николаем вторым 18 февраля 1905 г.: 1) манифесте царя ко «всем верным нашим подданным»; 2) указе сенату; 3) рескрипте на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. ...
Манифест призывал ... население к содействию царю «словом и делом во святом и великом подвиге одоления упорного врага внешнего, в искоренении в земле нашей крамолы и в разумном противодействии смуте внутренней» «к вящему укреплению истинного Самодержавия».
Указ сенату сообщал, что ... совету министров поручалось «сверх дел, ему ныне подведомственных, рассмотрение и обсуждение поступающих на Наше имя от частных лиц и учреждений видов и предположений по вопросам, касающимся усовершенствования государственного устройства и улучшения народного благосостояния». ...
... Приводим отрывки из рескрипта Булыгину. ...
...Я вознамерился отныне, с Божиею помощью, привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений.
... при непременном сохранении незыблемости основных законов Империи.
Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917/Сост.: С.С. Дмитриев, Р.Г. Эймонтова. М., 1970.С. 344-345.
Учреждение Государственной думы [«Булыгинской» - ред.]
6 августа 1905 г.
1. Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховой самодержавной власти.
2. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет ...
Из положения о выборах в Государственную думу
6 августа 1905 г.
3. Избрание членов Государственной думы ... производится губернским избирательным собранием. ... под председательством губернского предводителя дворянства ... из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей [необходим имущественный ценз - ст. 16, а следовательно рабочие лишались избирательных прав - ред.]; в) уполномоченных от волостей и станиц. ...
6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.
Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.32, 39.
Большевики призвали рабочих и крестьян к активному бойкоту булыгинской Думы, и выборы в Думу не производились. Нарастающий подъем революции и Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 года смели Думу (ред.).
Манифест об усовершенствовании государственного порядка
17 октября 1905 г.
... На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе ... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, ... .
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей. ...
Высочайшее повеление
Государь император высочайше соизволил повелеть председателю комитета министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о совете министров. ” Правительственный вестник“ 18 октября 1905г.
Государственная дума в России: в документах и материалах / Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С. 32, 90, 91.
Избирательный закон 11 (24) декабря 1905 года
Избирательный закон по выборам в Государственную думу, изданный в разгар московского вооруженного восстания 11(24) декабря 1905 г. в отличие от «совещательной» булыгинской Думы предусматривал создание «законодательной» Думы. К ранее установленным куриям - землевладельческой (помещики), городской (буржуазия) и крестьянской - прибавлялась рабочая курия и несколько расширялся состав городских избирателей при сохранении общего числа выборщиков от городской курии. Выборы были не всеобщие. Были лишены права голоса женщины, свыше 2 миллионов мужчин - рабочих мелких предприятий, кочевые народы, военнослужащие, молодежь до 25 лет. Выборы были неравные- 1 выборщик приходился на 2 тыс. избирателей землевладельческой курии, 7 тыс. городской, 30 тыс. крестьянской, 90 тыс. рабочей, т. е. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную думу. По рабочей курии к выборам допускались рабочие с предприятий, имевших не менее 50 рабочих. Предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 посылали одного уполномоченного. Крупные предприятия посылали одного уполномоченного от каждой тысячи человек. Выборы были не прямые, а многостепенные. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян - четырехстепенная избирательная система. Фактически выборы были не тайные.
О переустройстве учреждения Государственного Совета
(Именной высочайший Указ Правительствующему Сенату от 20 февраля 1906 года)
I
1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви [6]; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ [18]; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов [6]; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ [12; 6 - от промышленности, 6 - от торговли- ред.].
2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью ... не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. ... Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.
18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями ...
Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы
III. О членах Государственной Думы.
14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...
23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.
V. О предметах ведения Государственной думы.
31. Ведению Государственной думы подлежат:
а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;
б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;
в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;
г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;
д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; ...
32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.
33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. ...
О порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов
(Именной высочайший Указ Правительствующему Сенату от 8 марта 1906 г.)
I. Проект государственной росписи доходов и расходов вносится одновременно в Государственный совет и Государственную думу. ...
16. Если испрошение в порядке, установленном для утверждения росписи, разрешения на производство неотложного расхода (ст. 15) представляется, по краткости времени, в течение коего должен быть произведен расход, невозможным, то необходимый на покрытие такого расхода кредит открывается по постановлению совета министров. О таких ассигнованиях министры ... вносят в Государственную думу особые представления. В случае открытия кредитов во время сессии, представления, оправдывающие неотложность упомянутых ассигнований, вносятся, по возможности, до окончания сессии, а во всех прочих случаях - в течение двух следующих за открытием новой сессии месяцев. Изъятия из сего правила допускаются лишь в отношении кредитов, требующих тайны, о коих представления вносятся в Думу по миновании необходимости в сохранении тайны.
17. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам порядком, установленным высочайше утвержденными 26 февраля 1890 года (6609) правилами.
ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ
(в новой редакции от 23 апреля 1906 г.)
1. Государство Российское едино и нераздельно. ...
2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.
3. Русский язык есть язык общегосударственный ... .
Глава I. О существе верховной самодержавной власти.
4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.
5. Особа ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА священна и неприкосновенна. ...
7. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.
8. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.
9. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.
10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ в пределах всего Государства Российского.
11. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.
12. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. ... .
13. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР объявляет войну и заключает мир, ... .
14. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР есть Державный Вождь российской армии и флота. ...
15. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР объявляет местности на военном или исключительном положении.
16. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит право чеканки монеты ... .
17. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.
19. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. ...
20. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР издает непосредственно указы и повеления, как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежа Царствующему ИМПЕРАТОРУ, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.
21. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, как главе ИМПЕРАТОРСКОГО дома, принадлежат, согласно Учреждению о ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. ...
22. Судебная власть осуществляется от имени ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА.
23. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение ... .
Глава VII. О вере.
62. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. ...
63. ИМПЕРАТОР, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной. ...
64. ИМПЕРАТОР, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры ...
Глава VIII. О правах и обязанностях российских подданных.
76. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. ...
77. Собственность неприкосновенна. ...
78. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. ...
79. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами...
80. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы ... .
81. Российские подданные пользуются свободою веры. ...
Глава IX. О законах.
86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА...
87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действия такой меры прекращаются, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. ...
Глава X. O Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действия.
98. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созывается указами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.
99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.
100. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам. Общее число Членов Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам.
101. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу.
103. Членом Государственного Совета и Членом Государственной Думы одно и то же лицо одновременно быть не может.
104. Состав Членов Государственного Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих Членов по указу ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, коим назначаются и новые выборы Членов Совета.
105. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.
106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами.
107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издания новых законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ.
108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.
110. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный Совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.
111. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной Думою, признаются отклоненными.
112. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и не удостоившиеся ВЫСОЧАЙШЕГО утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует ВЫСОЧАЙШЕЕ на то повеление.
113. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Государственной Думою, представляются ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ Председателем Государственного Совета.
114. При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим, принятым на себя Российским Государством, обязательствам.
115. Кредиты на расходы Министерства ИМПЕРАТОРСКОГО Двора, вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного Совета и Государственной Думы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обуславливаются постановлениями Учреждения об ИМПЕРАТОРСКОЙ фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам.
116. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя ...
117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам, в порядке верховного управления ... .
118. Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов, разрешаются порядком, установленным для утверждения государственной росписи доходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назначаемых на основании статьи 117, размещаются ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ в порядке верховного управления. ...
Глава XI. О совете министров, министрах и главноуправляюших отдельными частями
120. Направление и объединение действий Министров и Главноуправляющих отдельными частями по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления, возлагается на Совет Министров на основаниях, в законе определенных.
121. Министры и Главноуправляющие отдельными частями имеют право участия в голосовании в Государственном совете и Государственной думе только в том случае, если они состоят членами сих установлений.
Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.90, 91, 104-105, 107, 110, 115-122, 132-133, 135, 141-147; Свод законов Российской Империи. Т. I. Ч. I. СП б., 1906. С. 5-48.
ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
I Государственная Дума работала с 27 апреля (10 мая) 1906 года по 8 (21) июля 1906 г. Председатель - кадет С.А. Муромцев. Большевики объявили бойкот выборам, однако, сорвать выборы не удалось, т.к. уже не было массового революционного подъема. В числе вопросов, обсуждаемых на заседаниях I Государственной Думы, были вопросы о неприкосновенности личности, об отмене смертной казни, о свободе совести и собраний, о равноправии граждан и др. Центральное место занимал аграрный вопрос. В Думе были выдвинуты две основные аграрные программы: законопроект кадетов (42) и законопроект трудовиков («проект 104-х»). В противоположность трудовикам кадеты стремились сохранить помещичье землевладение, допуская отчуждение за выкуп, «по справедливой оценке», лишь тех помещичьих земель, которые обрабатывались преимущественно крестьянским инвентарем или сдавались в аренду.[ред.]
Формула «перехода к очередным делам» на декларацию Совета министров
в I Государственной Думе
Принята 13 мая 1906 года
Усматривая в выслушанном заявлении председателя Совета Министров решительное указание на то, что правительство совершенно не желает удовлетворить народные требования и ожидания земли, прав и свободы, которые были изложены Государственной думой в ее ответном адресе на тронную речь и без удовлетворения которых невозможны спокойствие страны и плодотворная работа народного правительства; находя, что своим отказом в удовлетворении народных требований правительство обнаруживает явное пренебрежение к истинным интересам народа и явное нежелание избавить от новых потрясений страну, измученную нищетой, бесправием и продолжающимся господством безнаказанного произвола властей; выражая перед лицом страны полное недоверие к безответственному перед народным представительством министерству и признавая необходимым условием умиротворения государства и плодотворной работы народного представительства немедленный выход в отставку настоящего министерства и замену его министерством, пользующимся доверием Государственной думы ... Государственная дума переходит к очередным делам.
Таблица 4
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ I И II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО ПАРТИЯМ
I Дума | ||||||
Наименование фракций | в начале сессии | в конце существования Думы | II Дума | |||
число депутатов | ||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
Черносотенцы Октябристы Торгово-промышленная партия Умеренно- прогрессивная партия Прогрессисты Партия демократических реформ Члены фракции "мирного обновления" Автономисты (поляки, литовцы и т. д) Кадеты Трудовики Эсеры Народные социалисты Социал-демократы Беспартийные Казачья группа ИТОГО | - - - - - - - | - 2,9 0,2 0,4 - 0,9 - 14,0 34,1 23,8 - - - 23,4 - | - - - - - - - | - - - - 2,4 2,8 5,0 14,0 32,3 19,4 - - 3,5 20,6 - | - - - - |
Черменский Е.Д. История СССР. Период империализма: Пособие для учителей. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 1974. С. 182, 201
О роспуске Государственной Думы и о времени созыва таковой в новом составе