И социально-экономическое развитие
Постсоветская Россия. Экономические реформы. Конституционный кризис. Россия во второй половине 90-х гг. — начале XXI в.
Постсоветская Россия .
Независимость России была провозглашена Декларацией 12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР. Однако в составе СССР независимость России могла быть только номинальной. Российская власть начинает борьбу с союзными властными структурами. Кульминацией противостояния двух властей стали события августа 1991 г. 19 августа было объявлено о создании ГКЧП (Государственного Комитета по чрезвычайному положению). В ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения. В Москву были введены войска. Сопротивление путчу возглавил Б.Н. Ельцин, который в июне 1991 г. был избран президентом России. После 2 суток противостояния попытка переворота провалилась, члены ГКЧП были арестованы.
8 декабря 1991 г. на встрече в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии —Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич — заявили о создании Содружества независимых государств (СНГ) и роспуске СССР. Позже к ним присоединились Казахстан и ряд других республик. Президент СССР М. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия и уйти в отставку.
После развала Советского Союза и создания Содружества Независимых Государств перед каждой из бывших республик
наиболее остро стояла проблема выбора пути выхода из кризиса. Особенно трудные и масштабные задачи стояли перед российским руководством. Страна сократилась в своих геополитических параметрах. Значительно пострадала обороноспобность России, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств.
Однако самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить населению достойный уровень жизни. Провал ГКЧП и крах перестройки означали не только конец социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников либеральных реформ. Российское руководство избирает либеральный путь, провозгласив переход к рыночным отношениям, а затем и к либеральной политической модели.
Экономические реформы
К началу 1992 г. правительство, возглавляемое Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных экономических реформ. Выход из кризиса в экономике виделся в том, чтобы, освободив цены и либерализовав внешнюю торговлю, запустить рыночные отношения. Конкурентный рынок мог утвердиться только на базе частной собственности, поэтому следовало приватизировать (передать в частную собственность) значительную часть предприятий, ограничить роль государства как хозяйствующего субъекта. Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Проведенная в соответствии с программой либерализация Цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские Цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х гг. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х гг. тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х гг. упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.
Расчет на то, что «невидимая рука» рынка все расставит по своим местам и выведет общество на правильный путь, оказался иллюзией. В соответствии с принципами «свободного рынка» первым шагом к нему стал отпуск цен, который привел к тому, что в условиях монополизированного производства цены взметнулись ввысь на целые порядки, поставив основную массу населения на грань выживания. В противовес представлениям монетаристов о спасительной роли денег как двигателя экономики деньги переместились в финансово-спекулятивную сферу и ушли из производства. Доллар стал основой регулирования отечественной валюты и способом привязки к мировой экономике. В результате — закупорка сложившихся прежде хозяйственных связей, отсутствие средств, неплатежи, бартер, остановки производства, массовая безработица. Конкуренция как способ разрешения экономических противоречий привела к тому, что созданные в советское время предприятия при открытии границ и снятии таможенных барьеров вынуждены были конкурировать с хорошо организованными и отлаженными западными монополистическими объединениями. Либерализация цен вызвала крах всей советской финансовой системы, на фоне которой стали возникать уродливые новообразования — пирамиды, фиктив-
ные и ненадежные банки и прочие учреждения подобного рода. Происходило отмывание криминальных денег, разрушение характерных для советской экономики производственных связей. Основные фонды гигантской советской промышленности лишились поддержки и подвергаются сегодня физическому и моральному износу. Доходная часть государственных поступлений пошла на убыль. Государство стало искать дополнительные источники поступлений.
Приватизация экономики дала простор к расхвату государственных предприятий «предприимчивыми людьми». Расчет на то, что приватизированные предприятия, обретшие «настоящего хозяина», станут локомотивами новой процветающей капиталистической экономики, полностью провалился. Наиболее приспособленными к новым условиям оказались сырьевые отрасли, вернее, нефтегазовый комплекс, созданный, кстати, при советской власти, и некоторые другие, производящие продукцию, которая пользуется спросом на мировом рынке. Уход государства от регулирования экономики обернулся гибельными последствиями для целых отраслей и районов страны, содержание которых базировалось на государственной поддержке.
Одна из наиболее опасных идей, заложенных в реформирование страны, — курс на ее деиндустриализацию, получивший даже теоретическое обоснование в том, что советская промышленность производила «никому ненужный хлам». Главное, в чем состояла опасность подобного курса, — невиданное и неоправданное разрушение индустрии, на создание которой были затрачены такие огромные усилия, положено много лишений и жертв. Какой бы отсталой ни была советская экономика, она являлась основообразующей для общества, и ее разрушение повлекло за собой небывалые социальные катаклизмы.
Резкий поворот к капитализму в стране привел к разрушительным последствиям для российской экономики, и без того находившейся не в лучшем состоянии. В результате реформ она распалась на части. Показатели экономического развития России за последние годы — промышленный обвал и разрушение сельского хозяйства. Национальный доход России в 1998 г. по сравнению с 1990 сократился в 4 раза, валовый национальный продукт — в 2 раза.
Путь на разрушение ВПК — наиболее развитого сектора советской экономики — вылился в разрушение наиболее высокотехнологичных и наукоемких производств. Сама наука, как фундаментальная, так и прикладная, созданная в советское время и до сих пор «играющая» по советским правилам, медленно умирает и выживает в весьма экзотических формах. Одновременно практически на пустом месте происходит бурный рост всякого рода негосударственных форм: академий, институтов, организаций, фондов, лихорадочно ищущих источники существования и мало что дающих самой науке.
Созданный за годы реформ частный сектор в лице многочисленных банков приобрел паразитический характер, связанный не с реальной экономикой, а с выкачиванием и перекачиванием государственных средств, переводом их в валюту и вывозом за границу или обращением в недвижимость. Расчет на то, что после приватизации предприятия окажутся локомотивами экономики, не оправдался. Они попали в руки случайных лиц или иностранцев, у которых иные, чем развитие экономики России, интересы.
Конституционный кризис
Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Назревал конституционный кризис. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».
Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени Б.Н. Ельциным и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент — А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.
В ответ на действия президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе этих событий были жертвы.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. В канун выборов возникло несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («Я-Б-Л»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, единство и целостность России.
В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной думы
в ее составе возникли несколько партийных фракций, наиболее многочисленной являлась фракция «Выбор России» (председатель Е.Т. Гайдар).
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Они решали вопросы внешней политики и международных отношений, осуществляли руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, права свободы труда и частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.
Центральное место в работе Государственной думы 1 созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых были подписаны президентом: законы о правительстве и конституционной системе, новых формах собственности, крестьянском и фермерском хозяйстве, акционерных обществах, свободных экономических зонах и др.
С конца 1994 г. общественно-политическая жизнь в стране все в большей степени определялась борьбой ведущих партий и движений за голоса избирателей на выборах в Государственную думу. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления
и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны.
Сформировавшееся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.
Выборы в Государственную думу 2 созыва состоялись 17 декабря 1995 г. В ее состав были избраны 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из которых являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12 — «Наш дом — Россия», 11 — ЛДПР, 10 —блок Г.А. Явлинского(«ЯБЛоко»), 17 —независимые и 14% — другие избирательные объединения.
Согласно Конституции РФ, прямые выборы в Совет Федерации не проводились. В его состав вошли главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Председателем Совета Федерации стал Е. Строев.
Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Явлинского.
Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятель-
ные республики. Развитие, сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены вооруженные Силы России. Это положило начало чеченской войне.