Партизанское движение в СССР.

В изложении учитель опирается на текст учебника.

План изложения

Формирование партизанских отрядов в первые месяцы войны.

Создание Центрального штаба партизанского движения во главе с П.К.Пономаренко. Роль партизанских отрядов в дезорганизации вражеского тыла.

Бесчеловечная политика фашистских оккупантов как одна из причин роста партизанского движения.

Партизанские операции лета – осени 1943 г.

4. «Все для фронта!»: культура в годы войны.

Главу целесообразно задать на дом для самостоятельного изучения.

Домашнее задание: §25

· подготовить устные ответы на вопросы 1-5 к §25.

· самостоятельно изучить тексты «Все для фронта!», «Культура в годы войны».

· письменно выполнить задание 7 к §25.

Урок 4. СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны.

Цель: сформировать представление о ходе и результатах военных действий 1943 – 1945 гг., способствовать осознанию исторической роли антигитлеровской коалиции.

Основные события: Курская битва, танковое сражение под Прохоровкой, освобождение Киева, Декларация 26 государств, роспуск Коминтерна, Тегеранская конференция, снятие блокады Ленинграда, наступательные операции Красной Армии в январе – мае 1944 г., высадка союзников в Нормандии, операция «Багратион», выход из войны Финляндии.

Основные понятия и названия:Курская дуга, «второй фронт», операция «Багратион».

Основные даты:

1942, 1 января – Декларация 26 государств

1943, июль – Курская битва

1943, ноябрь – освобождение Киева

1943, ноябрь – декабрь – Тегеранская конференция

1944, январь – снятие блокады Ленинграда

1944, весна – лето – освобождение советской территории от оккупантов

Персоналии:Павел Алексеевич Ротмистров, Константин Константинович Рокоссовский, Иван Степанович Конев, Родион Яковлевич Малиновский, Николай Федорович Ватутин.

Оборудование:настенная карта, отражающая военные действия 1943 – 1944 гг.

План урока

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Битва на Курской дуге и ее значение.

Укрепление антифашисткой коалиции.

Освобождение советской земли и открытие второго фронта.

Организация домашнего задания

Ход урока

Проверка домашнего задания

1. Индивидуальный опрос по вопросам 1,2,3,5 к §25.

2. Выборочная проверка письменного домашнего задания.

3. Повторительная беседа по вопросу 4 к §25.

Примечание для учителя: вынесение вопроса о Сталинградской битве и ее переломной роли в ходе войны в конце проверки домашнего задания позволяет использовать повторительную беседу для подготовки учеников к восприятию нового материала.

Изучение нового материала

1. Битва на Курской дуге и ее значение. При изучении данного раздела весьма желательно использование настенной карты; при ее отсутствии можно воспользоваться картами учебника «Военные действия 1942 – 1945 гг.», «Курская битва».

Германский план летней кампании 1943 г. предусматривал попытку перехватить стратегическую инициативу в войне против СССР до начала активных операций войск Великобритании и США в Западной Европе. С этой целью на Восточный фронт перебрасывались практически все боеспособные войска, сюда направлялись новейшие образцы военной техники, в том числе танки «Тигр» и «Пантера».

В районе Курска линия фронта образовывала своего рода выступ («Курская дуга»). План фашистского командования заключался в том, чтобы ударами у оснований Курского выступа прорвать советский фронт, окружить и уничтожить значительные силы Красной Армии и затем перейти в наступление в направлении Москвы.

Однако на этот раз советское командование совершенно правильно определило планы врага. В результате к Курской дуге были подтянуты значительные советские силы, что не позволило противнику создать даже локального перевеса. Советским планом предусматривалось измотать противника активной обороной, заставить его растратить свои основные силы и затем перейти в широкомасштабное наступление.

Немецкое наступление началось 5 июля 1943 г. За последующие две недели немецкие войска, понеся значительные потери, так и не смогли существенно продвинуться в глубь советской обороны. К этому периоду относится крупнейшее танковое сражение мировой истории у деревни Прохоровка, в котором участвовало с обеих сторон около 1200 танков и самоходных артиллерийских установок.

17-19 июля войска вермахта перешли к обороне, а затем начали отступление. Стремительное контрнаступление Красной Армии началось с освобождения городов Орел и Белгород. Затем настал черед Харькова. Надежды врага на укрепление вдоль Днепра также не оправдались, и осенью 1943 г. были освобождены Киев, Новороссийск и Таманский полуостров, Смоленск.

Успехи советских войск летом и осенью 1943 г. означали завершение коренного перелома в ходе войны.

Говоря о причине успехов советских войск, учитель подчеркивает возросшее мастерство советского командования. Уместно завершить изучение данного раздела заслушиванием кратких сообщений учащихся о 2-3 выдающихся военачальниках, из числа упомянутых в тексте учебника.

2. Укрепление антифашисткой коалиции. Опираясь на текст учебника, учитель рассказывает об основных направлениях сотрудничества с союзниками, содержании и значении Декларации 26 государств (1 января 1942 г.). Однако в отношениях между союзниками намечаются определенные сложности и взаимное недоверие.

Вопрос для проблемной беседы: какие противоречия могли возникнуть между СССР и его западными союзниками?

С помощью учителя ученики приходят к выводу, что основными причинами возможных противоречий являлись:

• вопрос об открытии второго фронта в Европе;

• вопрос о послевоенном устройстве Европы;

• противоречия политического и идеологического характера, оставшиеся в «наследство» от 1920-1930-х гг.

Учитель подчеркивает, что преодолеть эти противоречия полностью так и не удалось. Но перед лицом общего врага союзники смогли в значительной степени снизить накал разногласий, прийти к компромиссу. Важной уступкой советской стороны явился в частности роспуск Коминтерна в мае 1943 г.

Важную роль в согласовании действий союзников сыграла Тегеранская конференция (о ее результатах учитель рассказывает, опираясь на текст учебника).

3. Освобождение советской земли и открытие второго фронта. При изучении данного раздела весьма желательно использование настенной карты; при ее отсутствии можно воспользоваться картой учебника «Военные действия 1942-1945 гг.».

План изложения

Окончательный переход военной инициативы на советско-германском фронте к Красной Армии.

Наступательные операции января-мая 1944 г.: деблокирование Ленинграда; освобождение Правобережной Украины и выход к границам Румынии; освобождение Крыма и Причерноморья.

Преимущество Красной Армии перед вермахтом в военном искусстве.

Открытие второго фронта во Франции.

Операция «Багратион»; освобождение Белоруссии и Восточной Польши.

Выход Финляндии из войны. Неизбежность военного поражения Германии.

Домашнее задание: §26

· подготовить устные ответы на вопросы 1-4 к §26.

· письменно выполнить задание 5 к §26.

Наши рекомендации